Социальная структура и её роль в современном развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:30, реферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция. Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………4
Социальная структура и её роль в современном
развитии общества……………………………………. 5
Социальная политика государства……………...8
Прогнозирование развития социальной
защиты населения…………………………

Работа состоит из  1 файл

куросвой2.docx

— 69.32 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение…………………………………………………4

  1. Социальная структура и её роль в современном

    развитии общества……………………………………. 5

  1. Социальная политика государства……………...8
  2. Прогнозирование развития социальной

    защиты  населения…………………………………… 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

        Ведущие   страны   рыночной   экономики   большое   внимание   уделяют эффективному функционированию таких  отраслей,  как  образование,  культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное  хозяйство,  экология. Совокупность этих отраслей обычно  определяется  как  социальная  сфера.  По мере  развития  рыночной  экономики  значение  социальной  сферы   постоянно возрастает.

           Обоснование   направлений   социально-экономического   прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы  ближайшего или  более  отдаленного  будущего  в  исследуемой  области,   руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с  другой способствовать выработке  оптимальных  планов,  опираясь  на  составленный прогноз  и  оценку  принятого  решения   с   позиций   его   последствий   в прогнозируемом периоде.

           Актуальность данной темы заключается   в  том,  что  в  стране  еще  не достаточно полно на практике отражаются те социальные  гарантии,  о  которых говорит Конституция. Современные условия хозяйствования  требуют  максимального  расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования.  Чем  выше качество  прогнозов  и  планов,  тем  более  весомым  будет   их   вклад   в общественное развитие.

           Важными задачами, которые обычно  ставятся  перед  исполнителями   при прогнозировании  и  планировании,  разработке   соответствующей   концепции, программы, мероприятия, является  сохранение  и  развитие  высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и  социальной  защищенности населения,  поддержание  имеющихся   и   налаживание   новых   многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром. 

  1. СОЦИАЛЬНАЯ  СТРУКТУРА И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ  РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

         Социальная сфера – это совокупность  отраслей национального  хозяйства,  создающая  социальные  блага   в  виде  услуг  образования,  здравоохранения, культуры, туризма  и т. д. Отрасли социальной  сферы приобретают все большее  значение  в  развитии общественного   производства.  Они  оказывают   непосредственное  влияние   на  уровень благосостояния, качество  жизни населения. В странах  с социальной рыночной экономикой  в социальную сферу ежегодно

     осуществляются  огромные  инвестиции.  В  ней   сосредоточены   значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы. В  России  функционирование  отраслей   социальной   сферы   все   еще осуществляется по второстепенному  принципу. Нам пока  не  удалось  в  полной мере осознать роль социальной сферы в  современном  обществе.  Недопонимание ее значения в качестве одного из главных  факторов  социально-экономического прогресса,  социальной  ориентации   экономики   несомненно   тормозит   ход экономических реформ.

       Важное место среди отраслей  социальной сферы занимает образование.  Оно направлено на повышение качества  работников,  приумножение  образованности, интеллектуальности,  духовного  потенциала  общества.   Образование   играет существенную роль в повышении производительности труда. В  начале  XXI  века для   успешного   социально-экономического   развития   общества   требуется высококачественная рабочая сила,  обладающая  высоким  уровнем  образования, профессиональной   подготовки.    Высококвалифицированная    рабочая    сила обеспечивает  объем   валового   национального   продукта,   рост   качества продукции, экономное использование ресурсов и т. д.

                 Здравоохранение  способствует  улучшению  здоровья  населения,   росту продолжительности  жизни.   Эффективное   функционирование   здравоохранения позволяет избавиться от ущерба, который мог  бы  быть  нанесен  национальной экономике в результате нетрудоспособности работников.  Благодаря  расширению системы    здравоохранения,    использованию    современного    медицинского оборудования, удается улучшить качество медицинского обслуживания,  добиться уменьшения заболеваемости. Все  это  позволяет  повысить  производительность труда, увеличить важнейшие макро- и микроэкономические показатели.

