Система экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание

волюция экономической мысли представляет собой сложный противоречивый процесс, который отражает и предопределяет весь ход экономического развития.
Экономическая наука не является одной монолитной теорией. Это скорее множество соперничающих парадигм, каждая из которых при определенных обстоятельствах и усилиях ее основателей и последователей может стать доминирующей, вытеснив остальные на периферию этой области знаний, и оставаться таковой до тех пор, пока не исчерпает возможности адекватно объяснять происходящие процессы и прогнозировать будущее.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории экономических учений.docx

— 45.74 Кб (Скачать документ)

     Можно выделить основные идеи классической политической экономии:

- человек  здесь рассматривается только  как «экономический», имеющий  лишь одно стремление – к  собственной выгоде, к улучшению  своего положения. Не принимаются  во внимание такие категории,  как нравственность, культура и  т.п.;

- Все  стороны, которые участвуют в экономической сделке, свободны и равны перед законом;

- каждый  экономический субъект в полной  мере осведомлен о ценах, прибыли,  заработной плате и ренте на  любом рынке как в данный момент, так и в будущем;

- рынок  обеспечивает полную мобильность  ресурсов, то есть труд и капитал  могут мгновенно перемещаться  в необходимое место;

- эластичность  численности рабочих по заработной  плате не меньше единицы, т.е. любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а уменьшение – к уменьшению численности рабочей силы;

- единственная  цель капиталиста – максимизация  прибыли на капитал;

- на  рынке труда имеет место абсолютная  гибкость денежной заработной  платы. Ее величина определяется  только отношением между спросом  и предложением на рынке труда;

- накопление  капитала является главным фактором  увеличения богатства;

- конкуренция  должна быть совершенной, а  экономика – свободной от вмешательства  государства.

    Классической данную школу называют, прежде всего, за подлинно научный  характер многих ее теорий  и методологических положений,  лежащих в основе современной  экономической науки. Благодаря  представителям классической политической  экономии экономическая теория  обрела статус научной дисциплины. И в наше время, говоря «классическая школа имеют в виду школу, которая остается верной принципам, завещанным учителями экономической науки, старается развить их, не изменяя их существо».

    Идеи кембриджской школы господствовали в буржуазной экономической науке вплоть до начала 30-х годов. Последующие кризисы показали необоснованность расчетов А. Маршалла на высокую эффективность рыночного механизма и его способность обеспечить саморегулирование капиталистического хозяйства. Стало ясно, что протеречивое явление капиталистического производства невозможно объяснить только микроэкономически с позиции изолированного субъекта.

    Возникновение и развитие кейнсианского макроэкономического учения и появление макроэкономики в самой классической политэкономии ослабили влияние кембриджской школы, но не превратили в теоретический анахронизм. Именно создатели этой школы представили развернутое описание свободного предпринимательства. Ее положения образовали такую теоретическую и методологическую основу, без которой не смогли обойтись ни последователи А. Маршалла, ни его критики. Идеи кембриджской школы, пройдя некоторую переоценку, прочно удерживают позиции и в современной политэкономии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Экономическое  учение А. Маршалла

    Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл, один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. Его теория стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии и др. течений, но и положила начало новому направлению современной экономической науки - неоклассической политэкономии.

    С кембриджских реформ начался  повсеместный переход буржуазных  экономистов на путь изучения  функциональных соотношений между  экономическими явлениями. Опираясь  на этот принцип, А. Маршалл  пытался придать свей теории  практическую ориентацию, наполняя  её экономико-математическими разработками  конкретных проблем рынка.

    Альфред Маршалл (1842-1924гг.) – английский экономист, собравший воедино для поколений, изучающих политическую экономию, учение о предложении и спросе. Его книга «Принципы политической экономии» (1990г.) была первым учебником, в котором математический анализ применялся для изучения спроса и предложения на различных рынках, впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях. В соей книге он писал: « Почти все главные проблемы в политэкономии имеют одну сущность: как балансируются две противостоящие друг другу группы мотивов…»

    Маршалл   был   синтезирующей   фигурой.   Он   обладал   талантом   к систематизации и развитию  концепций,  выдвинутых  экономистами  прошлого  и настоящего.

    В своих работах Маршалл пытался поддерживать баланс теории и практики. Он стремился сделать экономическую  теорию  практически  полезной,  понятной для  бизнесмена и государственного чиновника.

    Маршалл,  при  изложении  своих  теорий,  отводил  математике   весьма скромное  место.  Все  диаграммы  он  выносил  в сноски,  а   уравнения   в математические приложения. Маршалл видел в математике  лишь строгий язык,  с помощью которого можно точнее выразить  мысль,  и отвергал  математику  как средство анализа. В письме к  А.Боули  он  писал:  «В  последние  годы  моей работы у меня росло ощущение, что, связывая хорошую  математическую  теорему с экономической гипотезой, мы вряд ли получим хорошую экономическую  теорию.

     Поэтому я все больше руководствовался следующими правилами:

     1. Используй математику как стенографию,  а не средство анализа;

     2. Пользуйся математическими записями  до конца исследования;

     3. Переведи на английский язык;

     4. Проиллюстрируй важными примерами  из реальной жизни;

     5. Сожги математику;

     6. Если стадия (4) не удалась, сожги  (3).

Последнее мне часто приходилось делать».

     В  своих  трудах  Маршалл  пытался  объединить  подходы  маржинализма, классической   политической   экономии   и   исторической   школы.   Подобно «классикам» он ставил на  передний  план  проблемы  экономического  роста  и распределения.

   Маршалл   определил   экономику   как:   «учение    о    нормальной жизнедеятельности  человечества».   Этим   он   показывает,   что экономическая теория – это не «искусство  для  искусства».  Альфред Маршалл предполагал ее практическое применение. Свои работы он  писал  для  широкого круга читателей.

    В целом разделяя методологическую  систему маржинализма, А. Маршалл  внес в нее определенное своеобразие.  Он отказался от субъективных  оценок предельной полезности в анализе цен, отведя им место одного из факторов, влияющих на спрос. Он также отклонил точку зрения английских экономистов Дж. Мак-Куллоха и Р. Торренса, которые видели конечное основание цены в издержках производства.

    Экономисты кембриджской школы  определяли так: ни спрос, ни  предложение не имеют приоритета  с точки зрения определения  цен и являются равноправными  элементами механизма рыночного  ценообразования.

    С кембриджских реформ начался  переход буржуазных экономистов  на путь изучения функциональных  соотношений между экономическими  явлениями. Опираясь на этот  принцип, А. Маршалл пытался придать своей теории практическую направленность, наполняя ее экономико-математическими разработками конкретных проблем рынка.

    С точки зрения преемственности  идей «классиков», А Маршалл  исследовал экономическую деятельность  людей с позиции «чистой» экономической  теории, идеальной модели хозяйствования, которые возможны лишь благодаря  «совершенной конкуренции». Он охарактеризовал  ее лишь как «частную» ситуацию, на уровне «фирмы» (микроэкономики).

    Термин «экономика» А. Маршал  ввел в первой же главе книги  «Принципы экономики», которая начинается  с определения: « Политическая  экономия, или экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния». Даже автор известного учебника АО экономике П. Самуэльсон говоря о том, что «само название предмета моей науки – экономика – подразумевает экономию и максимизацию», ссылается именно на «Принципы» А. Маршалла.

     А.Маршалл признает, что в современной ему экономике «распределение национального дивиденда плохое». Но если допустить «равное распределение национального дохода, — пишет он, — ...доходы народных масс — хотя они, конечно, значительно возрастут разово вследствие устранения всех неравенств — и близко не поднимутся даже временно к уровню, предсказываемому социалистическими ожиданиями золотого века. Однако это осторожное мнение, — заключает ученый, — не означает молчаливого одобрения существующего неравенства богатства... Неравномерность богатства... серьезный дефект в нашем экономическом устройстве. Любое уменьшение его, достигнутое средствами, которые не подрывают мотивов свободной инициативы,.. было бы, по-видимому, явным общественным достижением». 
 

    А. Маршал, в целом разделяя методологическую систему маржинализма, внёс в неё определённое своеобразие: отказался от субъективных оценок предельной полезности в анализе цен, отведя им место одного из факторов, влияющих на спрос. Также была отклонена точка зрения английских экономистов Дж. Мак-Куллоха и Р. Торренса, видевших конечное основание цены в издержках производства.

    а) Механизм рыночного формирования  цен.

    Центральное место в учении  Альфреда Маршалла занимала проблема  рыночного формирования цен. Рыночная  цена – результат пересечения  цены спроса и предложения.  Равновесная цена – в точке  равновесия спроса и предложения  (так называемый «крест Маршалла»). По его мнению, идеальная картина  рыночного взаимодействия – это  когда спрос и предложение  в равной степени влияют на  изменение цены. Причем на разных  отрезках времени проявляются  разные закономерности.

    А.Маршалл признавал только функциональный анализ. Поэтому все три параметра (цена, спрос и предложение) рассматривались вместе, в их взаимодействии. Он считал, что с одной стороны рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены. Допустим, если на определенном рынке цена товара растет, то, как правило, спрос на него снижается, а предложение сокращается. И наоборот – цена идет вниз, спрос повышается, а предложение сокращается. Из этого следует, что рыночная цена в ходе своих колебаний может достичь некоторого устойчивого состояния, стать ценой равновесия, спрос на данный товар уравнивается с его предложением.

    С другой стороны, рыночная система работает и в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. К примеру цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расширение предложения. Предложение же, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, к отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Спрос увеличивается, опережая предложение, что влечет за собой повышение цены в сторону равновесия.

   Это, согласно Маршаллу, идеальная  картина рыночного взаимодействия  – спрос и предложение в  равной мере влияют на изменение  цены. Но она также зависит  от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный период, проявляются одни закономерности, а когда анализируется длительная перспектива – другие. То спрос, то предложение берет на себя роль главного регулятора цены.

  В рамках краткосрочного интервала главенствует спрос. Это объясняется тем, что предложение более инерционно, не поспевает за постоянными колебаниями спроса, отстает, поскольку для его изменения требуются новые условия производства, зачастую и создание дополнительных производственных мощностей. Поэтому величина предложения приобретает постоянный характер, а спрос превращается в решающий ценообразующий характер и любое его повышение ведет к росту цены.

Информация о работе Система экономических учений