Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа
Цель данной работы – дать экономическую характеристику собственности и определить ее место в экономике общественного сектора.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание собственности как экономической системы;
2) дать подробную характеристику таким элементам собственности, как права собственника и формы собственности;
3) определить место и функции собственности в экономике общественного сектора;
4) рассмотреть особенности приватизации государственной и муниципальной собственности в экономике общественного сектора;
5) раскрыть содержание социализации собственности в экономике общественного сектора.
Введение 3
I Собственность и ее экономическая характеристика 4
1.1 Собственность как экономическая система 4
1.2 Общественный сектор и теория прав собственника 6
1.3 Формы собственности в экономике общественного сектора 10
II Собственность в экономике общественного сектора 13
2.1 Место и функции собственности в экономике общественного сектора 13
2.2 Приватизация как способ трансформации государственной и муниципальной собственности в экономике общественного сектора 16
2.3 Общественные блага и социализация собственности в экономике общественного сектора 19
Заключение 22
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что собственность, как мы убедимся в дальнейшем, - весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками. Каждая из них находит здесь свой предмет исследования.
Собственность – не только экономическая система, она сложнейшая общественная система, но наиболее полно собственность раскрывается в экономике. Кроме того, в экономике она наиболее полно проявляет свои системные качества.
В любом секторе собственность занимает господствующее место. Это правило распространяется и на собственность в общественном секторе.
Объектом в данной курсовой работе является собственность. Предметом курсовой работы является выявление особенностей собственности в экономике общественного сектора.
Цель данной работы – дать экономическую характеристику собственности и определить ее место в экономике общественного сектора.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание собственности как экономической системы;
2) дать подробную характеристику таким элементам собственности, как права собственника и формы собственности;
3) определить место и функции собственности в экономике общественного сектора;
4) рассмотреть особенности приватизации государственной и муниципальной собственности в экономике общественного сектора;
5) раскрыть
содержание социализации собственности
в экономике общественного сектора.
I
Собственность и ее экономическая характеристика
1.1
Собственность как экономическая система
Собственность
как экономическая система
Собственность представляет собой экономическую систему, в которой последовательно и параллельно взаимодействуют выше перечисленные элементы в целях получения субъектами собственности максимального дохода.
Все выше перечисленные элементы собственности в структуре общественного сектора имеют значительную автономию по сравнению с такими же элементами собственности в других секторах экономики, то есть элементы собственности в общественном секторе способны с высокой степенью экономической свободы участвовать в производстве общественных благ, потому что каждый из них имеет значительный публичный характер.
Сложность
собственности как системы
Например, главная экономическая функция объектов собственности в экономике общественного сектора заключается в создании общих (всеобщих) экономических условий для производства общественных благ. Ряд объектов собственности являются исключительными (универсальными). Эти объекты используются для общественного массового местонахождения, время проведения, потребления. Объекты собственности находятся на балансах организаций, комитетов особых сфер экономики (социальная сфера, сфера государственного управления, сфера муниципального управления).
Под субъектами собственности понимаются физические или юридические лица, которым принадлежат различные вещи, которые субъекты собственности используют для получения дохода (прибыли).
Субъекты
собственности в экономике
Под формой собственности понимается институциональный способ соединения объекта собственности и субъекта.
Экономические права собственника – зарегистрированные в законе отношения. «К базовым экономическим отношениям относятся: присвоение, владение, распоряжение, пользование и отчуждение» /7, с.11/.
Присвоение
- экономическая связь между
Владение - это физическое обладание вещью. Это правомочие собственника охраняется законом. Законное владение имуществом имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).
Пользование заключается в праве потреблять вещь для удовлетворения потребностей и интересов, в зависимости от ее назначения (допустим, использовать земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур). «Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лица на какое-то время и на определенных условиях. Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, арендным договором)» /7, с.11/.
Распоряжение - право изменять принадлежность имущества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли-продажи, мены одной вещи на другую, дарения и так далее).
