Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:42, шпаргалка
· 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.
· 2. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение
· 3. Состав внешнеэкономических функций экспортноориентированных предприятий
· 4. Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции
· 5. Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 4, ст.12).
Агентские фирмы осуществляют поиск клиентов, представляя интересы фирм-производителей и действуя от имени и за счет последних. Агенту также может быть предоставлено право подписи контракта по доверенности.
В отличие от агентских брокерские фирмы не являются представителями одной из сторон договора купли-продажи. Их обязанность сводится лишь к поиску партнеров и сведению сторон за брокерское вознаграждение.
Перечисленные функции в полной мере или частично (в зависимости от юридического статуса) свойственны внешнеторговым фирмам, работающим на российском рынке.
Образованные в составе
российских предприятий-экспортеров
внешнеторговые фирмы в большинстве
своем не являются юридическими лицами,
осуществляя внешнеторговую деятельность
от имени, по поручению и в интересах
предприятия-экспортера. Однако, многие
внешнеторговые фирмы, успешно прошедшие
период становления и добившиеся
серьезных результатов в
16. Организационные
принципы построения
Организационные принципы построения внешнеторговой фирмы (далее – ВТФ) зависят от функций внешнеэкономической деятельности, отраженных в ее уставе. Устав внешнеторговой фирмы содержит следующие разделы: общие положения и сведения, предмет деятельности, цели и задачи фирмы, ее права и обязанности, принципы управления фирмой и организации ее работы, порядок заключения внешнеторговых сделок, реорганизации и ликвидации, организации документооборота и отчетности.
Общие положения устава отражают
статус внешнеторговой фирмы, основные
задачи и направления деятельности,
порядок взаимоотношений со структурными
подразделениями предприятия-
В качестве предмета деятельности внешнеторговой фирмы отражаются форма выполнения экспортно-импортных операций по избранной предприятием ассортиментной позиции товаров и услуг в соответствии с кодом товарной номенклатуры ВЭД, участие в совместном производстве, производственной кооперации и посреднической деятельности. Здесь же определяются направления и формы работы, необходимые для реализации целей внешнеторговой фирмы: выбор приоритетных направлений ВЭД, изучение конъюнктуры мировых товарных рынков и выявление критерий и требований, предъявляемых к конкурентоспособности товаров, разработка рекламных мероприятий с целью расширения экспорта и т.п.
Права внешнеторговой фирмы определяются действующим российским законодательством. Если фирма является юридическим лицом, то в рамках ее прав предусматривается самостоятельное совершение как в России, так и за рубежом сделок и иных юридических актов с различными юридическими и отдельными физическими лицами: купли-продажи, мены, подряда, найма, перевозки, хранения, страхования, займа, поручения и комиссии, участия в торгах, аукционах, международных ярмарках и выставках, издания рекламной литературы. Отсутствие статуса юридического лица обязывает внешнеторговую фирму действовать от лица и по поручению своей организации или предприятия-экспортера.
В прямой зависимости от
степени юридической
Профиль деятельности фирмы также определяется уставом. Им же предусматривается имущественная ответственность внешнеторговой фирмы и ее обязательства при формировании уставного капитала (фонда).
Важнейшим разделом устава является та часть, где излагаются принципы управления фирмой.
Наиболее значимыми проблемами
в период становления внешнеторговой
фирмы и накопления практического
опыта являются формирование ее оптимальной
структуры, обусловленной целями и
задачами. Выбор экспортной стратегии,
а также изучение основных этапов
и элементов полного цикла
экспортно-импортной операции, правил
и процедур выхода на внешний рынок
и соблюдение их последовательности,
а также условий работы на внешнем
рынке с учетом сложившейся международной
практики. Процесс выхода на внешний
рынок подразумевает всю
17. Основные функциональные
подразделения внешнеторговой
Основной целью создания внешнеторговых фирм является осуществление внешнеторговых операций.
К основным этапам внешнеторговой операции относят:
– проведение маркетинговых исследований рынка;
– поиск зарубежного партнера;
– установление контактов с инофирмой;
– анализ и проработка конкурентных материалов:
● подготовка конкурентного листа;
● расчет экспортных цен;
– проработка условий платежа и поставки;
– подготовка проекта контракта;
– проведение переговоров и согласование проекта контракта;
– подписание контракта;
– исполнение контрактных обязательств;
● поставка товаров;
● расчетно-платежные операции;
– контроль за выполнением контрактных обязательств;
– рассмотрение возможных претензий.
Исходя из целевых особенностей фирмы и содержания основных этапов внешнеторговой операции, главными функциональными подразделениями внешнеторговой фирмы являются маркетинговая и оперативно-коммерческая служба, а также отделы, обеспечивающие обслуживание внешнеторговой деятельности фирмы: планово-экономические расчеты, валютно-финансовые и кредитные операции, учет и отчетность, юридические и инженерно-технические вопросы.
В компетенцию маркетинговой службы каждой внешнеторговой фирмы входят:
● изучение возможностей и рынков сбыта, обеспечение рекламы и продвижения товара, подготовка конкурентных материалов и конкурентного листа, необходимых для формирования базисных условий контракта;
● прогнозирование конъюнктуры товарных рынков и динамики цен, контроль и участие в расчетах и обосновании контрактных цен, анализ эффективности экспортно-импортных операций и отдельных сделок, обеспечение необходимой информацией по конъюнктуре, ценам иностранным фирмам;
● методическое обеспечение работы по изучению внешних рынков и изучение его требований к качеству продукции, аналогичной той, которая поставляется на экспорт, а также обеспечение участия фирмы в работе ярмарок и выставок.
