Социально-экономическая характеристика элементов рынка и особенности их развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности различных видов рынков и соответствующих им элементов.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, классификация рынка, элементы рынка.
Определить критерии классификации видов рынков.
Выделить элементы каждого из классифицируемых рынков.
Определить социальные и экономические характеристики этих элементов.
Выделить особенности развития в России данных видов рынков.
Объектом исследования являются рынок и его элементы.

Содержание

Оглавление

Введение
3
Рынок его элементы и их характеристика
4
Понятие рынка, его цели и основные функции
4
Классификация рынка
5
Элементы товарного рынка
9
Рынок недвижимости и его элементы
15
Характеристика элементов рынка труда
17
Элементы финансового рынка
22
Элементы рынка интеллектуальной собственности
26
Особенности рынка в России
29
Особенности товарного рынка
29
Рынок недвижимости в России
30
Особенности рынка труда
32
Российский финансовый рынок
34
Особенности рынка интеллектуальной собственности в РФ
37
Заключение
41
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 207.89 Кб (Скачать документ)

К объектам недвижимости (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.[2]

Экономическими субъектами рынка  недвижимости являются [3]:

  •   продавцы (арендодатели). В качестве продавца (арендодателя) может выступать любое юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на объект, в том числе государство в лице своих специализированных органов управления собственностью
  •   покупатели (арендаторы). В качестве покупателя (арендатора) может выступать юридическое или физическое лицо или орган государственного управления, имеющий право на данную операцию по закону (имеются в виду ограничения на деятельность нерезидентов, иностранных граждан, а также на коммерческую деятельность государственных органов).
  •   профессиональные участники рынка недвижимости. Состав профессиональных участников рынка недвижимости определяется перечнем процессов, протекающих на рынке с участием государства, и перечнем видов деятельности коммерческих структур.

 Различают институциональных и неинституциональных участников рынка недвижимости.

Институциональные участники рынка  недвижимости – субъекты, представляющие интересы государства и действующим  от его имени.

Неинституциональные участники рынка недвижимости – субъекты, работающие на коммерческой основе.

Процессы функционирования рынка  – процессы создания, использования  и обмена объектов недвижимости и  управления рынком,

Различают следующие основные процессы:

1. Создание развития объекта  недвижимости;

1.1 Организация системы развития  недвижимости;

1.2 Развитие территорий;

1.3 Создание (развитие) объекта недвижимости;

2. Использование (эксплуатация) объекта  недвижимости;

2.1.Организация эксплуатации и  управления недвижимостью; 

2.2.Управление объектом;

3. Товарный оборот объектов недвижимости;

3.1.Организация системы товарного  оборота недвижимости;

3.2.Передача прав (правомочий )собственности на объект недвижимости и регистрация сделки;

3.3.Финансирование товарного оборота  недвижимости 

4. Управление рынком;

4.1.Исследование рынка; 

4.2.Формирование и развитие рынка; 

4.3.Контроль и регулирование. 

Инфраструктура рынка недвижимости – совокупность механизмов, обеспечивающих функционирование рынка 

Условно можно выделить четыре таких  механизма:

Во-первых, социальный механизм, включающий в себя:

  •   законодательную и нормативную базы рынка;
  •   систему общественного контроля над соблюдением правовых и этических норм всеми участниками рынка, защиты их прав и интересов.

 Во-вторых, методологический механизм, включающий в себя:

  •   систему мониторинга и исследования процессов функционирования рынка недвижимости, способов и средств реформирования и развития рынка;
  •   специализированные государственные, общественные и коммерческие институтов управления развитием рынка недвижимости.

В-третьих, инженерно-технологический  механизм, включающий в себя:

  •   эталонные технологии профессиональной деятельности на рынке недвижимости при проведении операций всех категорий;
  •   стандарты описания объектов недвижимости всех видов в интересах операций с ними всех категорий;
  •   единое информационного пространства рынка недвижимости и обеспечение информационной открытости рынка;
  •   законодательно закрепленные эталонные требования к недвижимому имуществу и к профессиональной деятельности на рынке недвижимости;
  •   нормативные, инструктивные и регистрационные документы, регламентирующие операции на рынке недвижимости;
  •   банки данных эталонных (модельных) технологий деятельности на рынке недвижимости.

 В-четвертых, психолого-поведенческий  механизм, включающий в себя профессиональные  нормы и стандарт взаимоотношений участников рынка.

 

 

1.5 Характеристика элементов рынка труда

Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Главная задача рынка труда – обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда ряда функций:

  •   организация встречи продавцов и покупателей труда;
  •   обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
  •   установление равновесных ставок заработной платы;
  •   способствование решению вопросов занятости населения.

Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда  обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества, следовательно, состояние  и эффективность рынка труда  являются важнейшими макроэкономическими  факторами эффективности развития общества и его экономики.

Рынок труда тем эффективнее, чем  он лучше организован. Уровень организации  рынка труда напрямую зависит  от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функционирования каждого  из этих элементов.

Составными частями, или элементами, рынка труда являются:

  •   стороны рыночных отношений или субъекты рынка (работодатели или их представители и ищущие работу люди);
  •   конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;
  •   правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;
  •   органы службы занятости населения;
  •   инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.);
  •   альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);
  •   система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;
  •   система финансирования политики занятости и служб занятости населения.

Первый и второй из перечисленных  элементов рынка труда представляют собой естественное и необходимое  условие для существования рыночных отношений в сфере труда; они  присутствуют на любом рынке труда  и мало зависят от его организации. Но последующие элементы рынка труда оказывают решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через них, собственно, и реализуется та или иная организация трудового рынка, а в зависимости от этого образуется та или иная его эффективность.

На рынке труда фигурируют следующие группы трудоспособных людей:

  •   те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить;
  •   те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы;
  •   занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы.

Указанные категории людей составляют предложение труда. Величина спроса на труд определяется совокупностью вакантных рабочих мест.

В зависимости от соотношения между  спросом и предложением труда  возникает определенная конъюнктура  рынка труда. Она может быть трех типов:

  •   трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
  •   трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;
  •   равновесной, когда спрос на труд количественно соответствует его предложению.

Большую роль на рынке труда играет государство.

Для обеспечения конституционных  прав и гарантий в России приняты  кодексы законов и федеральные  законы, детально регламентирующие и  раскрывающие права и обязанности  граждан и разных органов управления. Среди них:

  •   Трудовой кодекс Российской Федерации (принят в декабре 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г), в котором изложены принципы и правила регулирования трудовых отношений, в частности социального партнерства в сфере труда;
  •   Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором, в частности, определены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
  •   Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп), Федеральные законы от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ "О коллективных договорах и соглашениях" (с изм. и доп.), от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп.) рассматривают и определяют многие положения, связанные с функционированием рынка труда.

Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка  труда.

  •   программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  •   программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  •   программы содействия найму рабочей силы.
  •   правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования  рынка труда:

  •   обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  •   создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Деятельность  службы занятости населения направлена на [1]:

  •   оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
  •   информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
  •   разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  •   содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  •   организацию мероприятий активной политики занятости населения;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  •   осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Услуги, связанные с содействием  занятости населения, предоставляются  гражданам бесплатно.

Государственная политика на рынке  труда осуществляется в двух основных формах:

  •   активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  •   пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий

Информация о работе Социально-экономическая характеристика элементов рынка и особенности их развития в России