Социальное обслуживание молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Объектом курсовой работы является социальное обслуживание молодежи как профессиональная деятельность.
Предметом курсового исследования является содержание и организация социальной работы с молодежью.
Целью курсовой работы является анализ развития и формирования системы социального обслуживания молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОЛОДЕЖИ……... 6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОЛОДЕЖИ……. …………
16
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОСОБО УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ МОЛОДЕЖИ………………………………….
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 38

Работа состоит из  1 файл

социальное обслуживание молодежи.docx

— 68.51 Кб (Скачать документ)

     Исходя  из всего вышеизложенного в этом разделе курсовой работы можно сделать  некоторые выводы:

     1. Основной задачей учреждений  органов по делам молодежи  является создание условий для  физического, духовного и нравственного  развития подростков и молодежи  в возрасте от 14 до 30 лет

     2. Результатом взаимодействия специалиста  по работе с молодежью и  молодого человека должно быть  формирование готовности молодого  человека к самостоятельной жизни.

     3. Социальные службы для молодежи  предоставляют следующие виды  услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические,  коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые  услуги, а также услуги, связанные  с социальной адаптацией и  организацией временного проживания  детей и подростков. 
 
 
 
 
 
 

                                                    РАЗДЕЛ III

     СОЦИАЛЬНАЯ  ПОДДЕРЖКА ОСОБО  УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ МОЛОДЕЖИ

     В современных российских реалиях  существуют особые слои молодежи, которые  наиболее уязвимы и социально  незащищены – молодые люди –  инвалиды, безработная молодежь, молодые  семьи. Именно этим группам молодежи в первую очередь необходима поддержка  от государства.

     Особенность положения молодежи на российском рынке  труда определяется рядом факторов: сохранение стереотипов, необоснованное представление молодежи о путях  адаптации в сфере труда и  занятости, падение престижа производительного  труда для значительной части  молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных  заведений 10 . Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности.

     Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень  квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти  пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта  трудовой деятельности. Проблемы занятости  молодежи во многом связаны с объективными процессами – сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических  факторов на образ жизни молодого человека. Содействие занятости и  трудоустройству молодежи может  быть организовано по нескольким направлениям:

     1. Образование молодежи – проблема  комплексная, ее решение предполагает  взаимодействие и сотрудничество  разных структур: государственных  органов власти, службы занятости  населения, сферы образования  и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности  является содействие дополнительному  образованию молодежи через организацию  и функционирование профильных  клубов и центров дополнительного  образования.

     В Белгородской области реализуется  программа «Карьера»

     2. Содействие профессиональной подготовке  молодежи. В системе мер социальной  защиты населения от безработицы  важное место занимает право  молодежи на бесплатную профессиональную  подготовку, повышение квалификации  и переподготовку по направлению  органов службы занятости.

     Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных  учреждениях профессионального  и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных  заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

     3. Изменение порядка приема молодежи  на работу. Основной мерой по  социальной поддержке молодежи  может стать смягчение критериев  приема на работу, трудоустройство  без опыта работы, создание гибкого  графика работы для студентов  дневной формы обучения и др.

     4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления социальной защищенности  молодых людей в некоторых  муниципальных образованиях уже  приняты постановления о квотировании  рабочих мест для молодежи. Однако  вследствие отсутствия закона  о квотировании рабочих мест  для молодежи социально незащищенным  категориям молодых людей не  гарантируется получение рабочих  мест.

     5. Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи  характерной является частичная  или скрытая безработица, когда  работодатель дает возможность  трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует  работника. Малый и средний  бизнес во многом инициирует  появление дополнительных рабочих  мест, способствует деловой активности  граждан, в том числе и тех,  кто менее конкурентоспособен  на рынке труда.

     В стратегическом плане речь идет о  подготовке поколения людей, способных  наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны.

     6. Привлечение молодежи к оплачиваемым  общественным работам. Элементом  поддержки безработной молодежи  является финансирование государством  общественных работ и привлечение  к ним молодежи.

     Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально  полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

     Право на участие в общественных работах  имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, и  безработные11.Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.

     7. Организация ярмарок вакансий. В  целях оказания гражданам дополнительных  услуг по содействию в трудоустройстве  в ходе сотрудничества с работодателями  служба занятости организует  ярмарки вакансий. Данная форма  работы дает возможность любому  желающему ознакомиться с банком  данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе  работу и в ходе непосредственного  общения с работодателем выяснить  варианты и условия трудоустройства.

