Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:10, контрольная работа
волюция экономической мысли представляет собой сложный противоречивый процесс, который отражает и предопределяет весь ход экономического развития.
Экономическая наука не является одной монолитной теорией. Это скорее множество соперничающих парадигм, каждая из которых при определенных обстоятельствах и усилиях ее основателей и последователей может стать доминирующей, вытеснив остальные на периферию этой области знаний, и оставаться таковой до тех пор, пока не исчерпает возможности адекватно объяснять происходящие процессы и прогнозировать будущее.
Введение
Эволюция экономической мысли
представляет собой сложный
Экономическая наука не является одной монолитной теорией. Это скорее множество соперничающих парадигм, каждая из которых при определенных обстоятельствах и усилиях ее основателей и последователей может стать доминирующей, вытеснив остальные на периферию этой области знаний, и оставаться таковой до тех пор, пока не исчерпает возможности адекватно объяснять происходящие процессы и прогнозировать будущее.
Предметом истории экономических отношений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических систем взглядов на разных этапах развития человеческой цивилизации.
С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется и по сей день (для России обостряется).
Главная проблема – это выбор идеальной модели социально-экономического устройства. Сделать этот выбор можно лишь на основе выбора экономической теории, принятия ее, и всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
В данной работе дается характеристика классического направления в истории экономических учений. Будет рассмотрен следующий круг вопросов: что обусловило вытеснение концепции меркантилизма и двухсотлетнее господство классической политической экономии; как в экономической науке трактуют термин «классическая политическая экономия»; какие этапы охватывает в своем развитии классическая политическая экономия; каковы особенности предмета и метода изучения «классической школы».
Неоклассическая школа сформировалась в 90-х гг. XIX в. после опубликования книги А. Маршалла "Принципы экономики" (1890). Неоклассическая теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической политэкономии с идеями маржинализма. Возникновение предельного анализа Маршалл понимал не как революцию в науке, а как результат ее эволюции. После того как полезность была соединена с общественными издержками, была создана общая теория сопоставления результатов и затрат, возникла так называемая вторая классическая ситуация. Неоклассическая школа господствовала до 30-х гг. XXв.
Прежде всего нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные.
Экономическое
учение А.Маршалла, несомненно, внесло
огромный вклад в исследование рыночного
хозяйства, поэтому изучение данной
темы является актуальным в процессе
обучения.
1.Характерные признаки классической школы политической экономии
Классическая политическая экономия возникла в то время, когда предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Уже в мануфактурный период, который на первый план в экономике выдвинул капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое первенство новой концепции-концепции экономического либерализма. Она базировалась уже на принципах невмешательства государства в экономические процессы и неограниченной свободе конкуренции предпринимателей.
Произошедшие социально-
Этот период положил начало
новой школы политической
Повсеместно возобладало «
Впервые термин «классическая
политическая экономия»
В современной зарубежной
Принято считать, что
В развитии классической политической экономии условно можно выделить четыре этапа:
Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Его главные представители – У. Петти и П. Баугильбер. Именно они первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Основу богатства и благосостояния они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.Завершила этот этап так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ее представители (Ф. Кенэ и А.Тюрго) в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и полного его развенчания.
Второй этап охватывает период последней трети XVIII в. И связан с именем и трудами А. Смитта. Именно его понятия «экономический человек» и «невидимая рука» убедили экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов. Во многом благодаря А. Смиту вплоть до 30-х годов XX столетия считалось неопровержимым положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. «Ни один западный студент, ученый не может считать себя экономистом без его трудов».
Авторы «Истории экономических
Классическим считаются и
Третий этап приходиться на первую половину XIX в., когда завершился промышленный переворот в ряде стран. В этот период многие последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению его основные идеи и концепции. Они обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Как представителей данного этапа следует выделить французов Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Риккардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и других. Последователи и ученики А.Смита подвергли углубленной обработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего учителя. Например, происхождение стоимости товаров и услуг они видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства. Но такого рода затратный подход в действительности оставался недоказательным. И все же каждый из них оставаил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений заметный след.
Например, Ж.Б. Сэй впервые ввел в рамки экономического исследования проблематику равновесия между спросом и предложением, реализации сосокупного общественного продукта в зависимости от коньюктуры рынка. В основу вкладывалось положение о том, что при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости.
Д. Риккардо спорил с А.Смитом:
разделяя в целом взгляды
Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в. Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, они симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, по его мнению должна была привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государств и экономике бесклассового общества.
Классическая школа политической экономии имеет следующие характерные признаки:
-неприятие
протекционизма в
-преимущественный
анализ проблем сферы
-выработка
и применение прогрессивных
-опираясь
на причинно-следственный
-категория
«стоимость» признавалась
-деньги
были признаны стихийно
Классическая школа