СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель написания данной курсовой работы – рассмотрение деятельности предприятия в свободной экономической зоне, применение полученных результатов исследования на практике.
Задачи написания курсовой работы - расширить кругозор современного руководителя, работающего в условиях СЭЗ, найти направления поиска нестандартных решений по совершенствованию и организации работы предприятия в свободной экономической зоне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы создания и функционирования свободных экономических зон …………………………………………………………………5
1.1.Понятие и сущность и виды СЭЗ………………………………………….…..5
1.2.Цели создания и принципы функционирования СЭЗ ………………………8
1.3.Международный опыт создания и функционирования СЭЗ……………….12
2.СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь ……………...19
2.1 Этапы и особенности создания СЭЗ в Беларуси ……………………..…….19
2.2 Формы и условия функционирования СЭЗ в республике Беларусь……….20
3.3 Характеристика деятельности СЭЗ в РБ……………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………....28
Список использованных источников….………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

СЭЗ-Курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Правовой режим и  условия хозяйственной деятельности на территории СЭЗ должны быть определены законом о СЭЗ.

В Республике Беларусь на сегодняшний день свободные экономические зоны функционируют в каждой из областей.

Основными документами, регламентирующими правовые и организационные  основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон, в  республике является Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических зонах», а также Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 года № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь», который определял правовой режим и условия хозяйственной деятельности резидентов зоны до принятия вышеназванного Закона.

Согласно статье 1 Закона от 7 декабря 1998 года под свободной  экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами  и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.[1]

Законом предусматривается  возможность создания зон различных  функциональных типов, которые зависят  от целей их создания и направлений инвестиционной деятельности. Здесь могут развиваться производственные, научно-технологические, торговые, банковские и другие виды деятельности. Допускается создание комплексных зон, сочетающих в себе свойства нескольких функциональных типов. Все СЭЗ, действующие в Республике Беларусь, являются именно комплексными зонами.

СЭЗ создаются по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов, которые вносят соответствующие  предложения с приложением необходимых  документов в Совет Министров  Республики Беларусь. Последний дает свое заключение и передает все материалы на рассмотрение Президента. Решение о создании свободной экономической зоны принимается Президентом в форме Указа.

В СЭЗ допускаются  все виды деятельности, кроме запрещенных  законодательством Республики Беларусь, а также статьей 7 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года.

Налогообложение в СЭЗ  осуществляется в соответствии с  действующим в республике законодательством  с учетом льгот, предоставленных  резидентам зон Президентом Республики Беларусь или Правительством.

Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» закрепил, что территория свободной  экономической зоны является частью таможенной территории Республики Беларусь. Необходимость этой нормы была вызвана  тем, что российские таможенные органы не признавали таможенную территорию СЭЗ частью единого таможенного пространства России и Беларуси. Это приводило к тому, что товары, производимые на территории белорусских СЭЗ, задерживались российской таможней с целью взимания с них таможенных пошлин.

 

1.3.Международный  опыт создания и функционирования  СЭЗ

 

В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ  может рассматриваться как находящаяся  в таможенном режиме свободной таможенной зоны. Это означает, что при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются.

При вывозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.

При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь (статья 17 вышеуказанного Закона от 7 декабря 1998 года).Успешное развитие свободных экономических зон предполагает предоставление инвесторам определенных гарантий. Поэтому в отношении инвесторов гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности; не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования; не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.[12, с.64]

Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических  зонах» закрепляет также положение  о том, что на иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система  государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе коммерческих организаций по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

Ликвидация свободных  экономических зон производится по окончании срока, на который они были созданы, если этот срок не был продлен указом Президента.Первой СЭЗ, на которой отрабатывались основные принципы функционирования и применения особого режима для инвестиций, стала зона «Брест».Она была создана на основании Указа Президента Республики Беларусь № 114 от 20 марта 1996 года, хотя работа по созданию первой СЭЗ велась еще с 1992 года. Реально же резиденты СЭЗ начали работать с середины 1997 года, когда была сформирована основная нормативная база.

Основные положения, определяющие условия функционирования резидентов зоны, довольно привлекательны для инвесторов. Первой льготой для желающих начать свой бизнес в СЭЗ является упрощенная процедура регистрации. Потенциальный инвестор должен зарегистрироваться в качестве резидента зоны, что фактически и будет означать государственную регистрацию для вновь создаваемых предприятий. Для этого необходимо пройти конкурсную комиссию, на которую в числе других документов представляется бизнес-план с описанием одного или нескольких видов производства или создания услуг, по которым в дальнейшем будут предоставлены налоговые льготы.

Резиденты зоны уплачивают следующие  налоги и сборы: на прибыль и доходы, НДС, подоходный, экологический, акцизы, государственные пошлины и сборы, отчисления на государственное и социальное страхование. После заключения договора с первого числа следующего месяца начинают действовать налоговые льготы.[4,с.60]

Ставка налога на прибыль устанавливается  в размере 15 процентов, НДС — 10 процентов. При этом в течение первых пяти лет с момента объявления прибыли для продукции собственного производства налог на прибыль не взимается вообще. В последующие пять лет, если 70 процентов продукции собственного производства отправляется на экспорт, налог на прибыль уменьшается на 50 процентов. Условием получения этих льгот является наличие сертификата продукции собственного производства. Кроме того, приоритетные по профилю деятельности предприятия-резиденты зоны «Брест» дополнительно могут освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов по предложению администрации СЭЗ. Не подлежат налогообложению в течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам зоны «Брест».

