Шпаргалка по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:42, шпаргалка

Описание

· 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.
· 2. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение
· 3. Состав внешнеэкономических функций экспортноориентированных предприятий
· 4. Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции
· 5. Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 4, ст.12).

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности.docx

— 261.16 Кб (Скачать документ)

Внутренняя конвертируемость валюты не ограничивает обмена национальной валюты юридическими и физическими  лицами данной страны на своем внутреннем рынке.

Внешняя конвертируемость предоставляет  возможность использовать заработанные в данной стране денежные средства юридическими и физическими лицами как на внутреннем рынке, так и  за его пределами.

Котировка валют – установление курсов иностранных валют по отношению  к национальной, осуществляемое государственными и крупными коммерческими банками  прямым или косвенным методами;

● девальвация – официальное снижение курса национальной валюты, с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. У экспортеров появляются большие преимущества при обмене заработанной валюты на национальную, в росте объема экспортного производства; одновременно, в силу удорожания импорта товаров, сокращаются объемы второстепенных импортных поставок в страну. Вследствие девальвации может наступить более сильное внешнее обесценение национальной валюты по сравнению с внутренним, которое создает благоприятные условия для использования валютного демпинга – спекулятивных операций на внешнем рынке с целью получения прибыли за счет изменения валютного курса;

● ревальвация – повышения официального курса национальной валюты по отношению к иностранным и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновременным удешевлением импорта;

● валютный контроль, включающий в себя: валютную интервенцию (манипуляции государственным банком валютными ресурсами и процентными ставками), которая реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью ограничения (повышения, снижения, поддержания) курса национальной валюты; маневрирование банковскими процентными ставками, оказывающее влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствующее изменению валютного курса; валютные ограничения, целью которых является сокращение внешнего оборотного капитала.

34. Методы нетарифных  ограничений внешнеэкономической  деятельности в Российской Федерации 

Основными методами количественного  нетарифного ограничения в международной  торговле являются квотирование, лицензирование и контингентирование.

Квотирование – лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений.

Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты принимаются во внимание встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.

Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода предоставляют неконкретизированные квоты.

Квотирование вводится для  сбалансирования развития внешней  торговли и платежных балансов, регулирования  спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

Лицензирование – ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на ввоз или вывоз определенного объема товара. Лицензирование является временной мерой, осуществляемой на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков.

Лицензирование применяется  при следующих обстоятельствах:

– при необходимости рационального  использования иностранной валюты;

– при отсутствии таможенных пошлин или их неэффективного использования;

– для выторговывания встречных  уступок;

– в качестве дискриминационных  действий.

Виды лицензий:

● Генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости;

● Индивидуальная лицензия – разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара, содержит сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара, является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (до 1 года);

● Открытые индивидуальные лицензии – разрешение на ввоз неограниченного объема товара;

● Автоматические лицензии с упрощенным процессом выдачи;

● Неавтоматические лицензии – свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в случаях, когда квоты на ввоз продукции заранее не установлены.

Контингентирование – установление государством централизованного контроля над ввозом и вывозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Контингентирование является составным элементом лицензирования.

Находясь поз запретом ГАТТ, контингентирование широко используется отдельными государствами. В этих странах  оно охватывает сравнительно небольшой  круг товаров (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие  виды сырья). «Контингенты» оказывают  влияние на объем и структуру  внешней торговли, а также цены, обеспечивая их рост и принося  крупные прибыли тем компаниям, которые производят или продают  товар, являющийся предметом ограничения.

Следует отличать контингенты  от тарифных контингентов, которые  разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно, выпадая  тем самым из понятия нетарифного  ограничения.

35. Таможенное  регулирование как метод государственно-экономического  воздействия на сферу внешнеэкономической  деятельности: сущность, составные  элементы 

Механизм таможенного  регулирования внешнеторговой деятельности в России развит в меньшей степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее время  по существу выступает как система  экспортного контроля. Принципы таможенного  регулирования заложены в Таможенном кодексе Российской Федерации и  Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и  средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования  и запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу.

Таможенное регулирование  складывается из нескольких элементов: экспортных и импортных тарифов  и пошлин, порядка исчисления и  подтверждения таможенной стоимости  и страны происхождения ввозимого  товара, режима преференций и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в совокупности являются основой для расчета размера  таможенных пошлин и налогов.

