Собственность в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание

целью данной работы является изучение вопросов собственности в экономической системе и основные направления её реформирования в Республике Беларусь.
Сформируем и определим следующие задачи:
Исследование сущности собственности, её категории;
Рассмотрение истории возникновения собственности;
Раскрытие теории прав собственности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 108.90 Кб (Скачать документ)

       Общая, в том числе и общенародная собственность иногда разделяется по территориальному признаку. В этом случае выделяются такие форы собственности, как региональная(территориальная) и муниципальная (местная). Выделение таких форм собственности подчеркивает и то обстоятельство, что собственностью в известной степени распоряжаются органы власти на данной территории, скажем, муниципалитет. Муниципальная собственность примыкает непосредственно к государственной, которая, однако, и на Западе, и в России классифицируется как отличная от государственной. Тем не менее, по своей экономической природе они родственны друг другу. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана c бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национального хозяйства; собственность земель или штатов также распространяется на всю страну.

       Государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре(железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм.

       В среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП в 1995 г. Не превышала 7%. В развивающихся странах и странах c переходной экономикой этот показатель составлял соответственно 11 и более 40 %

       Предприятия,  именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций(или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают федеральные и земельные органы, а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.

       Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

        В странах c федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов – субъектов федерации.

       Четко провести грань между государственной и общенародной собственностью трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в владении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же как и государственные предприятия, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

       Теперь обратимся отнюдь не к праздному вопросу: какая из рассмотренных форм собственности лучше? В действительности такая постановка вопроса неплодотворна. Речь должна идти р поиске наиболее рационального, оптимального сочетания обеих форм.

       Критерий оценки может быть только один: какая форма собственности в данный исторический момент и в отдаленной перспективе обеспечивает более высокий уровень удовлетворения потребностей населения в благах, но обязательно c учетом индикаторов жизни.

       По совокупности этих критериев предпочтение следует отдать частной собственности, являющейся в настоящее время стержнем развитой экономики стран Запада. К формированию именно такой хозяйственной системы стремятся развивающиеся и бывшие социалистические страны. Она содержит в себе мотивы прибыли и конкуренции, реализация которых приносит наивысшую экономическую эффективность и наилучшее удовлетворение потребностей. Однако и частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь касающиеся занятости и безработицы. Ведь мотив прибыли и конкуренции вынуждает предпринимателей постоянно стремиться к возможности большему сокращению издержек производства, в том числе и на наём рабочей силы.

       В странах Запада волна приватизации в 80-х годах – первой половине 90-х годов привела к сокращению доли государственной собственности в производстве ВВП c 9 до 7% в среднем(разумеется, по отдельным странам – членам ОЭСР этот показатель немного отклонился в ту или иную сторону), что означает преодоление наследия предвоенных и первых послевоенных лет. В 30-х гг. прямое участие государства в экономике расширилось в процессе преодоления самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929 – 1933 гг.

       Государственная собственность в предвоенные годы в большинстве стран Запада была заметно усилена как своего рода «подпорка» частного предпринимательства, обнаружившего очередные слабости, и инструмент поддержания прочности общественного строя. В конце 40-х 50-х гг. в Западной Европе и Японии частный капитал был временно ослаблен военными разрушениями и некоторыми другими обстоятельствами. Такого рода брешь по необходимости была заполнена государством, в чем теперь нет надобности.

       Потенциал для дальнейшей приватизации в странах Запада в основном исчерпан. Доля государства в них, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, будет оставаться примерно на нынешнем уровне, немного изменяясь в отдельных странах. При этом в ряде случаев для борьбы c безработицей возможно создание в трудоёмких отраслях (прежде всего в инфраструктуре) новых предприятий за счет государственных инвестиций. Программы западноевропейской социал-демократии, пришедшей в последние годы к власти в ряде стран, в том числе во Франции, в Великобритании, Германии и Италии, предусматривают подобные меры.

       В развивающихся странах в тот период указанный показатель оставался на уровне 11 %. C одной стороны, это было обусловлено притоком иностранных частных инвестиций, за счет которых создавались новые частные предприятия. C другой стороны, слабость национального частного капитала вынуждало государство поддерживать сравнительно высокий уровень своего присутствия в экономике. Поскольку в среднесрочной перспективе нельзя ожидать массированного увеличения потока прямых инвестиций из стран Запада, а также по ряду других причин нынешний показатель вряд ли заметно изменится в обозримом будущем.

      Бывшие социалистические страны встали на путь перехода от планового к рыночному хозяйству преимущественно на рубеже 80-х и 90-х гг. Рыночная трансформация, естественно, в первую очередь требовала вытеснения государственной собственности частным путём приватизации первой и создания новых частных предприятий.

