Собственность в экономике общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать экономическую характеристику собственности и определить ее место в экономике общественного сектора.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание собственности как экономической системы;
2) дать подробную характеристику таким элементам собственности, как права собственника и формы собственности;
3) определить место и функции собственности в экономике общественного сектора;
4) рассмотреть особенности приватизации государственной и муниципальной собственности в экономике общественного сектора;
5) раскрыть содержание социализации собственности в экономике общественного сектора.

Содержание

Введение 3
I Собственность и ее экономическая характеристика 4
1.1 Собственность как экономическая система 4
1.2 Общественный сектор и теория прав собственника 6
1.3 Формы собственности в экономике общественного сектора 10
II Собственность в экономике общественного сектора 13
2.1 Место и функции собственности в экономике общественного сектора 13
2.2 Приватизация как способ трансформации государственной и муниципальной собственности в экономике общественного сектора 16
2.3 Общественные блага и социализация собственности в экономике общественного сектора 19
Заключение 22
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЭОС.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     Бюджетная политика государства неизбежно  затрагивает границы фактических правомочий частных собственников, хотя формально не меняет их юридического статуса. Между тем, с точки зрения экономической теории, интерес представляет не столько вопрос о том, кто считается собственником, сколько реальные возможности использовать установленные законом права для осуществления экономически значимых действий. С этих позиций доходы и расходы государства в целом более представительны, чем перечень принадлежащих ему предприятий и организаций.

     Таким образом, структура отношений собственности  в настоящее время значительно усложнилась, углубилась дифференциация правомочий, возникли разнообразные варианты их сочетания.

 

1.3 Формы собственности в экономике общественного сектора 
 

     Основными формами собственности в экономике  общественного сектора являются государственная, муниципальная и  смешанная, основанная на государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

     В соответствии с гражданским законодательством о собственности и владении «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)» /3, ст.214/.

      В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. Объектами, относящимся исключительно к федеральной собственности, являются:

  1. объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты и другие);
  2. объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна Российской Федерации, имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск и другие);
  3. объекты оборонного производства (предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы и другие);
  4. объекты видов экономической деятельности, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других видов экономической деятельности (предприятия добывающего производства, за исключением добычи местного сырья, предприятия топливно-энергетического комплекса и другие);
  5. прочие объекты (предприятия фармацевтического производства, производство медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции).

     Муниципальная собственность не являются разновидностью государственной. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В нее входят «…средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации…» /15, ст.29/.

      Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных видов производства и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

     Существует  несколько основных форм государственно-частных  партнерств:

  1. контракты - предоставляются государством частным компаниям на выполнение работ и оказание услуг и другие;
  2. аренда - передача государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования.);
  3. концессия - предоставление концедентом (государством) концессионеру (частному юридическому или физическому лицу) прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства;
  4. соглашение о разделе продукции - предоставление государством субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск;
  5. создание совместных предприятий частным сектором и государственным предприятием. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

     Муниципально-частное  партнерство (МЧП) - объединение материальных и нематериальных ресурсов органов местного самоуправления и партнеров на долговременной и взаимовыгодной основе для решения вопросов местного значения муниципального образования: создания общественных благ или оказания общественных услуг.

     В российской практике используются все формы ГЧП, кроме концессий. В то же время концессии — это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства.

     Таким образом, форма собственности – институциональный способ соединения объекта и субъекта собственности. Формы собственности в общественном секторе выполняют функцию ограничения в использовании объектов собственности, которая предотвращает не целевое использование средств, ресурсов, сохраняет объекты собственности в надлежащем функциональном состоянии. Формы собственности находятся в постоянном развитии.

 

     II Собственность в экономике общественного сектора 
 

2.1 Место и функции собственности в экономике общественного сектора 
 
 

     Собственность занимает господствующее место в любом секторе. Это правило распространяется и на собственность в общественном секторе. Рассмотрим характеристики собственности, на основе которых можно охарактеризовать место собственности в экономике общественного сектора.

     В общественном секторе действуют специфические объекты собственности. Они отличаются от объектов собственности в других секторах следующими моментами:

    • своей экономической исключительностью (бюджет, казна);
    • они универсальны – производят общественные блага для всех;
    • как правило, это глобальные объекты собственности;
    • они капиталоемкие – требуют огромных инвестиций.