Основным элементом механизма  таможенного регулирования является таможенный тариф Российской Федерации  – свод ставок таможенных пошлин (таможенного  тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности.

Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе» устанавливает  порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации  – инструмента торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи  с мировым рынком, а также правила  обложения товаров пошлинами  при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Основными целями таможенного  тарифа являются:

1) рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  Российской Федерации;

2) поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и  расходов на территории Российской  Федерации;

3) создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в Российской Федерации;

4) защита экономики Российской  Федерации от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условия  для эффективной интеграции Российской  Федерации в мировую экономику.

Таможенный тариф применяется  в отношении ввоза товаров  на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с  этой территории.

Таможенные тарифы могут  быть:

– импортные – в таможенном регулировании играют главную роль и оказывают влияние на уровень  внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры  импорта, обеспечивает экономическую  безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики  от иностранной конкуренции.

– экспортные – используется ограниченным числом стран, оказывают  влияние на рост экспортной цены и  служит источником пополнения валютных с ресурсов страны.

Развитие таможенных тарифов  осуществляется двумя способами:

● увеличением номенклатуры товаров (простой таможенный тариф);

● установлением нескольких видов ставок по одним и тем  же товарам (сложный таможенный тариф).

Простой таможенный тариф  предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его  происхождения.

Сложный таможенный тариф  предполагает установление двух и более  ставок по каждому товару, в зависимости  от страны происхождения.

36. Таможенные  тарифы и таможенные пошлины 

Основным элементом механизма  тарифного регулирования служит таможенный тариф – систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Таможенные тарифы могут быть импортные и экспортные, простые и сложные.

Сложный таможенный тариф  предполагает установление двух и более  ставок по каждому товару в зависимости  от страны происхождения. Наиболее высокая  ставка сложного тарифа считается автономной, называется генеральной и предполагает распространение ее на товары тех  государств, с которыми не заключены  торговые договоры и соглашения.

Низкая – конвенционная  или минимальная ставка применяется  по отношению к товарам тех  стран, которым предоставлен режим  наибольшего благоприятствования. таможенные тарифы предусматривают  возможность введения дополнительных антидемпинговых и компенсационных  пошлин, уровень которых может  значительно превышать уровень  максимальных ставок тарифа.

Тарифная квота – количество товара, в пределах которого он может быть ввезен беспошлинно или облагается пониженной ставкой пошлины.

Важным организационным  принципом построения таможенных тарифов  является классификация товаров. Классификационные  схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, определяют их экономическую  эффективность.

Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная  система описания и кодирования  товаров, разработанная в рамках СТС и используемая в практике более 100 государств. Объектом классификации  в ГС являются товары, обращающиеся в международной торговле, сгруппированные  в составе шести подразделений: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций.

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и  характеру воздействия относятся  к рыночным регуляторам внешнеторгового  процесса.

Таможенная пошлина – денежный сбор, или налог, взимаемый государством с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими таможенной границы. Таможенные пошлины увеличивают размер стоимости товара и снижают его конкурентоспособность.

Виды таможенных пошлин:

– адвалорные пошлины предполагают обозначение процентной ставки по отношению к цене товара и применяются в большинстве стран;

– специфические пошлины выражают размер пошлины в виде фиксированной денежной величины, взимаемой с физического объема (веса) единицы товара;

– смешанные пошлины означают одновременное применение адвалорных и специфических пошлин по отношению к одному товару;

– альтернативные — предоставляют таможенным органам право взимания пошлины на их усмотрение;

В зависимости от страны происхождения товара таможенные пошлины  делят на:

– максимальные (импортные) – предполагают установление ставок для товаров, ввозимых из любой страны;

– минимальные – для товаров из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования;

– преференциальные – в отношении товаров из конкретно обозначенных стран или групп стран.

В зависимости от характера  происхождения различают пошлины:

– автономные (ввозные) – устанавливаются правительством в одностороннем порядке вне зависимости от существующих договоров и соглашений между государствами. Они отличаются значительными размерами, вследствие чего являются предметом двусторонних и многосторонних переговоров и соглашений для снижения путем взаимных уступок;

– конвенционные (импортные) вырабатываются в процессе переговоров и фиксируются сторонами-участниками. Они не под1лежат повышению без согласия сторон или сопровождаются компенсацией в форме тарифной уступки по другим позициям.

Информация о работе Шпаргалка по "Внешнеэкономической деятельности"