Социально-экономическая характеристика элементов рынка и особенности их развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности различных видов рынков и соответствующих им элементов.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, классификация рынка, элементы рынка.
Определить критерии классификации видов рынков.
Выделить элементы каждого из классифицируемых рынков.
Определить социальные и экономические характеристики этих элементов.
Выделить особенности развития в России данных видов рынков.
Объектом исследования являются рынок и его элементы.

Содержание

Оглавление

Введение
3
Рынок его элементы и их характеристика
4
Понятие рынка, его цели и основные функции
4
Классификация рынка
5
Элементы товарного рынка
9
Рынок недвижимости и его элементы
15
Характеристика элементов рынка труда
17
Элементы финансового рынка
22
Элементы рынка интеллектуальной собственности
26
Особенности рынка в России
29
Особенности товарного рынка
29
Рынок недвижимости в России
30
Особенности рынка труда
32
Российский финансовый рынок
34
Особенности рынка интеллектуальной собственности в РФ
37
Заключение
41
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 207.89 Кб (Скачать документ)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Микроэкономика»

 

Тема – «Социально-экономическая характеристика элементов рынка и особенности их развития в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чайковский,

Оглавление

 

Введение 

3

  1. Рынок его элементы и их характеристика

4

    1. Понятие рынка, его цели и основные функции

4

    1. Классификация рынка

5

    1. Элементы товарного рынка

9

    1. Рынок недвижимости и его элементы

15

    1. Характеристика элементов рынка труда

17

    1. Элементы финансового рынка

22

    1. Элементы рынка интеллектуальной собственности

26

  1. Особенности рынка в России

29

    1. Особенности товарного рынка

29

    1. Рынок недвижимости в России

30

    1. Особенности рынка труда

32

    1. Российский финансовый рынок

34

    1. Особенности рынка интеллектуальной собственности в РФ

37

Заключение 

41

Список используемой литературы

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и  доходов, перемещающихся навстречу  друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где  люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение  от продажи своих товаров. Эти  потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют  потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат  необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих  чертах известно любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки. В тоже время  понятие рынка многопланово и  разнообразно. Происходящие здесь изменения  интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе  и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности различных видов рынков и соответствующих им элементов.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •   Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, классификация рынка, элементы рынка.
  •   Определить критерии классификации видов рынков.
  •   Выделить элементы каждого из классифицируемых рынков.
  •   Определить социальные и экономические характеристики этих элементов.
  •   Выделить особенности развития в России данных видов рынков.

Объектом исследования являются рынок и его элементы.

Предметом исследования являются социально-экономические  характеристики элементов различных  видов рынков.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Рынок его элементы и их характеристика

    1. Понятие рынка, его цели и основные функции

Рынок – понятие многомерное. В  узком понимании его можно  рассматривать как любое место  торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок  – совокупность процессов торговли, актов купли- продажи, вне зависимости от того, где они происходят.

 Рынок – это совокупность  экономических отношений по поводу  купли- продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.

 Объектами рынка являются  товары и деньги. В условиях  развитых рыночных отношений  в качестве товаров выступает  не только производимая продукция  (товары и услуги), но и факторы  производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом  обычно рассматриваются все финансовые  активы, важнейшими из которых  являются сами деньги.

 Субъектами рынка являются  продавцы и покупатели. В качестве  продавцов и покупателей выступают  домохозяйства, фирмы (предприятия,  бизнес), государство (правительство).

Цели, которые преследует рынок.

1. Получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

2. Удовлетворение потребностей покупателей;

3. Достижение оптимального уровня цен;

4. Экономическая свобода субъектов.

Рынок выполняет следующие функции:

Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности.

 Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

 Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

 Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

 Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

 Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

 Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

 

1.2 Классификация рынка

Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить  на группы по определенным признакам:

1. Организационный признак (степень  ограничения конкуренции)

    •   Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется

наличием многих продавцов, однородностью  продукции. Продавец продукции не имеет  возможности влиять на уровень цен.

    •   Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.
    •   Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.

2.Пространственный признак

  •   Местный рынок
  •   Региональный рынок
  •   Национальный рынок.
  •   Рынок покупателей;
  •   Рынок продавцов;
  •   Рынок государственных учреждений;
  •   Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

3. Функциональный признак (экономическому  назначению объектов рыночных  отношений)

  •   Рынок товаров и услуг
  •   Рынок труда
  •   Финансовый рынок
  •   Информационный рынок
  •   Рынок недвижимости
  •   Валютный рынок

4 . По характеру продаж:

  •   Оптовый
  •   Розничный
  •   Фьючерсный

5. По степени регулируемости:

  •   Регулируемый
  •   Не регулируемый

6. По уровню насыщения:

  •   Равновесный
  •   Избыточный
  •   Дефицитный

7. По соответствию законодательным  нормам:

  •   Легальный
  •   «Черный»

8. По товарным группам:

  •   Рынок товаров производственного назначения;
  •   Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
  •   Рынок сырья и материалов и т.д.

9. По степени зрелости:

  •   Неразвитый рынок;
  •   Развитый рынок;
  •   Формирующийся рынок.

10. По характеру ассортимента  товаров:

  •   Замкнутый рынок, на котором представлены товары только одного производителя;
  •   Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
  •   Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  •   Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика элементов рынка и особенности их развития в России