В случае, если речь идет о долгосрочной
перспективе, роль основного ценообразователя
переходит к предложению и связанным с
ним денежным издержкам производства.
По Маршаллу именно производство определяет
движение потребностей, которые затем
выступают в виде предельных полезностей
и спроса.
Такое описание механизма формирования
цен, однако, не может претендовать
на объективное отражение процесса
ценообразования в условиях капитализма,
свободной конкуренции. Прежде
всего, потому, что в нем нет
признаков именно капиталистического
рынка. Их заменил стерильный,
внеисторический образ взаимодействия
рыночных сил. Как и многие буржуазные
теоретики, А. Маршалл отрицает специфику
капиталистических рыночных отношений.
Как подчеркивал Карл Маркс, «это достигается
тем, что отношения между капиталистическими
агентами производства сводится к простым
отношениям, вытекающим из товарного обращения».
Анализ спроса и предложения,
отклоняющих рыночную цену от уровня равновесия,
не дает ответа на вопрос о том, чем же
определяется сама цена равновесия. Решение,
предложенное Маршалом (денежные издержки
производства), похоже на трактовку теории
издержек производства. Но сами издержки
зависят от цен факторов производства.
Получается, что Маршалл и его последователи
объясняют цены ценами.
На разработки кембриджской школы
следует посмотреть с двух
сторон. Если видеть в них объяснение
внутреннего механизма ценообразования
при капитализме, то становится
ясным ряд принципиальных дефектов,
искажение действительности. Проявляется
их идеологический аспект. Но
если обратить внимание на
ту их часть, что относится
к конкретным проблемам, возникающим
на товарных рынках, то можно
обнаружить реалистические моменты,
найти научные результаты, имеющие
практическую ценность.
Концепция эластичности спроса.
Данная концепция – показатель зависимости
объема спроса от изменения цены. Эластичность
спроса зависит от трех факторов: предельной
полезности, рыночной цены и денежного
дохода.
Маршалл поставил спрос на
определенный товар в зависимость
от трех главных факторов: предельной
полезности, рыночной цены и денежного
дохода, используемого на потребление.
Особое место он отводил предельной полезности
товара. Она становиться пределом колебания
рыночной цены, поскольку равна той максимальной
цене, которую покупатель согласен уплатить
за данный товар. Маршалл утверждал, что
максимальная цена является автономной,
независимой от рынка ценой спроса и определяется
только потребностью в товаре и его запасом.
Можно привести пример эластичности спроса:
предположим, что величины предельной
полезности и дохода постоянны. Рыночная
цена какого-то товара увеличилась на
1 %, а спрос на него, испытывающий влияние
этой цены, сократился более чем на 1 %.
Тогда, согласно Маршаллу, движение спроса
было эластичным по цене. Соответственно,
спрос считался не эластичным, когда он
менялся менее чем на 1 % при однопроцентных
колебаниях рыночной цены.
Данная концепция имеет явные
недостатки:
-выдвигается
на первый план предельная
полезность и ее трактовка
в духе австрийской школы;
- игнорируется
социальная структура общества,
влияющая на распределение национального
дохода, а следовательно, на покупательную
способность групп населения.
В то же время в целом
ее можно считать научным достижением
кембриджской школы.
Идеи
Маршалла открыли дорогу различным
прикладным исследованиям товарных
рынков, имеющим несомненное практическое
значение.
Теория предложения.
Ведущая роль в этой теории
принадлежит понятию «предельные
издержки». Под ним понимались
издержки производства последней
единицы определенного товара. Как
и при исследовании спроса
Марщалл отождествлял предельные издержки
с той минимальной ценой (ценой предложения),
по которой предприниматель готов поставлять
свой товар. Если придерживаться его точки
зрения, то цена предложения превратиться
в начальный пункт движения рыночной цены
в положение равновесия.
Но, как отмечал Маршалл, цена
предложения в разных отраслях
ведет себя по-разному. Возьмем
отрасли, в которых предельные
издержки, а значит и цена предложения
не зависит от объема выпускаемой
продукции. Согласно Маршаллу в них действует
закон постоянной производительности.
В других производствах с ростом объема
изготавливаемых товаров предельные издержки
снижаются, т.е. действует закон возрастающей
производительности. Также имеются отрасли,
которые подчиняются закону убывающей
производительности – по мере увеличения
размеров производства наблюдается рост
предельных издержек и соответственно
цен предложения.
В этом описании можно отметить
некоторые характерные для того
времени явления капиталистического
производства и обращения. К
примеру, выделив отрасли, которые
развиваются по закону возрастающей
производительности, А. Маршалл заметил
складывающегося в это время
массового производства стандартной
продукции. Эти отрасли отличались
высокой эффективностью и способностью
насыщать рынок по сравнительно
низким ценам.