     В общественном секторе действуют  специфические субъекты собственности: государство в лице Федерального центра и субъектов Российской Федерации, муниципальные сообщества. Это субъекты собственности, которые не только действуют в общественном секторе особым образом, они олицетворяют власть.

     Экономические объединения субъектов и объектов собственности в общественном секторе приводит к образованию следующих ее основных форм: государственная, муниципальная (местная) и смешанная форма собственности, основанная на государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

      Выше  перечисленные формы собственности  в экономике общественного сектора  занимают господствующее положение, в  их границах производится подавляющая доля общественных благ.

      Через свои формы собственность в экономике  общественного сектора выполняет функцию экономического системообразования. Она заключается в том, что формы собственности образуют своеобразную экономическую вертикаль, вокруг которой возникают экономические процессы, основанные на комбинациях государственной и муниципальной собственности с другими формами (частная, коллективная), которые также производят общественные блага или смешанные блага.

     Наличие этой экономической вертикали и  основанных на ней комбинаций форм собственности в общественном секторе  предполагает высокий уровень управления и развития институтов.

     Формы собственности в экономике общественного  сектора в следствии специфики  объектов собственности также выполняют  две важные функции: функцию экономической основы в экономике общественного сектора и функцию формирования набора и структуры особых экономических ресурсов.

      Через экономические права собственника устанавливает в экономике общественного сектора особенный режим их появления, использования и реализации.

      Особенность прав субъектов собственности в  экономике общественного сектора  заключается в самом тщательном и подробном изложении этих прав через институциональные нормы.

     Данная  особенность с одной стороны  определяет место собственности  в экономике общественного сектора  как наиболее регламентируемую экономическую систему, с другой возникают объективные предпосылки для формирования такой функции собственности в общественном секторе, как функция экономической спецификации.

     Особое  значение собственность в экономике  общественного сектора приобретает в связи с анализом экономических отношений, которые возникают между субъектами собственности.

     Экономические отношения могут возникать между  объектами и субъектами – это односторонние отношения, которые развиваются в границах форм собственности; и между субъектами – двусторонние.

      Исходной  классификацией экономических отношений выступает: присвоение, владение, распоряжение, пользование, отчуждение. Между ними существуют комбинации. Это базовые отношения собственности между её субъектами определяют место самой собственности в экономике общественного сектора в качестве сущностных, а функцией собственности через эти экономические отношения выступает – разграничение общества по уровням потребления общественных благ в структуре общества.

      Присвоение  и отчуждение в общественном секторе  занимают особое место. В отличие от других секторов экономики в общественном секторе существуют такие формы, как общественное присвоение. Эта форма присвоения предполагает специфичную форму отчуждения в общественном секторе. Смысл специфики отчуждения заключается в том, что государство, располагая ресурсами для развития общественного сектора, в процессе производства общественных благ отчуждает от себя данные ресурсы, находящиеся в их временном распоряжении.

     Через свои формы реализации собственность  выполняет следующие экономические функции: определение экономического статуса дохода и максимальное соответствие величины дохода этому статусу. Доход – это форма реализации собственности.

      Функция распределения и перераспределения  доходов. Эта функция особенно актуальна для бюджетной системы РФ.

     Через свои формы реализации собственность  в экономике общественного сектора  выполняет функцию мотивации  развития этого общественного сектора.

      Таким образом, в общественном секторе собственность занимает основное место и выполняет функции общесистемного характера.

 

2.2 Приватизация как способ трансформации  государственной и

муниципальной собственности в экономике общественного сектора 
 

     Приватизация  – это процесс преобразования на различных условиях государственной и муниципальной собственности в собственность частных лиц, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, приватизация является специальным основанием прекращения права публичной собственности и возникновения права частной собственности.

     По  мнению Якобсона Л.И. приватизация выступает  ключевой предпосылкой становления общественного сектора /17, с.30/. Имеется в виду не только юридическое закрепление частной собственности, но и начавшаяся ранее переориентация предприятий с выполнения плановых заданий на рыночную конъюнктуру и собственные экономические интересы. Государство становится контрагентом самостоятельных предприятий, а также негосударственных некоммерческих структур. Те приоритеты, которые государство стремится отстаивать, находят выражение в политике налогов и государственных расходов. Не устраняясь от решения социально-экономических задач, оно кардинально меняет границы своей ответственности и способы действий.

Информация о работе Собственность в экономике общественного сектора