           Большое влияние на состояние  духовного  потенциала-общества  оказывает культура.   Развитие   культуры   как   отрасли    национальной    экономик характеризуется  с помощью  таких  показателей,  как  число  профессиональных  театров,  цирков,  музеев,  учреждений  культуры  клубного  типа,  число   их посещений, а также  количество  массовых  библиотек,  тиражи  книг, брошюр, газет и т. д. 

     По  мере роста доходов населения  усиливается значение туризма,  отдыха, физической культуры и спорта. Эти  виды экономической деятельности влияют  на уровень здоровья населения, его  образовательный, культурный уровень.  Услуги туризма,  отдыха,  физической  культуры  и  спорта  требуют  соответствующей материальной базы  в  виде  санаториев,  домов  отдыха,  гостиниц,  мотелей, спортивных сооружений. 

 

     
  1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

     Социальная  политика – это сфера практического  осуществления важнейшей функции  государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а  потому в центре социальной политики всегда находится человек, который  одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

     Социальная  политика представляет собой часть  общей политики государства, которая  касается отношений между социальными  группами, между обществом в целом  и его членами, связанных с  изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

     Социальная  политика осуществляется через систему  мер, на этику и мораль. включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.

     Социальная  политика современного государства  — это комплекс социально-экономических  мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства  в распределении доходов и  имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.

     Основные  направления социальной политики —  защита населения от повышения цен  с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и  безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).

     Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при  формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности  за их выполнение между различными ветвями власти и др.

     Проблема  социальной защиты населения по-разному  решается в рамках определенной социально-экономической  формации, конкретной страны. Чтобы  обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном  порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и  функции предоставления социальной поддержки.

     Социальную  защиту населения обеспечивают также  предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через  свои профсоюзные организации.

       Формой реализации государственной  политики занятости на всех  уровнях управления являются  федеральная, территориальная и  местные (городские, районные) программы.  Федеральные программы имеют,  как правило, региональный аспект, но в региональных программах  содействия занятости населения  даже не упоминаются федеральные  и иные региональные программы,  не говоря уже об отражении  показателей движения рабочих  мест. В настоящее время перед  разработчиками программ всех  уровней остро стоит проблема  увязки показателей движения  рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с  учетом параметров важнейших  отраслевых, межотраслевых, региональных  и межрегиональных программ.  

     Примерами социальной политики за рубежом  являются: 

     
  1. Континентальная модель

     В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь  бюджетные отчисления и страховые  взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения  являются как государственные, так  и частные (но находящиеся под  контролем государства) социально-страховые  фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.  

     Рассмотрим  на примере Немецкой модели социального рыночного хозяйства.

     Социальное  обеспечение: В Германии действует 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Социальное страхование финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней. Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам.

     Социальные  услуги: В системе здравоохранения действует система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан платит государство. В системе образования главным является принцип “академической свободы”, т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.

     Германия  в конце 1990-х гг. достигла определенного  пика развития своей социально-ориентированной  экономики, которая теперь, как и  шведская модель, нуждается в серьезной  модернизации. Политику социального  рыночного хозяйства Германии усложняет  проблема, связанная со структурными преобразованиями в Восточных землях, где продолжается закрытие неконкурентоспособных  производств, идет рост безработицы  и социальной напряженности. На ближайшие  годы в Германии намечена окончательная  интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии, снижение безработицы и  проведение пенсионной реформы, где  наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться  частная система страхования.

  1. Американо-британская модель

     Данная  модель характеризуется минимальным  участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь  частные сбережения и частное  страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан  и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует  создание и развитие в обществе различных  форм негосударственного социального  страхования и социальной поддержки, а также различных средств  и способов получения и повышения  гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства  характерна для США, Англии и Ирландии.

Информация о работе Социальная структура и её роль в современном развитии общества