Собственность в экономике общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать экономическую характеристику собственности и определить ее место в экономике общественного сектора.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание собственности как экономической системы;
2) дать подробную характеристику таким элементам собственности, как права собственника и формы собственности;
3) определить место и функции собственности в экономике общественного сектора;
4) рассмотреть особенности приватизации государственной и муниципальной собственности в экономике общественного сектора;
5) раскрыть содержание социализации собственности в экономике общественного сектора.

Содержание

Введение 3
I Собственность и ее экономическая характеристика 4
1.1 Собственность как экономическая система 4
1.2 Общественный сектор и теория прав собственника 6
1.3 Формы собственности в экономике общественного сектора 10
II Собственность в экономике общественного сектора 13
2.1 Место и функции собственности в экономике общественного сектора 13
2.2 Приватизация как способ трансформации государственной и муниципальной собственности в экономике общественного сектора 16
2.3 Общественные блага и социализация собственности в экономике общественного сектора 19
Заключение 22
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЭОС.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     Приватизация  требует принятия специального законодательства и может осуществляться как на возмездной основе, так и безвозмездно, в зависимости от преследуемых целей и порядка, установленных специальным законодательством.

     В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям: приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям; приватизация жилья; приватизация земельных участков.

     По  каждому из этих направлений государство  преследует определенные цели. Так, для приватизации госпредприятий изначально формулировались следующие цели: формирование "слоя" частных собственников; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры; стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации; создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций. В области приватизации жилищного фонда и земельных участков гражданами цели приватизации: создание условий для развития жилищного и земельного рынков; освобождение государства от бремени расходов, связанных с содержанием жилищного фонда и земельных угодий, и переложение этого бремени на частных собственников; освоение новых земельных участков и стимулирование продуктивного использования земли за счет собственников; социальная поддержка граждан, занимающихся сельским хозяйством.

     Различные способы приватизации приводят к  передаче государственного имущества в частную, общую долевую или акционерную собственность. «При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы» /17, с.128/.

      Нередко правительства принимают меры по сокращению размера общественного сектора экономики и проводят приватизацию, которая может иметь следующие формы: государство отказывается от выполнения работ в пользу частного сектора; государство отказывается от владения акциями; государство передает основные и оборотные средства частным компаниям.

     Общественные  выигрыши и издержки, связанные с приватизацией, зависят от конкретной ситуации. Очевидных выигрышей можно назвать два. Первый - рост эффективности. Поскольку приватизированная компания находится под контролем акционеров, на ее руководство усиливается давление, направленное на поиск путей сокращения издержек и на достижение максимально высокой прибыли. С появлением новой частной компании возрастает конкуренция на рынках капитала и товаров, а это ведет к более эффективному использованию ресурсов. Считается, что оценка деятельности фирмы рынком капитала правильнее той, которую дает правительство при размещении ресурсов. Рынок распределяет ресурсы в соответствии со спросом на акции, а покупатели акций отдают предпочтение тем компаниям, которые получают наибольшие прибыли. Аналогично, конкуренция на рынке товаров заставляет приватизированные фирмы более четко реагировать на изменение предпочтений потребителей. Второй - снижение потребностей общественного сектора в займах. Продажа активов увеличивает доход правительства в год продажи и снижает потребность в займах. Если же продается такое предприятие, которое получает недостаточно прибыли для финансирования инвестиций, то снижается потребность и в будущих займах.

     При приватизации возникает проблема оценки стоимости предприятия, которое приватизируется. Рынка на государственные акции не существует, и трудно определить начальную цену, по которой акции должны быть выпущены. В связи с этим, государство может нести потери при продаже предприятий.

     Приватизация  может угрожать общественным интересам. Национализированные виды экономической деятельности призваны работать в интересах общества. Когда они становятся подотчетными только частным акционерам, общественные интересы могут переместиться на задний план.