Собственность как система обладает многими экономическими характеристиками и свойствами. Одно из таких свойств – репликация (регенерация, репродукция). Речь идет об универсальном свойстве каждого элемента собственности, которое проявляется в случае появления одного элемента, через определенное время этот элемент создаст вокруг себя другие элементы.
Собственность реализуются в процессе и в результатах, среди которых главным является доход. Под формой реализации собственности понимается совокупность доходов, которую присваивает.
Таким образом, собственность - это не вещь, и не отношение человека к вещи. Это сложнейшая экономическая система, включающая в себя ряд элементов. Поэтому существующие в экономической литературе попытки дать определение собственности не как системе, а как только экономическим правам или экономическим отношениям не верны.
В
дальнейшем будут подробнее рассмотрены
некоторые из ее элементов.
1.2 Общественный сектор и теория прав собственника
В настоящее время экономисты используют, как правило, классификацию прав собственника, предложенную на рубеже 50–60-х годов А. Оноре. «Она включает одиннадцать самостоятельных, не поглощающих друг друга правомочий. Среди них права:
10) право на ответственность в виде взыскания, то есть возможность взыскания блага в уплату долга;
11) право на остаточный характер, то есть право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий» /9, с.71/.
Не все из этих 11-ти перечисленных правомочий равнозначны. Наиболее важными обычно считаются первые четыре - права владения, использования, управления и получения дохода. А некоторые вообще существуют только в комбинации с другими и взятые сами по себе не имеют никакой ценности, например, право на передачу благ в наследство без права владения этими благами.
Важнейшей чертой прав собственности является их исключительный характер. Так, права владения, использования, управления, равно как права на доход и капитальную стоимость, не просто определяют некоторые возможности собственника, но и исключают несобственников из числа получателей выгод от обладания объектом. Право собственности всегда выделяет его носителя и содержит некоторый запрет, ограничение для тех, кто собственником не является.
«Спецификация прав собственности напрямую связана с эффективностью хозяйствования, более того, она выступает необходимым условием эффективной работы. Чем яснее определены и надежнее защищены права собственности, тем теснее связь между действиями хозяйственных субъектов и уровнем их благосостояния, и, следовательно, спецификация как бы подталкивает к принятию наиболее эффективных и целесообразных решений. И наоборот, если права собственности четко не определены, "размыты", плохо защищены, подпадают под всевозможные ограничения, то действия экономических субъектов, как правило, неэффективны» /9, с.71/.
Рассмотрим пример, в котором государственное предприятие производит товары народного потребления, и частное предприятие, занятое производством ядерного оружия. Нетрудно убедиться, что в обоих случаях правомочия собственника некоторым образом рассредоточены между разными субъектами. В частности, на первом из предприятий большую часть прав осуществляют должностные лица, но они не имеют исключительного права на доход, который перераспределяется в пользу общества. На втором предприятии исключительным правом на доход располагают акционеры, однако они не могут полновластно осуществлять целый ряд других правомочий, например, принять решение о свободном допуске всех желающих к используемому оборудованию или о продаже продукции иностранному государству. Учитывая специфику производства, многое в данном случае находится в исключительном ведении государства, представленного должностными лицами военного и других ведомств.
Собственники предприятия соглашаются на ограничение своих прав только потому, что государство финансирует производство, и бюджетные средства, которыми оплачивается продукция, позволяют акционерам на деле реализовать право на доход. Именно оно представляет для большинства акционеров наибольшую ценность. «Таким образом, государственные расходы, с помощью которых предприятие как бы вовлекается в общественный сектор, создают предпосылки и для условной (основанной на контракте) передачи государству некоторых правомочий» /17, с.33/.
Вместе с тем, облагая предприятия и частных лиц налогами, государство ограничивает их права на доход и на передачу имущества, точнее, частично перераспределяет эти права собственности в свою пользу. Налог – это вторжение государственных правомочий (исключительного права государства) в сферу частной собственности, в результате которого, например, у предприятия фактически появляется своего рода скрытый акционер в лице государственных органов, законным образом претендующий на твердо установленную долю прибыли.
Информация о работе Собственность в экономике общественного сектора