Резиденты уплачивают земельные платежи, размер которых определяются в зависимости  от объема инвестиций, видов деятельности, количества рабочих мест. Данные условия оговариваются в договоре с администрацией СЭЗ. Резиденты зоны освобождены от обязательной продажи валютной выручки на бирже, а иностранные сотрудники резидентов имеют возможность беспрепятственного вывоза доходов за рубеж.

СЭЗ «Брест» одновременно является и свободной таможенной зоной, а  значит, обладает всеми предусмотренными законодательством льготами, вытекающими  из данного статуса.

Налоговые льготы, установленные для  резидентов зон, следующие:

1) ограничение перечня налогов,  отчислений и сборов, уплачиваемых  резидентами СЭЗ, по сравнению  с количеством налогов и отчислений, вносимых всеми субъектами хозяйствования  Республики Беларусь. Резиденты  СЭЗ «Гомель-Ратон» и «Минск»  вносят следующие налоги и платежи: налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы, экологический налог, подоходный налог с граждан, налог на землю или арендную плату — по договоренности с администрацией соответствующей зоны, взносы на государственное и социальное страхование, государственные пошлины сборы;

2) ставки налога на прибыль  и НДС для резидентов зон  уменьшены в два раза по  сравнению с обычно применяемыми  и составляют: налог на прибыль  — 15 процентов, налог на добавленную  стоимость — 10 процентов. Увеличение  перечня и ставок налогов, предусмотренных Положениями о СЭЗ, не допускается на весь период функционирования зон;

3) облагаемая налогом прибыль  уменьшается на прибыль, фактически  направленную резидентами зон  на инвестиции в Республику  Беларусь. Резиденты зон, пользующиеся  данной льготой, представляют в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на налоговый учет документы, свидетельствующие о фактическом внесении инвестиций в уставные фонды юридических лиц Республики Беларусь, зарегистрированных в установленном порядке, приобретении акций и осуществлении прочих сделок;

4) прибыль, полученная резидентами  СЭЗ «Гомель-Ратон» и «Минск»  за счет реализации продукции  (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога сроком  на 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год. Право на указанную льготу может быть реализовано при условии представления в налоговую инспекцию соответствующего документа о принадлежности продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства. Таким документом является сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой.

Кроме названных льгот, на резидентов рассматриваемых зон распространяются все иные льготы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.[5, с.107]

Порядок использования льгот имеет  ряд особенностей.

Право пользования льготами по уменьшению налогооблагаемой прибыли при направлении  ее на инвестиции в Республику Беларусь и освобождению от налога на прибыль находится в зависимости от соблюдения сроков формирования уставного фонда резидента СЭЗ.

Объявленный в учредительных  документах резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» («Минск») уставный фонд должен быть сформирован  каждым участником не менее чем наполовину в течение первого года со дня  регистрации в качестве резидента  СЭЗ и в полном объеме — до истечения двух лет со дня указанной регистрации.

Факт формирования уставного  фонда в установленных размерах подтверждается субъектами хозяйствования не позднее одного месяца со дня  окончания соответствующего периода  представлением в администрацию  заключения аудиторской организации (аудитора).

Резидентам, документально  подтвердившим формирование уставного  фонда, администрация выдает в десятидневный  срок соответствующее свидетельство.

Если нарушены сроки  формирования уставного фонда, то субъекты хозяйствования обязаны уплатить налоги в полном объеме за период, на протяжении которого они пользовались льготами третьей и четвертой группы. При этом льготное налогообложение возобновляется только после представления аудиторского заключения (для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых более 30 процентов, — свидетельства) о формировании уставного фонда в полном объеме.

В случае невнесения вкладов  в полном объеме до истечения двух лет со дня регистрации в уставный фонд коммерческих организаций с долей иностранного инвестора более 30 процентов налог на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, исчисляется в полном размере (по ставке 15 процентов) за весь период деятельности предприятия. Налог на прибыль за второй год деятельности уплачивается с применением финансовых санкций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. При этом льгота по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, прекращается и в дальнейшем не возобновляется.

При ликвидации предприятия  с иностранными инвестициями — резидента  СЭЗ «Гомель-Ратон» («Минск»), доля иностранного инвестора в уставном фонде которого более 30 процентов, в период освобождения или на протяжении трех лет после окончания срока освобождения от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, предприятие обязано уплатить налог на прибыль (по ставке 15 процентов) за период, на протяжении которого оно было освобождено от налога.

Права и льготы, предоставленные  резидентам СЭЗ «Гомель-Ратон» («Минск»), не распространяются на торгово-закупочную деятельность резидентов зон, розничную  торговлю и общественное питание, на структурные подразделения резидентов зоны, расположенные за пределами СЭЗ, а также на участников совместной деятельности, если хотя бы один из них не является резидентом СЭЗ.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод.

СЭЗ   имеет   предусмотренный   законодательством   статус свободной таможенной зоны. Территория  СЭЗ является составной частью государственной и таможенной территории Республики Беларусь. В СЭЗ в установленном порядке проводится  обязательное таможенное оформление товаров  и  иного  имущества,  ввозимых  на  территорию СЭЗ, а также вывозимых с ее территории.  СЭЗ имеет самостоятельный бюджет и валютный фонд, входящие соответственно в состав республиканского бюджета и валютного фонда.

Информация о работе СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь