СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель написания данной курсовой работы – рассмотрение деятельности предприятия в свободной экономической зоне, применение полученных результатов исследования на практике.
Задачи написания курсовой работы - расширить кругозор современного руководителя, работающего в условиях СЭЗ, найти направления поиска нестандартных решений по совершенствованию и организации работы предприятия в свободной экономической зоне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы создания и функционирования свободных экономических зон …………………………………………………………………5
1.1.Понятие и сущность и виды СЭЗ………………………………………….…..5
1.2.Цели создания и принципы функционирования СЭЗ ………………………8
1.3.Международный опыт создания и функционирования СЭЗ……………….12
2.СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь ……………...19
2.1 Этапы и особенности создания СЭЗ в Беларуси ……………………..…….19
2.2 Формы и условия функционирования СЭЗ в республике Беларусь……….20
3.3 Характеристика деятельности СЭЗ в РБ……………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………....28
Список использованных источников….………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

СЭЗ-Курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СЭЗ  как  фактор экономического роста  Республики Беларусь

 

2.1 Этапы и  особенности создания СЭЗ   в Беларуси

 

Территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь. При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СЭЗ налоги и таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются. При ввозе товаров с СЭЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются в зависимости от происхождения товаров. Для расчетов в СЭЗ может использоваться как национальная, так и конвертируемая валюта иностранных государств. Особенности финансового и валютного регулирования, осуществление банковской и страховой деятельности на территории СЭЗ определяются законодательством Республики Беларусь.

Финансирование создания и развития СЭЗ осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из республиканского бюджета и других источников. Государственный контроль за СЭЗ осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, а также уполномоченным на то Советом Министров Республики Беларусь республиканским органом или комиссией. Все виды налогов, действующих на территории СЭЗ, ставки налогов и особенности льготного налогообложения устанавливаются Президентом Республики Беларусь. В настоящее время для хозяйствующих субъектов установлена льготная ставка налога на прибыль в размере 15 % (без учета прибыли), которая фактически вкладывается в производство, подготовку кадров, социальные и экономические нужды Республики Беларусь. В два раза снижен НДС, ставка обложения которого не должна превышать 10 %. Совместные предприятия в целом освобождаются от налога на прибыль на 5 лет при доле иностранного капитала свыше 30 %.

В таблице 2 [приложение 2] приведены затраты организации  не уменьшающие  налогооблагаемую прибыль.

Списочная численность работающих на конец 2010 года составила 193 человека, в том числе руководителей –4 человека, главных специалистов – 1 человек, специалистов – 32 человек, рабочих – 105 человека.

 Трудовые отношения в СЭЗ регулируются законодательством о труде Республики Беларусь. Привлечение иностранного инженерно-технического и управленческого персонала резидентами СЭЗ не ограничивается. На территории СЭЗ гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности, не допускается дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования, принудительная национализация, реквизиция, за исключением временного прекращения вывоза инвестиционной собственности с территории СЭЗ до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

Образовательный уровень  следующий: высшее образование – 50 человек, среднее специальное – 29 человека, среднее – 61 человека.

 

 

2.2 Формы и  условия функционирования  СЭЗ  в республике Беларусь

 

На территории СЭЗ действует администрация СЭЗ в пределах компетенции Закона Республики Беларусь "О свободных экономических зонах", положением об администрации СЭЗ. Координация и общий контроль за деятельностью администрации СЭЗ осуществляется Советом Министров Республики Беларусь. Руководство деятельностью администрации СЭЗ осуществляет глава администрации СЭЗ, назначаемый на должность Советом Министров Республики Беларусь.

Администрация СЭЗ имеет  право:

• принимать участие  в разработке программ экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов; осуществлять государственную регистрацию всех субъектов хозяйствования в СЭЗ, за исключением банков и страховых организаций;

• получать от резидентов СЭЗ установленные законодательством Республики Беларусь статистические отчетные данные о их деятельности; распоряжаться переданным государственным имуществом; определять размер арендной платы за землю, природные ресурсы, а также помещения, здания и сооружения;

•представлять интересы резидентов СЭЗ в отношениях с  республиканскими органами государственного управления; распределять и контролировать расходование средств на развитие инфраструктуры СЭЗ и охрану окружающей среды; создавать по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь фонд развития СЭЗ.

Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации. Первичные учетные документы, форма  которых не предусмотрена в этих альбомах, принимаются к учету, если они содержат следующие обязательные реквизиты:

        -наименование, номер, дату и место  их составления; 

- содержание и основание  совершения хозяйственной операции, ее измерение и   оценку натуральных, количественных и денежных показателях ;

- должности лиц, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и     правильность  ее оформления, их фамилии, инициалы  и подписи.

 Первичные учетные  документы могут составляться  на бумажных и машинных носителях информации. Если первичные учетные документы составляются на машинных носителях информации, организация изготавливает за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии законодательством Республики Беларусь, суда и прокуратуры.

 Фонды развития СЭЗ формируются за счет арендных платежей за землю и имущество, находящиеся в управлении администрации зон, а также за счет поступлений в соответствии с договорами об условиях деятельности субъектов хозяйствования на территории зон. СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, входящий в состав республиканского бюджета отдельной строкой. Ежегодно проект бюджета представляется Совету Министров Республики Беларусь для включения в проект Закона о бюджете на очередной финансовый год.

 

2.3 Характеристика деятельности  СЭЗ в РБ

 

Порядок уплаты резидентами  СЭЗ «Гомель-Ратон» и «Минск»  налога на доходы, акцизов, экологического налога, государственных пошлин, сборов, подоходного налога, взносов на государственное и социальное страхование не имеет особенностей, специально установленных для резидентов зон. Уплата перечисленных выше платежей осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Следующей по счету была образована свободная экономическая  зона «Витебск» на основании Указа  Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 года № 458.

СЭЗ «Витебск» является комплексной зоной, включающей производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

Резидентами СЭЗ могут  быть белорусские и иностранные  юридические лица или индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру  государственной регистрации. Для вновь создаваемых предприятий, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, регистрация в качестве резидентов зоны является одновременно их государственной регистрацией.

Регистрация кандидатов в качестве резидентов СЭЗ «Витебск» осуществляется на конкурсной основе. Факт регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ «Витебск» удостоверяется свидетельством о регистрации, выдаваемым администрацией зоны от имени государства. За государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за регистрацию в качестве резидентов СЭЗ «Витебск» (как и остальных зон) взимается сбор.

Обязательным требованием  при регистрации является заключение договора с администрацией зоны об условиях деятельности на территории СЭЗ. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения договора, вступают в силу льготы, предоставляемые резидентам зоны в рамках специального правового режима. Эти права и льготы не распространяются на торговую и торгово-закупочную деятельность, осуществляемую резидентами зоны.[6, с.11]

Резиденты СЭЗ «Витебск»  уплачивают: налог на прибыль и  доходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, взносы на государственное и социальное страхование, налог на землю (или арендную плату), государственные пошлины и сборы. Увеличение перечня и ставок налогов, установленных на период функционирования СЭЗ «Витебск», не допускается.

Налоговые преференции  для резидентов СЭЗ «Витебск» заключаются в уменьшении налоговых ставок по сравнению в обычно применяемыми в два раза. Налог на прибыль уплачивается ими по ставке 15 процентов, налог на добавленную стоимость — по ставке 10 процентов, налог на добавленную стоимость, исчисляемый в соответствии с законодательством по ставкам 20 процентов и 16,67 процента, уплачивается в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога. При этом прибыль, полученная резидентами СЭЗ «Витебск» от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год. Не подлежит налогообложению также прибыль, направленная резидентами СЭЗ на инвестиции в Республике Беларусь.