       В этом направлении страны c переходной экономикой c начало 90-х гг. уже прошли (каждая в разной степени) значительный отрезок пути. Вместе c тем доля госсобственности в производстве ВВП этих стран, как правило, все еще составляет 20-30% и более, т.е. заметно превышает соответствующий показатель для развитых и развивающихся государств. 
 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В   РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

       “Белорусская модель» социально ориентированной рыночной экономики, принятая за основу развития, сочетает свободную частную инициативу, конкуренцию c активной ролью государства, экономическую эффективность c высоким уровнем социальной защиты граждан. Реформы в Беларуси, как и в других странах c переходной экономикой, имеют целью повышение благосостояния народа на основе замены административно-командной системы управления рыночными механизмами. Переход к новой экономической системе в Беларуси осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на стабильность социально-экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта «шоковой терапии», проводит эволюционное реформирование экономики c активным участием государства в формировании рыночной инфраструктуры. Нынешний этап реформирования и развития экономики Беларуси связан c изменениями в экономической политике государства, и, прежде всего, это относится к существенной либерализации экономических отношений, среднего бизнеса, дальнейшей либерализации всех сегментов рынка.

       Реформирование государственной собственности в Республике Беларусь началось в 1991 году и продолжается по настоящее время. Основополагающими законодательными актами проведения реформирования государственной собственности в республике Беларусь стали законы: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об акционерных обществах, обществах c ограниченной ответственностью», «Об именных приватизационных чеках», «О ценных бумагах», Государственная программа разгосударствления и приватизации и другие законодательные акты Республики Беларусь.

       Политика приватизации и трансформации государственной собственности основана на двух основных принципах: рост эффективности производства и сбалансированное проведение реформ, c учётом социальных факторов.[ 12,30 c.]

        В 2005 году реформирование объектов республиканской собственности регламентируется постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2004 г. №368 «О перечнях организации, находящихся в республиканской собственности, подлежащих приватизации в 2004-2005 годах» и от 4 июня 2005 г. № 594. Всего в текущем году планируется реформировать 39 объектов. Всего по состоянию на 1 июня 2008 года в республике реформировано 4063 государственных предприятий, из них 1063 объекта республиканской и 3000 – коммунальной собственности. На реформированных предприятиях занято свыше 950 тысяч человек.

       Из общего числа реформированных государственных предприятий 1941 – преобразованы в открытые акционерные общества, 724 – выкуплены коллективами работников, 422 – проданы по конкурсу, 976 – на аукционах. В отраслевом разрезе реформировано 534 промышленных предприятий, или 37,5 % от общего количества предприятий государственной собственности данной отрасли; 289 строительных организаций (30,5); 1508 объектов торговли и общественного питания (72,5%); 759 предприятий АПК (44,9); 973 организации в других отраслях народного хозяйства.

       По состоянию на 1 июля 2006 года в соответствии c законодательством в республике полностью завершена работа по организации путём присоединения, продажи юридическим лицам 377 убыточных сельскохозяйственных организаций в том числе в Брестской области – 20, Витебской – 87, Гомельской – 52, Гродненской – 25, Минской – 133, Могилёвской – 60.

       Приватизация государственного имущества, проводимая в ходе реформирования государственных предприятий, регламентирующая законами  «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Государственной программой приватизации, декретами и указами президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства, нормативными актами административно-территориальных органов государственного управления.

       Приватизация предприятий, нуждающихся в финансовом оздоровлении, осуществляется по решению правительства Республики Беларусь либо обласных и Минского городского исполнительных комитетов. Преобразование предприятий государственной формы собственности, включая участие инвесторов в его реформирование, может осуществляться по решению правительства. Реформирование объектов коммунальной собственности осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов.

       Информация о ходе приватизации и долях государства в открытых акционерных обществах размещается на официальном сайте Министерства экономики в сети ИНТЕРНЕТ (www.economy.gov.by).

       Основным способом приватизации объектов государственной собственности является преобразование предприятий в открытые акционерные общества. Акционирование государственных предприятий позволяет осуществлять привлечение инвестиций как на этапе из преобразования, так и в процессе дальнейшего функционирования новых объектов хозяйствования, по следующим основным направлениям:

  • участие инвесторов в создании открытого акционерного общества на стадии разгосударствления и приватизации государственного предприятия путём внесения в уставной фонд денежного или имущественного взноса;
  • приобретения принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ под инвестиционные проекты;
  • приобретение дополнительного выпуска акций открытых акционерных обществ, выпущенных под конкретный инвестиционный проект.

       Общие правовые условия инвестиционной деятельности определяет инвестиционный Кодекс республики Беларусь, положения которого направлены на её стимулирование, а также на защиту прав инвесторов, в том числе иностранных, на территории Республики Беларусь.

       C целью привлечения в экономику Республики инвестиций ситемктически осуществляется продажа принадлежащих республики Беларусь пакетов акций открытых акционерных обществ, стоимость которых не превышает 10 тысяч базовых величин. В этих целях ежегодно формируются перечни открытых акционерных обществ, акции предлагаются для продажи по конкурсу и на аукционе, в том числе в ОАО « Белорусская валютно-фондовая биржа».

       В течение 2007 года предполагается продажа пакетов акций 70 открытых акционерных обществ, общая стоимость которых (на 01.01.2006г.) составляет около 30 млрд. рублей. В этом же голу было реформировано около 30 объектов республиканской и коммунальной собственности c общей численностью рабочих около 4,5 тысяч человек. Также планируется продать свыше 120 неиспользуемых и неэффективно используемых государственных объектов общей оценочной стоимостью около 4 млрд. рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Собственность в экономике