     8. Создание специальных молодежных  организаций для решения проблемы  занятости. Сегодня социальные  предприятия для молодых людей  – реальное явление на молодежном  рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных  секторах и отраслях экономики,  решаемые ими задачи дают основание  выделить данные предприятия  в отдельную категорию.

     Применяются разнообразные формы организации  рабочих мест для учащихся, такие  как создание некоммерческих предприятий  и организация социальных производств  на базе учебных заведений.

     9. Правовое регулирование молодежной  политики. Необходимость формирования  современной законодательной базы  в области государственной молодежной  политики определяется сохранением,  а нередко и нарастанием целого  ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на  социально-экономическом и культурно-духовном  аспектах ее жизнедеятельности  и перспективах ее развития.

     Если  говорить о молодых людях с  ограниченными возможностями, необходимо сначала выделить проблемы этих людей. Среди проблем людей с ограниченными  возможносятми, особенно молодых, чаще всего, фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности  из-за своих недостатков, психологическая  и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность  обсуждать свои трудности. Весьма острыми  являются такие проблемы сексуальной  и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с  противоположным полом и возможные  медицинские противопоказания к  деторождению.

     Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченными  возможносятми является выбор профессии  и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в  себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального  выбора и обеспечение квалифицированной  развивающей помощи со стороны социального  работника с целью обоснованного  и адекватного выбора профессии. В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с  ограниченными возможносятми в  профессиональном самоопределении  вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает  помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции  их профессиональной значимости, а  также информация о профессиях, в  которых именно такие качества могут  обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у человека с ограниченными  возможностями умения осознанно  и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и  определять пути его реализации.

     В принципе настоящая независимость  предполагает независимость не только физическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии и  степень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состоянии решить все  психологические проблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-психологической  помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях существующего  в стране дефицита практических психологов 12 .

     Одним из важнейших факторов успешности медикосоциально-психологической  реабилитации является ближайшее микросоциальное  окружение людей с ограниченными  возможностями. В частности, их семьи  по прежнему остаются основными источниками  помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а  перечень разного рода проблем (медицинских, материально-бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и  др.), возникающих в семье в  связи с частичной или полной недееспособностью какого-либо из ее членов, бесконечен. С психологической  точки зрения очень важно нейтрализовать две часто встречающиеся в  семьях крайности в отношении  к человеку с ограниченными возможностями: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и  затрудняющую личное «выживание», либо на нем сосредотачивается внимание всей семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях (консультанта, защитника интересов, помощника  и др.), социальный работник может  способствовать разрешению возникающих  проблем, формированию правильного  отношения к недееспособному  родственнику и в целом – нормализацией  внутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с семьей, целесообразно проводить  групповые занятия и содействовать  объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.

     Таким образом, социальная работа с людьми с ограниченными возможностями  своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое  благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой  психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения  в обществе: необходимо бороться с  негативными установками, рутинными  правилами, «ступенями и узкими дверьми» и предоставить для всех людей  равные возможности полноценного участия  во всех сферах жизни и видах социальной активности.

     В России закреплены следующие виды социального  обслуживания:

     содержание  инвалидов и престарелых в  учреждениях социальной зашиты населения: стационары; полустационары; социальное обслуживание инвалидов и престарелых  на дому; содержание детей в детских  учреждениях; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь;

     реабилитационные  услуги: профессиональное обучение и  трудоустройство инвалидов; обеспечение  инвалидов средствами передвижения; обеспечение инвалидов транспортными  средствами; протезно-ортопедическая помощь гражданам.

     Проект, реализуемый в Белгородской области, «Шаг навстречу» был разработан в 2009 году областным государственным  учреждением «Центр молодежных инициатив» в рамках реализации Стратегии ГМП  и направлен на работу с молодыми людьми с ограниченными возможностями.

     Цели  проекта:

     – оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

     – вовлечение молодых людей с ограниченными физическими возможностями в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;

     – развитие и популяризация в молодежной среде идеи толерантности и содействия людям с ограниченными физическими возможностями.

     В ходе реализации проекта для молодых  люди с ограниченными физическими  возможностями организуются фестивали, выставки, экскурсионные поездки, различные  тематические акции, которые помогают ребятам чувствовать себя увереннее, счастливее и быть социально активными.

     Определяющее  значение в обеспечении жизнедеятельности  семьи имеет государственная, экономическая  и социальная политика, от которой  зависят занятость населения  в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи. Принципы государственной  политики в отношении молодой  семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой  семьи; целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении  молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и  правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей; социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм 13.

Информация о работе Социальное обслуживание молодежи