Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:22, шпаргалка
1) Предмет эк теории: различные подходы
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.
Некоторые из выделенных
рынков также неоднородны и имеют
собственную структуру. Так, товарный
рынок включает в себя потребительский
рынок (рынок предметов первой необходимости,
рынок товаров длительного
Не менее многолик
и разнообразен финансовый рынок, где
предметом купли-продажи
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
деятельность по оценке
отдельных хозяйствующих
Инфраструктура рынка выполняет определенные функции
В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы
`
22)Спрос как экономическая категория: кривая спроса, факторы спроса.
Спрос- это обобщающий
термин, описывающий поведение
Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов.Qd=Q(P,Pc,Ps,I,T,E,N)
Qd – количество товара, которое покупатели желают и могут (готовы) приобрести в единицу времени при данной цене. (P-цена товара, Рс-цена товаров, дополняющий данный товар в потреблении,Ps-цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, I-доход потребителя, Т-вкусы и предпочтения потребителя, Е-ожидания потребителей, N- количество потребителей)
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Все факторы, кроме цены данного товара, называется неценовыми детерминантами спроса.
Между ценой данного товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях, которая называется законом спроса.
Исключение из закона спроса называется «парадокс Гиффена»: рост цены приводит к росту величины спроса на благо.
Qd=a-bP, где Qd- количество спроса на товар, Р- цена данного товара, а- минимальный, не зависящий от цены объем спроса, b- коэффициент, характеризующий реакцию потребителей на изменение цены.
Неценовые детерминанты спроса
1.Изменение доходов потребителей.
Спрос на товар зависит
от изменения доходов потребителей
Блага:
1.Нормальные – блага, спрос на которые растет при росте доходов.
2.Инфериорные – блага, спрос на которые падает при росте доходов.
2.Изменение цен других товаров, связанных с данным товаром.
Спрос на товар зависит от изменения цены на другой товар. Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимозаменяющими. Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимодополняющими.
3. Ожидания покупателей:
Изменения цен в будущем.
4.Число покупателей: Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей.
5. Вкусы и мода.
6. Государственное регулирование
Если повышаются налоги на заработную плату, то располагаемый доход покупателей снижается, что приводит к понижению спроса на товар.
Изменение неценовых факторов спроса приводит к сдвигу кривой спроса.
Рост спроса – сдвиг вправо вверх, падение спроса – сдвиг влево вниз.
Рыночный спрос это общий объем спроса всех потребителей данного товара.
Рыночный спрос на благо образуется в результате сложения идивидуальных способов всех потребителей данного блага.
28) Предложение как эконом. категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложеня.
Предложение(supply)-обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных продавцов продукта.
Qs=Q(P,Pr,Pa,Tech,N,t or sb,E) (Qs-объем
предложения товара, P-цена товара, Pr-цены
ресурсов, используемыхв производстве
товара, Pa-цены альтернативных товаров,
которые могут быть произведены с помощью
тех же ресурсов, что и данный товар,Tech-технологии,
применяемые в производстве товара и характеризуемая
соотношением факторов производства,N-количество
продавцов,t or sb-налоги(tax)или субсидии(subsidy),вводимые
гос-вом для регулирования рынка товара,E-ожидания(
Все факторы, кроме цены данного товара, называются неценовыми детерминантами предложения. Объем предложения-это количество товара, которое продавцы желают и имеют возможность предложить к продаже в единицу времени при данной цене. Кривая предложения-кривая, показывающая, какое количество блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Чем выше цена, тем больше величина предложения при прочих равных условиях.
Изменение цены приводит к изменению величины предложения, что означает движение вдоль кривой предложения. Qs=Q(P)
Индивидуальное предложение-
Изменение неценовых факторов предложения приводит к сдвигу кривой предложения.
1.Применение более прогрессвной технологии приведет к росту предложения.
2. Изменение цен на эк. ресурсы. Рост цен приводит к росту затрат на производство, поэтому предложение уменьшается, и наоборот.
3. Введение потоварного налога (или субсидии) на продавцов.
4. Изменение цен на другие товары.
5. Ожидания изменения цен на товар в будущем.
6. Число продавцов на рынке.
25)Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Цена равновесия-цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
Под равновесным качеством подразумевается такое количество товара, при котором цена спроса равна цене предложения. При равновесной цене рынок устойчив.
Равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, цена спроса равна цене предложения: Qd=Qs; Pd=Ps.
При данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса Pd)совпадает с ценой, минимально приемлемой для продавцов (цена предложения Ps), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены P*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.
Для любой цены выше равновесной объем предложения превышает объем спроса, таким образом возникает избыток товаров на рынке, то есть избыточное предложение. Величина избыточного предложения=Qs1(P1)-Qd1(P1)
Для любой цены ниже равновесной
объем спроса превышает объем
предложения и приводит к избыточному
спросу. Величина избыточного спроса=Qs2(P2)-Qd2
Для определения параметров равновесия необходимо: 1.) приравнять друг к другу функции спроса и предложения и решить полученное уравнение относительно цены; 2.) подставить полученное значение цены в функцию спроса или в функцию предложения.
Qd=a-bP, Qs=c+dP
a-bP=c+dP
P*=(a-c)/(b+d)
Q*=(bc+ad)/(b+d)
Изменение рыночных условий
Последствия
гос. регулирования рыночного
Основными средствами гос. воздействия являются:
- установление «потолка цен». Если потолок цен Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).
- установление «пола цен». «Пол цен» связывается с необходимостью гос. поддержки отраслей. При установлении директивной цены выше, чем равновесная, возникает избыток предложения, поэтому гос-во во избежание появления «черного» рынка с ценой ниже директивной, должно закупить все избыточное предложение Qs(Pg)-Qd(Pg), либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Qd, либо ограничивать объем производства на уровне Qd, соглашаясь на чистые потери об-ва.
3. Регулирование количества.
Политика протекционизма – гос-
31)Конкуренция: понятие, условие, формы и методы.
Четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.
Рынок совершенной конкуренции.
В каких условиях конкурируют фирмы в данной отрасли?
Условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы.
Тогда кривая спроса на продукцию отдельной фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, является при рыночной цене абсолютно эластичной (прямая P=const, параллельная оси абсцисс), хотя спрос на продукцию отрасли в целом имеет обычный отрицательный наклон. (Рис.1) отрасль
(Рис.2) фирма
Прибыль=TR-TC
Прибыль увеличивается,
если P>MC, и уменьшается, если P<MC.
Условие максимизации прибыли для конкурентной
фирмы: P=MC
(Рис.3)
1.Фирма на (Рис.4)
имеет положительную экономическую прибыль, когда цена больше средних затрат, при оптимальном объеме выпуска.
P>AC, π>0.
2. Фирма на (Рис.5)
имеет нормальную
прибыль, то есть
P=AC, π>0
3. Фирма на (Рис.6)
при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и часть постоянных затрат, и несет убытки в размере постоянных затрат, то есть цена меньше средних издержек, но больше средних переменных.
AVC<P<AC, π<0
В этой ситуации убытки меньше, чем они могли быть, если бы фирма вообще приостановила выпуск продукции.
4. Фирма на (Рис.7)