Функции оперативно-коммерческой службы отдельно взятой внешнеторговой фирмы включают:
– проведение переговоров с инофирмами, подготовку коммерческих расчетов по определению базисных и валютно-финансовых условий контракта (цены, условий и способов расчета, выбора валюты цены и платежа, сроков поставки и способов доставки) и заключение контрактов;
– организацию поставок
(перевозку и страхование
– рассмотрение рекламаций по экспорту и предъявление таковых по импорту;
– ведение коммерческой
переписки с иностранными и российскими
контрагентами и другими
– организацию и анализ
кредитных и расчетных
Организационно-правовое и договорное обеспечение работы внешнеторговой фирмы и ее служб: оформление документов по рекламациям, ведение арбитражных дел в рамках международного и национального законодательства возлагается на юридическую службу.
По мере развития внешнеторговой фирмы выполнение технических и подготовительных операций, осуществляемое на первом этапе коммерческими и вспомогательными подразделениями, может быть централизовано путем создания специализированных служб, например копировально-множительного бюро, бюро переводов, отдела автоматизированной обработки данных группы коммерческих расчетов. Содержание последней предполагает обособление счетных работ, обработку акцепта счетов, печатание банковско-финансовых счетов и других платежных, расчетных и товаросопроводительных документов.
18. Полномочия
работников внешнеторговой
Успех работы внешнеторговой фирмы во многом обеспечивается не только выполнением коммерческих, но и управленческих функций, компетенцией и полномочиями ее руководителя. Директор внешнеторговой фирмы назначается генеральным директором экспортоориентированного предприятия (объединения) и входит в состав его правления, принимает решения о заключении экспортно-импортных сделок, подписывает контракты и договоры, определяя и согласуя с руководством предприятия суммы и виды сделок, объемы и условия поставок. Для выполнения своих обязанностей руководитель внешнеторговой фирмы обладает определенными полномочиями.
Полномочие – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются определенной должности, а не лицу, который занимает ее в данный момент.
Объем полномочий, которыми наделяется руководитель внешнеторговой фирмы определяется в соответствии с:
– характером решаемых проблем;
– принципом развитости системы коммуникаций;
– учетом личных особенностей исполнителя;
– морально психологическим климатом организации.
Виды управленческих полномочий:
– обязательные для исполнения распорядительные полномочия;
– функциональные;
– рекомендательные;
– представительские;
– согласительные.
Распределение полномочий происходит в зависимости от того, что:
● полномочий должно быть достаточно для решения возникающих вопросов;
● полномочия должны быть четко определены по взаимодействующим должностям;
● исполнители обязаны самостоятельно принимать соответствующие решения и нести за них ответственность в рамках своих полномочий.
Компетенция заместителей и других руководящих работников фирмы устанавливается директором ВТФ.
Делегирование полномочий – передача права принимать руководящие решения и осуществлять определенные действия своим подчиненным. Делегирование полномочий позволяет руководителю с наибольшей эффективностью использовать свое время. Вся работа, которая поручается подчиненным, делится на три группы:
– подготовительную работу, где происходит сбор сведений;
– рутинную работу, она не
требует особых навыков, но на нее
затрачивается очень много
– специализированную работу, предполагающую наличие особых навыков. Все полномочия, связанные с выполнением данной работы, делегируются, т.к. один человек не в состоянии хорошо выполнять много видов такой деятельности, как правовое обеспечение работы предприятия, маркетинговые исследования и бухгалтерский учет.
В каждой фирме, как правило, есть старшие эксперты, в обязанности которых входят: оценка соответствия качества производимой на экспорт продукции мировым стандартам, согласование ассортимента, определение целесообразности импортных закупок, ведение переговоров, курирование работы экспертов-оперативников (коммерческой деятельности) и экспертов по качеству и ценам, работающих в свою очередь в контакте с товароведами по приемке и закупке продукции, а также с товароведами-претезионистами, занимающимися с инофирмами оформлением рекламаций.
Целесообразность создания внешнеторговой фирмы в составе предприятия-экспортера следует определять путем сопоставления затрат предприятия при отсутствии собственной фирмы (комиссия, уплаченная за экспортно-импортные операции и другие издержки за посредническую деятельность специализированных фирм и организаций) и расходов, связанных с ее содержанием. При этом следует учесть, что эффект будет виден только после одного-двух лет работы фирмы.
Кроме того, в пользу создания внешнеторговой фирмы свидетельствует достаточные объемы экспортной продукции и высокая частота их поставок на внешний рынок.
19. Реформирование
сферы внешнеэкономической
Предпосылки реформирования
внешнеэкономической
● К середине 80-х годов выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д.
● Неразвитость экспортной структуры и зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка узкой группы товаров обернулись для России большими валютными потерями в связи с ухудшением условий мировой торговли и снижением цен на нефть в 1984-1989гг.
● Неконкурентоспособность экспортной машиннотехнической продукции в результате отчужденности производителей от внешнего рынка, отсутствия стимулов по улучшению качества и технических характеристик продукции, низкий уровень технологии производства, отсутствие права распоряжаться заработанной валютой.
Информация о работе Шпаргалка по "Внешнеэкономической деятельности"