Получение резидентами льготы по налогу на прибыль обусловлено соблюдением сроков формирования уставного фонда. Объявленный в учредительных документах резидента СЭЗ «Витебск» уставный фонд должен быть сформирован каждым участником не менее чем наполовину в течение первого года со дня регистрации в качестве резидента СЭЗ, и в полном объеме — до истечения двух лет со дня указанной регистрации.

Факт формирования уставного  фонда в установленных размерах подтверждается не позднее одного месяца со дня окончания соответствующего периода представлением в администрацию заключения аудиторской организации (аудитора). Предприятиям, подтвердившим формирование уставного фонда, администрация выдает соответствующее свидетельство.

В случае нарушения сроков формирования уставного фонда юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уплатить налоги в полном объеме за тот период, на протяжении которого они пользовались льготами. При этом льготное налогообложение возобновляется только после представления аудиторского заключения о формировании уставного фонда в полном объеме.

Платежи за землю устанавливаются  администрацией с учетом места размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и оговариваются условиями договора между инвестором и администрацией. На территории СЭЗ «Витебск» действует упрощенная система въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а иностранным работникам гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов, полученных ими на территории СЭЗ «Витебск».

Последними создавались СЭЗ «Могилев» и «Гродноинвест» — Указами Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 года № 66 и от 16 апреля 2002 года № 208 соответственно.

Свободные экономические  зоны «Могилев» и «Гродноинвест» являются комплексными зонами, включающими  производственную, экспортную и свободную таможенную зоны. Специальный правовой режим, действующий на территории указанных зон, распространяется на производство и реализацию экспортируемых продукции, товаров (работ, услуг), а также на производство и реализацию импортозамещающей продукции (работ, услуг). Не распространяется он на торговую, торгово-закупочную деятельность, общественное питание.

Резиденты указанных  СЭЗ в рамках специального правового  режима уплачивают следующие налоги и иные платежи в бюджет: налог на прибыль (по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной законодательством), налог на доходы (налог на доходы от операций с ценными бумагами уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, предусмотренной законодательством), налог на добавленную стоимость, акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, земельный налог (или арендную плату), государственные пошлины, лицензионные и регистрационные сборы, оффшорный сбор, производят отчисления на государственное и социальное страхование, уплачивают налоги, сборы и осуществляют другие обязательные платежи, вводимые местными Советами депутатов (за исключением сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды местных бюджетов и целевые внебюджетные фонды местных Советов депутатов).

Прибыль, полученная резидентами  зон от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается  от обложения налогом сроком на 5 лет с момента ее объявления. Право  на получение данной льготы может  быть реализовано при условии представления в налоговый орган сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемого Белорусской торгово-промышленной палатой.Облагаемая налогом прибыль уменьшается также на сумму прибыли, направленную резидентами указанных зон на инвестиции в Республике Беларусь. При этом сумма льготируемой прибыли определяется фактическими затратами на инвестиции, понесенными резидентом СЭЗ и подтвержденными документально. Документы, подтверждающие внесение резидентом СЭЗ инвестиций и фактические затраты резидента, представляются в налоговый орган.При наличии у резидента СЭЗ объектов недвижимости, не используемых в деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, а также расположенных за пределами территории СЭЗ, резидентами уплачивается налог на недвижимость.

Порядок исчисления и  уплаты резидентами зон «Могилев»  и «Гродноинвест» налога на добавленную  стоимость, акцизов, экологического налога, подоходного налога с физических лиц, оффшорного сбора, земельного налога (арендной платы), отчислений на государственное и социальное страхование не имеет особенностей и осуществляется в общеустановленном порядке. В целом, свободные экономические зоны имеют много шансов стать для Республики Беларусь приоритетной формой привлечения инвестиций в экономику страны. Ведь налоговые, таможенные и иные льготы, предоставляемые инвесторам принимающим государством, существенно влияют на принятие решений об инвестировании средств в ту или иную страну. Притоку инвестиций также будет способствовать дальнейшее совершенствование правовой базы и социально-экономическая стабильность в стране.

Информация о работе СЭЗ как фактор экономического роста Республики Беларусь