Система показателей рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть

оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж,

прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того,

чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного

предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными

характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по

оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими

показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для

характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных

направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в

экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или

доходности).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятие рентабельности…………………………………………………..4

2. Система показателей рентабельности…………………….. …………….6

2.1. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности.. …..…………. .6

2.2. Анализ финансовой рентабельности……………………………………9

2.3. Анализ рентабельности продукции…………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………15

Задача……………………………………………………………….16

Список используемой литературы…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по теории экономического анализа.Готова.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

рассмотренной взаимосвязи.

  2.3. Анализ рентабельности продукции                    

Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации

товаров, работ  и услуг характеризуется показателем  рентабельности продукции.

Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости  продукции. Этот

показатель может  быть широко использован в аналитических  целях, так как

позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с

различными показателями затрат на продукцию.

Например:

    

                       (20) 

Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить

внутризаводские и межзаводские сравнения как  по общему объему продукции, так

и по отдельным  их видам.

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП)

прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость

реализованной продукции (СРП):

                                                                                                                 (21)

Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит

предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации.

Иногда при  расчетах данного показателя в числителе  используют чистую прибыль

предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на

основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-

сбытовой и  другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на

показатель оказывает  влияние и налогообложение.

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции,

но и за изменениями  в политике ценообразования рассчитывают показатель

рентабельности  продаж (RРП). Он определяется отношением чистой

прибыли (ЧП) или  прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от

реализации (ВРП):

                                                                                                            (22)

По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по

изменению ценовой  политики или усилению контроля за себестоимостью продукции.

Показатель можно  определять в целом по продукции  или по отдельным ее видам.

Исходя из приведенной  формулы расчета рентабельности продукции, можно определить

влияние на ее изменение  по сравнению с базисным периодом изменения цен на

продукцию и  изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от

реализации как  разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и

полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула

расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим  образом:

                                                                                                            (23)

Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных  цен на

реализованную продукцию определяется по формуле:

                                                                                   (24)

Влияние фактора  изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:

                                                                                   (25)

Общее изменение  рентабельности продаж по сравнению  с базисным периодом должно

быть равно  сумме влияния перечисленных  двух факторов, т.е.:

                                                                                                          (26)

 

Заключение    

                             

Рентабельность  характеризует результативность деятельности организации.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль  имеет фирма с

каждого рубля  средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные

группировки системы  показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких

классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели

рентабельности  хозяйственной деятельности, показатели рентабельности,

характеризующие финансовую деятельность организации  и показатели

рентабельности  продукции.

Как мы выяснили в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной

деятельности  отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность

источников, которые  используются предприятием для осуществления  своей

деятельности.

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций

собственников предприятия, которые предоставляют  ему ресурсы или оставляют  в

его распоряжении всю или часть принадлежащей  им прибыли с целью получения

максимального дохода в будущем.

И, наконец, показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы,

касающиеся определения  эффективности основной деятельности предприятия по

производству  и реализации товаров, работ, услуг.

 

Задача

Используя данные отчетности по труду организации  определить:

  1. Выполнение плана по объему производства и ассортименту производства продукции;
  2. Влияние уровня экстенсивного и интенсивного использования трудовых ресурсов на величину объема производства;
  3. Величину абсолютного и относительного отклонения у численности работающих в отчетном периоде;
  4. Влияние структуры кадров на изменение объемов производства и уровень производительности труда работающих;
  5. Влияние частных факторов на уровень производительности труда одного работающего;
  6. Влияние частных факторов на уровень производительности труда одного основного рабочего.
Показатели План Факт Отклонения (+,-)
1.Объем  производства продукции, т.р.:

a)

b)

с)

d)

 
2000

400

500

3000

 
2200

380

480

3100

 
2.Среднесписочная  численность работающих (ппп) 3348 3315 33
3.Среднесписочная  численность основных рабочих 2470 2446 24
Показатели План Факт Отклонения (+,-)
4.Отработано  всеми основными рабочими:

человекодней

человекочасов

 
555900

4412000

 
561700

4460000

 
5.Расчетный  объем товарной продукции 5900 6160 260
6.Производительность  труда одного рабочего(ппп) 1,762 1,858 0,096
7.Производительность  труда одного основного рабочего 2,389 2,518 0,129
8. d,% 73,775 73,858 0,083
9. Д 225,061 229,640 4,579
 
 
Показатели План Факт Процент выполнения Процент недовыполнения Факт в пределах плана
Объем продукции, т.р.:

a

b

c

d

 
 
 
2000

400

500

3000

 
 
 
2200

380

480

3100

 
 
 
110

95

96

103

 
 
 
-

5

4

-

 
 
 
2000

380

480

3000

Итого 5900 6160     5900
 

Решение:

1.

Процент выполнения плана по объему производства = 6160 * 100% = 104,41%
5900
 

Для анализа  выполнения плана по ассортименту используем 3 способа:

  1. Способ наименьшего % - 95% .
  2. Расчет суммы % - в недовыполнения плана и вычитания ее из 100%

100% - 9% = 91%

  1. Расчет среднего процента выполнения плана по ассортименту

Сред % = 6160/5900 *100% = 104% 

2. Влияние интенсивности использования

   

Анализ  проведем способом абсолютных разниц.

     Влияние экстенсивного использования трудовых ресурсов на объем товарной продукции:

     

     Влияние интенсивного использования трудовых ресурсов на объем продукции

     

     Баланс  отклонений:

     (-58.146) + 318.24 = 260,094 т.р.

     ∆ТП = 260,094

     Сокращение  товарной продукции явилось следствием сокращение численности работающих. Рост производительности труда смог компенсировать влияние отрицательного фактора.

3. Абсолютное отклонение по численности персонала находится как разность отчетного и базового значения численности персонала.

      (чел)

     Относительное отклонение по численности персонала находится как разность фактической численности и базовой скорректированной на темп изменения объема производства.

       (чел)

     С учетом сокращения объема товарной продукции  экономия по численности рабочего персонала  составила 180 чел.

4. Влияние изменения структуры кадров на величину объема товарной продукции рассчитывается по следующей формуле:

     

       т.р.

       т.р.

       т.р.

     Удельный  вес основных рабочих в общей численности работающих

     

      %

      %

     Следовательно, увеличение удельного веса (d) основных рабочих в общей численности рабочего персонала с 73,775 по плану до 73,858 по факту привело к росту объема ТП на 2,868 т.р.

     Влияние структуры кадров на изменение производительности труда одного работающего рассчитывается по формуле:

Информация о работе Система показателей рентабельности