     Государство и по сей день играет важную. «Государственная собственность пока является явно преобладающей. В перспективе предполагается снижение доли государства, и переход многих государственных предприятий на акционерные начала. Государству же будут принадлежать предприятия общенационального значения (железные дороги, электроэнергетика, некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности и другие)» /12, с.2/. 
2.3 Общественные блага и социализация собственности в экономике общественного сектора
 
 

       В данном пункте речь пойдет об общественных благах, которые непосредственно связаны с социализацией собственности. Эти блага обладают двумя фундаментальными свойствами. Во-первых, это неисключаемость, то есть доступ к данному конкретному благу практически не ограничен для желающих его получить (или им воспользоваться). Во-вторых, это несоперничество в потреблении, то есть увеличение круга потребителей данного блага не вызывает не только снижения полезности, которую получает каждый из потребителей, но и не несет за собой дополнительных издержек при предоставлении данного блага. Здесь мы сталкиваемся с явлением, когда увеличение числа потребителей лишь увеличивает общественную полезность конкретного блага.

       Фундаментальные свойства данных благ делают невозможным  их производство и функционирование в частном секторе экономики, то есть частная форма собственности не в состоянии обеспечить их предоставление (предоставление благ такого рода, как правило, просто невыгодно для частного собственника), поскольку издержки не покрываются прибылью. Если же такая возможность и изыскивается, то круг потребителей, имеющих возможность приобретения такого блага, достаточно узок, и можно говорить о явлении подобного рода скорее как об исключении, чем о правиле.

       Большинство экономистов, признавая допустимость частного сектора в экономике нашей страны, высказываются против «…передачи в сферу частной собственности предприятий транспорта, связи, энергетики, военно-промышленного комплекса и ряда других отраслей» /6, с.128/. Хозяйственно-финансовая деятельность государства, по их мнению, должна быть сконцентрирована на непроизводственной сфере - образовании, культуре, здравоохранении, фундаментальной науке, обороне.

       Возникновение потребности в общественных благах в первую очередь связывается  с так называемыми "провалами рынка" (в литературе в качестве синонимов встречаются термины "ошибки рынка", "неэффективность рынка", "изъяны рынка"). Именно в этих зонах и призван функционировать общественный сектор как основной поставщик общественных благ.

       Данная  потребность обычно выводится из того, что социально-экономическое развитие разворачивается в сторону переноса акцента с издержек производства (затраты по производству, изготовлению продукта) на издержки по трансакциям (затраты на интегрирование все более дифференцирующихся элементов экономических отношений, то есть в принципе «…на затраты, связанные с функционированием самих производственных отношений» /7, с.11/).

       Стремление  увеличить прибыль, основной путь к  чему лежал через оптимизацию производства, вело ко все большей детализации процесса труда, усложнялась структура самих средств производства, организация производственного процесса и процесса труда и т.д. В результате сильно возросло количество трансакций и, соответственно, связанные с ними издержки, с которыми капиталистическая организация производства более не могла справляться. Вследствие этого повышается роль государства, которое и берет на себя создание определенных социальных организаций, призванных минимизировать издержки по трансакциям, поскольку всегда целесообразнее более полно использовать возможности уже имеющегося социального института, чем создавать новый. Это одна из причин появления общественного сектора экономики, когда государство берет на себя оказание услуг в виде предоставления общественных благ (формирование информационной инфраструктуры рынка, установление определенных стандартов качества и т.п.).

       Другая  причина развития общественного  сектора лежит в усложнении структуры  средств производства, связанных  с внедрением технологий и ростом требований к работнику, а также с повышением роли человека в производстве.  
Кроме того, существуют общественные блага, производство которых традиционно входит в функции государства как социального института. Среди них, например, обеспечение обороны, охрана порядка. Сюда можно отнести и трансакционные издержки, связанные с такой сущностной функцией государства как правовая защита, содержание судов, арбитражей и тому подобное. В литературе, как в зарубежной, так и отечественной, экономика общественного сектора в большинстве случаев исследуется с позиций теории рыночной экономики. Экономика общественного сектора как дисциплина, по словам Л.И. Якобсона, базируется на общетеоретических представлениях о рыночной системе, рассматривает участие государства в экономической деятельности сквозь призму рынка. Общественный сектор, будучи составной частью рынка, предназначен для того, чтобы исправлять "изъяны" рынка /16, с.11/.

       По  мнению В.Я. Ельмеева и Е.Е. Тарандо с позиции рыночной, стоимостной теории природу общественных благ не раскрыть.  
По этой причине первым условием научного понимания экономики общественного сектора является рассмотрение общественных благ через призму отношений общественной собственности. Это - тот сектор, где господствует общественная собственность.

       С таким выводом обычно не соглашаются  авторы, которые придерживаются стоимостной парадигмы. Сущность всякой собственности они связывают с меновой стоимостью, с ее отчуждаемостью. Наоборот, это их свойство делает общественные блага не "ничейными", а достоянием всех и каждого. Одновременно наличие общественного сектора, занимающего значительное место в социально-экономическом поле современного общества, обосновывает действительность и историческую необходимость общественной собственности.

       Со  временем будет не только признано, но и реализовано право собственности каждого отдельного человека на общественные блага как на объект общей собственности. Можно надеяться, что это право будет зафиксировано в правовых документах с той же строгостью, как оформление права человека на частную собственность.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      В заключении курсовой работы можно сделать  ряд выводов. Во-первых, собственность  – это сложнейшая экономическая  система, а не только экономические права собственника или экономические отношения, как пытаются представить ее нам некоторые экономисты, рассматриваемые собственность только с юридической, правовой точки зрения.

      Во-вторых, собственность реализуется в  экономике общественного сектора с целью получения дохода, который в отличие от других секторов не присваивается. Субъекты распоряжаются ресурсами для производства и потребления общественных благ другими членами общества.

      В-третьих, в экономике общественного сектора  действуют специфические объекты  и субъекты собственности. Объекты  собственности отличаются своей  исключительностью, универсальностью. Они используются для общественного массового местонахождения, время проведения и потребления. Субъекты собственности не только действуют особым образом, они олицетворяют власть.

      Все элементы собственности выполняют множество экономически и социально значимых функций.

     В-четвертых, государственная собственность, как одна из форм собственности в общественном секторе, имеет наибольшее значение. Она применяется в тех сферах экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах.

       Предприятия транспорта, связи, энергетики, военно-промышленного комплекса, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как освоение космоса - поставщики общественных благ. Если их перевести на частную основу (приватизировать), попросту перестанут быть общественными, они станут частными благами, привилегией немногочисленных социальных групп. Поэтому многие экономисты выступают против приватизации данных видов деятельности. Частная форма собственности не в состоянии обеспечить их предоставление.

     Но  благодаря приватизации, государство  становится контрагентом самостоятельных предприятий, а также негосударственных некоммерческих структур. Те приоритеты, которые государство стремится отстаивать, находят выражение в политике налогов и государственных расходов. Не устраняясь от решения социально-экономических задач, оно кардинально меняет границы своей ответственности и способы действий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 

  1. Аткинсон  Э.Б., Стиглиц Дж. Лекции по экономической  теории государственного сектора. М., 1995. – 119с.
  2. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право, 1996. - № 10. – 12-13с.
  3. Гражданский кодекс РФ: офиц. текст: по состоянию на 06 апреля 2011 г. / Министерство юстиции Российской Федерации. - М., 2011. – 159с.
  4. Ельмеева В.Я. и Тарандо Е.Е. Общественные блага и социализация собственности// Социологические исследования. – 1999. - №1. – 51-52с.
  5. Жильцов E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М., 1995. – 345с.
  6. Луцкая Е.Е. Проблемы приватизации государственной собственности в России (аналитический обзор) // Проблема собственности: теория, история, практика. М., 1995. – 128с.
  7. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. – 243с.
  8. Красникова Е.В. Экономика переходного периода: экономическое учебное пособие// М.: Омега-Л, 2006. – 216с.
  9. Курс экономической теории. /Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров, 1994. – 234с.
  10. Папело В.Н., Мельникова О.Д., Мартынов С.Н. Государственные и муни-

Информация о работе Собственность в экономике общественного сектора