Концепция
издержек.
Сторонники кембриджской школы
видели в предельных издержках
сумму доходов, имеющихся у
владельцев определенных факторов
производства. Сюда входит заработная
плата, процент на денежный
капитал и предпринимательский
доход.
Маршалл, используя приемы маржиналистской
методологии, рассматривал рабочего
как рационального субъекта, оценивающего
плюсы и минусы своего участия
в производстве. К минусам относились
сами трудовые затраты и тягости
труда, а к плюсам – заработная
плата предназначенная для компенсации
отрицательных эмоций рабочего
от трудностей.
Соответственно описывалось и
поведение владельца производства:
он может либо немедленно потратить
капитал на личные нужды, либо
«отсрочить удовольствие» (как
писал Маршалл), направив капитал
в производство с расчетом
на процент. Его величину экономисты
кембриджской школы ставили в зависимость
от субъективных оценок собственника
капитала, от того, на сколько он сочтет
второй вариант выгоднее первого.
Доход предпринимателя делился
на две части: первая – компенсация
трудозатрат предпринимателя на
управление производством, а вторая
выступала в виде платы за
риск работы на неизвестный
рынок. Такая трактовка издержек
производства приносила мало
пользы буржуазной политэкономии
благодаря своим идеологическим и апологическим
качествам. Чтобы иметь более низкие издержки
разумная производительность будет стремиться
к самому эффективному сочетанию факторов
производства. Данная концепция не согласовалась
с действительностью. Очевидно, что отрицательные
эмоции сами по себе не имеют никакой созидательной
силы, не могут быть источником ни продукта,
ни дохода. Субъективный оценки рабочего
и денежного капиталиста явно не соизмеримы
и их нельзя подвести под общий знаменатель
в виде издержек производства.
Идеи кембриджской школы преобладали
в буржуазной экономике вплоть
до 30-х годов. Последовавшие деле
кризисные потрясения показали
необоснованность расчетов А Маршалла
на высокую эффективность рыночного механизма
и способность его обеспечить саморегулирование
капиталистического хозяйства. Противоречивое
явление капиталистического воспроизводства
невозможно объяснить только с позиции
изолированного рационального субъекта.
Но следует отметить, что создатели
этой школы дали развернутое
описание системы свободного
предпринимательства, включая подходы
к разработке проблем, с которыми
сталкиваются на рынке реально
существующие производители и
потребители, утвердили преимущество
функционального анализа. Положения
школы образовали теоретические
и методологические предпосылки
для последователей Маршалла
и его критиков. Подвергнутые
переоценке идеи кембриджской
школы удерживают крепкие позиции
в современной политэкономии.
Заключение
Таким образом, классическая
школа политической экономии относится
к числу зрелых направлений экономической
мысли, оставивших глубокий след в истории
экономических учений. Экономические
идеи классической школы не потеряли своего
значения до наших дней. Классическое
направление зародилось в XVII веке и расцвело
в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга
классиков состоит в том, что они поставили
в центр экономики и экономических исследований
труд как созидательную силу и стоимость
как воплощение ценности, положив тем
самым начало трудовой теории стоимости.
Классическая школа стала провозвестницей
идей экономической свободы, либерального
направления в экономике. Представители
классической школы выработали научное
представление о прибавочной стоимости,
прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах
классической школы, по сути, зародилась
экономическая наука.
Отметим основные направления
учения А. Маршалла.
- Центральное
место в его учении занимает проблема
рыночного формирования цен. Рыночная
цена – это результат пересечения цены
спроса и предложения. Равновесная цена
– в точке равновесия спроса и предложения
( крест Маршалла). Идеальная картина рыночного
взаимодействия – это когда спрос и предложение
в равной степени влияют на изменение
цены. Причем на разных отрезках времени
появляются разные закономерности. Например,
в краткосрочном периоде спрос берет на
себя роль главного регулятора цены, а
в долгосрочном – предложение.
- Концепция
эластичности спроса выступает, как показатель
зависимости объема спроса от изменения
цены. Эластичность спроса зависит от
трех факторов: предельной полезности,
рыночной цены и денежного дохода.
- Для того,
чтобы иметь более низкие издержки, разумная
производительность будет стремиться
к самому эффективному сочетанию факторов
производства.
- Теория распределения
– четыре фактора производства: земля
- рента; труд – заработная плата; капитал
– процент; фактор организации – прибыль,
что составляет в сумме национальный дивиденд.