К объектам недвижимости (недвижимое
имущество, недвижимость) относятся земельные
участки, участки недр и все, что прочно
связано с землей, то есть объекты, перемещение
которых без несоразмерного ущерба их
назначению невозможно, в том числе здания,
сооружения, объекты незавершенного строительства.[2]
Экономическими субъектами рынка
недвижимости являются [3]:
- продавцы (арендодатели). В качестве продавца (арендодателя) может выступать любое юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на объект, в том числе государство в лице своих специализированных органов управления собственностью
- покупатели (арендаторы). В качестве покупателя (арендатора) может выступать юридическое или физическое лицо или орган государственного управления, имеющий право на данную операцию по закону (имеются в виду ограничения на деятельность нерезидентов, иностранных граждан, а также на коммерческую деятельность государственных органов).
- профессиональные участники рынка недвижимости. Состав профессиональных участников рынка недвижимости определяется перечнем процессов, протекающих на рынке с участием государства, и перечнем видов деятельности коммерческих структур.
Различают институциональных и
неинституциональных участников рынка
недвижимости.
Институциональные участники рынка
недвижимости – субъекты, представляющие
интересы государства и действующим
от его имени.
Неинституциональные участники рынка
недвижимости – субъекты, работающие
на коммерческой основе.
Процессы функционирования рынка
– процессы создания, использования
и обмена объектов недвижимости и
управления рынком,
Различают следующие основные процессы:
1. Создание развития объекта
недвижимости;
1.1 Организация системы развития
недвижимости;
1.2 Развитие территорий;
1.3 Создание (развитие) объекта недвижимости;
2. Использование (эксплуатация) объекта
недвижимости;
2.1.Организация эксплуатации и
управления недвижимостью;
2.2.Управление объектом;
3. Товарный оборот объектов недвижимости;
3.1.Организация системы товарного
оборота недвижимости;
3.2.Передача прав (правомочий )собственности
на объект недвижимости и регистрация
сделки;
3.3.Финансирование товарного оборота
недвижимости
4. Управление рынком;
4.1.Исследование рынка;
4.2.Формирование и развитие рынка;
4.3.Контроль и регулирование.
Инфраструктура рынка недвижимости
– совокупность механизмов, обеспечивающих
функционирование рынка
Условно можно выделить четыре таких
механизма:
Во-первых, социальный механизм, включающий
в себя:
- законодательную и нормативную базы рынка;
- систему общественного контроля над соблюдением правовых и этических норм всеми участниками рынка, защиты их прав и интересов.
Во-вторых, методологический механизм,
включающий в себя:
- систему мониторинга и исследования процессов функционирования рынка недвижимости, способов и средств реформирования и развития рынка;
- специализированные государственные, общественные и коммерческие институтов управления развитием рынка недвижимости.
В-третьих, инженерно-технологический
механизм, включающий в себя:
- эталонные технологии профессиональной деятельности на рынке недвижимости при проведении операций всех категорий;
- стандарты описания объектов недвижимости всех видов в интересах операций с ними всех категорий;
- единое информационного пространства рынка недвижимости и обеспечение информационной открытости рынка;
- законодательно закрепленные эталонные требования к недвижимому имуществу и к профессиональной деятельности на рынке недвижимости;
- нормативные, инструктивные и регистрационные документы, регламентирующие операции на рынке недвижимости;
- банки данных эталонных (модельных) технологий деятельности на рынке недвижимости.
В-четвертых, психолого-поведенческий
механизм, включающий в себя профессиональные
нормы и стандарт взаимоотношений
участников рынка.
1.5 Характеристика элементов рынка труда
Рынок труда – это система
общественных отношений, связанных с наймом
и предложением труда, т.е. с его куплей
и продажей; это также экономическое и
географическое пространство - сфера трудоустройства,
в которой взаимодействуют покупатели
и продавцы специфического товара - труда;
наконец, это механизм, обеспечивающий
согласование цены и условий труда между
работодателями и наемными работниками.
Главная задача
рынка труда – обеспечение
удовлетворения спроса на труд и его предложения.
Достижение этой задачи осуществляется
через выполнение рынком труда ряда функций:
- организация встречи продавцов и покупателей труда;
- обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
- установление равновесных ставок заработной платы;
- способствование решению вопросов занятости населения.
Хорошо организованный и эффективно
функционирующий рынок труда
обеспечивает наиболее целесообразное
использование трудового потенциала
общества, следовательно, состояние
и эффективность рынка труда
являются важнейшими макроэкономическими
факторами эффективности развития
общества и его экономики.
Рынок труда тем эффективнее, чем
он лучше организован. Уровень организации
рынка труда напрямую зависит
от того, из каких элементов этот
рынок складывается и как решены
вопросы функционирования каждого
из этих элементов.
Составными частями, или элементами,
рынка труда являются:
- стороны рыночных отношений или субъекты рынка (работодатели или их представители и ищущие работу люди);
- конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;
- правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;
- органы службы занятости населения;
- инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.);
- альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);
- система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;
- система финансирования политики занятости и служб занятости населения.
Первый и второй из перечисленных
элементов рынка труда представляют
собой естественное и необходимое
условие для существования рыночных
отношений в сфере труда; они
присутствуют на любом рынке труда
и мало зависят от его организации.
Но последующие элементы рынка труда
оказывают решающее воздействие на степень
эффективности отношений на нем. Через
них, собственно, и реализуется та или
иная организация трудового рынка, а в
зависимости от этого образуется та или
иная его эффективность.
На рынке труда фигурируют следующие
группы трудоспособных людей:
- те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить;
- те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы;
- занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы.
Указанные категории людей составляют
предложение труда. Величина спроса на
труд определяется совокупностью вакантных
рабочих мест.
В зависимости от соотношения между
спросом и предложением труда
возникает определенная конъюнктура
рынка труда. Она может быть трех
типов:
- трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
- трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;
- равновесной, когда спрос на труд количественно соответствует его предложению.
Большую роль на рынке труда играет
государство.
Для обеспечения конституционных
прав и гарантий в России приняты
кодексы законов и федеральные
законы, детально регламентирующие и
раскрывающие права и обязанности
граждан и разных органов управления.
Среди них:
- Трудовой кодекс Российской Федерации (принят в декабре 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г), в котором изложены принципы и правила регулирования трудовых отношений, в частности социального партнерства в сфере труда;
- Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором, в частности, определены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп), Федеральные законы от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ "О коллективных договорах и соглашениях" (с изм. и доп.), от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
(с изм. и доп.) рассматривают и определяют многие положения, связанные с функционированием рынка труда.
Можно выделить четыре основных направления
государственного регулирования рынка
труда.
- программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
- программы содействия найму рабочей силы.
- правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования
рынка труда:
- обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
- создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Деятельность службы занятости населения
направлена на [1]:
- оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
- информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
- разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- организацию мероприятий активной политики занятости населения;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Услуги, связанные с содействием
занятости населения, предоставляются
гражданам бесплатно.
Государственная политика на рынке
труда осуществляется в двух основных
формах:
- активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
- пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий