СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель написания данной курсовой работы – рассмотрение деятельности предприятия в свободной экономической зоне, применение полученных результатов исследования на практике.
Задачи написания курсовой работы - расширить кругозор современного руководителя, работающего в условиях СЭЗ, найти направления поиска нестандартных решений по совершенствованию и организации работы предприятия в свободной экономической зоне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы создания и функционирования свободных экономических зон …………………………………………………………………5
1.1.Понятие и сущность и виды СЭЗ………………………………………….…..5
1.2.Цели создания и принципы функционирования СЭЗ ………………………8
1.3.Международный опыт создания и функционирования СЭЗ……………….12
2.СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь ……………...19
2.1 Этапы и особенности создания СЭЗ в Беларуси ……………………..…….19
2.2 Формы и условия функционирования СЭЗ в республике Беларусь……….20
3.3 Характеристика деятельности СЭЗ в РБ……………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………....28
Список использованных источников….………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

СЭЗ-Курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………....3

1.Теоретические основы  создания и функционирования  свободных экономических зон …………………………………………………………………5

1.1.Понятие и сущность  и виды СЭЗ………………………………………….…..5

1.2.Цели создания и  принципы функционирования  СЭЗ ………………………8

1.3.Международный опыт  создания и функционирования  СЭЗ……………….12

2.СЭЗ  как фактор  экономического роста Республики  Беларусь ……………...19

2.1 Этапы и особенности  создания СЭЗ  в Беларуси ……………………..…….19

2.2 Формы и условия  функционирования  СЭЗ в республике Беларусь……….20

3.3 Характеристика деятельности  СЭЗ в РБ……………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………....28

Список использованных источников….………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день иностранные свободные экономические зоны (далее - СЭЗ) являются важнейшим компонентом рыночной системы и грают определяющую роль в развитии экономики. СЭЗ способствует динамичному развитию региона и совершенствованию отраслевой структуры производства; апробированию новых методов хозяйствования, основанных на различных формах собственности; внедрению в производство научных разработок, новых методов организации труда; развитию системы услуг; увеличению экспорта продукции промышленными предприятиями. Иностранные инвесторы осуществляют инвестиции на территории СЭЗ путем долевого участия в деятельности совместных предприятий; создания предприятий или их филиалов; приобретения имущества, акций и других ценных бумаг; приобретения прав пользования земельными участками на основе соглашений о долгосрочной аренде. Республика Беларусь располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ в связи с тем, что занимает выгодное экономико-географическое положение в Европе, имеет сравнительно развитую промышленность, производственную и социальную инфрастуктуру. Инициаторами создания СЭЗ выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ.

Однако создание СЭЗ связано с крупными капиталовложениями в инфрастуктуру и другие общехозяйственные объекты, которые в значительной мере должны финансироваться из государственного бюджета.

Таким образом, цель  написания данной курсовой работы – рассмотрение деятельности предприятия в свободной экономической зоне, применение полученных результатов исследования на практике.

Задачи написания курсовой работы - расширить кругозор современного руководителя, работающего в условиях СЭЗ, найти направления поиска нестандартных решений по совершенствованию и организации работы  предприятия в свободной экономической зоне.

Методы исследования -  работа с обширным теоретическим и практическим материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы создания и функционирования свободных экономических зон

 

1.1.Понятие  и сущность и виды СЭЗ

 

Среди форм международного экономического сотрудничества, которые  ныне широко используются для развития отдельных регионов стран, видное место  занимают свободные экономические  зоны (СЭЗ).

В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип “таможенной экстерриториальности”) и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. [3,с.14]

Законодательство, которое  регулирует деятельность хозяйствующих  субъектов в СЭЗ в большинстве  стран мира, включает следующее:

  • таможенное регулирование экспортно-импортных операций;
  • налогообложение;
  • лицензирование;
  • визовое оформление;
  • банковскую и страховую деятельность;
  • имущественные и залоговые отношения;
  • трудовые и социальные отношения;
  • управление зоной;
  • другие вопросы, имеющие специфическое отношение к деятельности свободных экономических зон.

В середине 90-х годов  в мире функционировало около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе  более 300 экспортно-производственных зон, 400 научно-промышленных парков. Экспорт  товаров из экспортно-производственных зон достиг к середине 90-х годов 25 млрд. долларов США, число занятых составило 3 млн. чел. Эволюция СЭЗ идет постоянно и не осуществляется в жестких однажды заданных рамках. Развитие идет от простого к сложному, от дешевого, быстроокупаемого варианта к многоотраслевому и капиталоемкому.

В современной мировой практике существует до 25 разновидностей свободных  экономических зон, среди которых  с известной долей условности можно выделить таможенные зоны, беспошлинные зоны, таможенные свободные зоны, свободные  экспортные зоны, свободные экспортно-производственные зоны, свободные производственные зоны, зоны экономического благоприятствования, зоны совместного предпринимательства, зоны технико-экономического развития, научно-промышленные парки и другие.

Все виды СЭЗ можно дифференцировать по таким критериям: по характеру деятельности или функциональному предназначению, по степени интегрированности в мировую и национальную экономику, по отраслевому признаку, по характеру собственности.

Наибольшее число СЭЗ в виде зон свободной торговли расположено в настоящее время в развитых странах. В одних только Соединенных Штатах Америки льготными условиями зон свободной торговли пользуются более 3 тыс. компаний. Крупнейшая из них в Сан-Франциско. Много поучительного можно почерпнуть из опыта организации СЭЗ в Китае

Свободной экономической зоной (далее - СЭЗ) является часть территории Республики     Беларусь     с     точно     обозначенными административными  границами   и   специальным   правовым    режимом, включающим льготные условия хозяйственной и иной деятельности.

 В СЭЗ государство обеспечивает  инвесторам  защиту  инвестиций, доходов и      гарантирует      беспрепятственное      осуществление  предусмотренных законодательством  прав и свобод. СЭЗ   создается   Президентом   Республики   Беларусь   по инициативе  Правительства   Республики  Беларусь,  облисполкома  или Минского горисполкома. Положение   о   СЭЗ   утверждается   Правительством  Республики Беларусь. Координация работы  по  созданию  и развитию СЭЗ на территории Республики  Беларусь возлагается на Министерство  иностранных дел и Министерство экономики [3, с.17].

Правовой   режим,   условия   хозяйственной   деятельности белорусских  и иностранных субъектов хозяйствования на территории СЭЗ до  принятия  Закона  Республики  Беларусь о свободных экономических зонах определяются Указом, положением о СЭЗ и иными актами законодательства.

На территории СЭЗ действует  национальная денежная  единица  Республики Беларусь.Операции в иностранной  валюте производятся банками (отделениями  банков), расположенными    на    территории    СЭЗ,   на   основании соответствующих лицензий Национального банка.Льготный  порядок  налогообложения   устанавливается   для каждой зоны положением о СЭЗ в зависимости от целей и задач СЭЗ.Разгосударствление  и  приватизация  на   территории   СЭЗ осуществляются в приоритетном порядке.Органом   управления    на   территории   СЭЗ   является Администрация СЭЗ, образуемая  Правительством Республики  Беларусь. Администрацию    СЭЗ    возглавляет    руководитель,    утверждаемый Правительством Республики Беларусь по представлению облисполкома или Минского горисполкома.      Администрация СЭЗ является  юридическим лицом,  действует на основании законодательства  Республики   Беларусь  и положения об Администрации СЭЗ, утвержденного Правительством Республики Беларусь.

Администрация   СЭЗ,   а   также   ее   органы  без  разрешения Правительства   Республики  Беларусь   не  имеют   права  заниматься хозяйственной   деятельностью,   а   также   выступать   в  качестве учредителей  и  участников  юридических  лиц,  которые  осуществляют хозяйственную  (предпринимательскую)  деятельность  в  СЭЗ  и  за ее пределами.

 Финансирование органов   управления  и контроля СЭЗ  производится за счет средств  бюджета СЭЗ.     Государственные органы,  подведомственные Президенту Республики Беларусь, действуют  на  территории  СЭЗ  с   учетом   особенностей, предусмотренных положением о СЭЗ.

 Местные   исполнительные   и   распорядительные  органы  соответствующих административно-территориальных единиц на территории СЭЗ  обеспечивают  соблюдение  законности,  прав  и  свобод граждан, осуществляют  в  полном  объеме   иные  полномочия,  за  исключением делегированных Администрации СЭЗ.

 

1.2.Цели создания  и принципы функционирования  СЭЗ

 

Субъекты   хозяйствования,  расположенные  в  СЭЗ,  кроме  государственных предприятий,  учреждений и  организаций  энергетики, железнодорожного, воздушного,  другого  магистрального  транспорта и связи, перечень которых  определяется в приложении к положению о СЭЗ, регистрируются в  качестве резидентов зоны в порядке,  установленном этим положением.

   Обеспечение   СЭЗ  трудовыми  ресурсами   осуществляется  и регулируется  центром   занятости   населения,   действующим   на  ее территории, путем  привлечения  в   приоритетном   порядке   местных трудовых ресурсов, а также по желанию нанимателя и по согласованию с Администрацией  СЭЗ трудовых  ресурсов других регионов республики и иностранных работников.

    Субъекты хозяйствования  на срок функционирования СЭЗ  заключают контракты со  всеми категориями работников в соответствии с трудовым законодательством. При этом в положении о СЭЗ устанавливаются: [2]

     минимальная  заработная  плата  в  СЭЗ   не ниже 120 процентов от минимальной  заработной платы в Республике Беларусь;

     выходное  пособие  в случае ликвидации  СЭЗ,  ликвидации субъекта хозяйствования  или сокращения штатов в размере  шести  среднемесячных заработных  плат;

     пособие  по  безработице  в  размере   среднемесячной  заработной платы.

Иностранным работникам гарантируется беспрепятственный перевод за границу их доходов, полученных от работы в СЭЗ.

В  СЭЗ  действует  упрощенный  режим  въезда  в  зону   и пребывания в зоне иностранных  граждан, лиц без гражданства. СЭЗ  может быть ликвидирована только по решению Президента Республики Беларусь.

Необходимость привлечения  инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Нормальный инвестиционный процесс в любой из стран предполагает инвестирование средств, прежде всего, в производственную сферу, со стороны как национальных, так и иностранных инвесторов.

Одним из способов привлечения  денежных средств в экономику  страны являются свободные экономические  зоны. Они обеспечивают благоприятные  условия для экономического развития отдельных регионов, способствуют созданию новых рабочих мест, а также ускорению научно-технического прогресса. Мировой опыт свидетельствует, что для создания зоны требуется наличие определенных факторов: выгодное экономико-географическое положение, развитая инфраструктура, обеспеченность квалифицированной рабочей силой и т.д.[9, с.132]

Интернационализация хозяйственной  жизни, стремление к более эффективному использованию преимуществ международного разделения труда привели к созданию во многих странах особых экономических  зон.  
Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.

В целях привлечения  иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала страны на ее территории создаются свободные экономические зоны. В них устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

Любая экономическая  зона независимо от места ее расположения и цели ее создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для облегчения создания предприятий с иностранными инвестициями в СЭЗ должны предусматриваться возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т.п.). Такие возможности создаются путем делегирования правомочий центральных органов. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов "в одном месте" или "за 24 часа", когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте. [4,с.5]

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории страны законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы.

Информация о работе СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь