Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание

Главной целью моей курсовой работы является определение термина «социально-экономическая модель». Исходя из поставленной цели, главными задачами моей работы стали:
1)изучение развития рыночной экономики в экономической теории
2)изучение социально-экономических моделей Германии и Швеции
3)выявление особенностей, характерных именно для белорусской модели социально-экономического развития
4)изучение перспектив развития социально-ориентированной модели экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.Основы развития рыночной экономики в экономической теории и их характеристика……………………………………………………………………5

2.Социально-экономические модели экономического развития Германии и Швеции: общее и особенное………………………………………13

3.Социально-ориентировання модель экономического развития в Республике Беларусь и ее особенности………………………………………...21

3.1 Становление и развитие социально-ориентированной модели рыночной экономики: цель и приоритеты……………………………………..21

3.2 Реализация программы социально экономического развития на 2006-2010 гг.……………………………………………………………………...25

3.3. Перспективы и направления развития социально ориентированной модели экономики……………………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33

Список использованной литературы…………………………………….34

Приложение А……………………………………………………………..35

Приложение Б……………………………………………………………..36

Приложение В……………………………………………………………..37

Приложение Г……………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

     Германская  модель

     Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.

     Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

     Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ[9].

     Данная  модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

     В германской экономической модели государство  не устанавливает экономические  цели - это лежит в плоскости  индивидуальных рыночных решений, - а  создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие  рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

     Германская  модель, сочетающая рынок с высокой  степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

     - индивидуальная свобода как условие  функционирования рыночных механизмов  и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

     - социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

     - антициклическое регулирование;

     - стимулирование технологических  и организационных инноваций;

     - проведение структурной политики;

     - защита и поощрение конкуренции. 

     Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

     Другой  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

     На  сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров[10, с.57-62].

     Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.

     В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику  страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% .

     Доля  государственных расходов в экономике  Германии крайне высока (около 50%), а  рост государственных расходов порождает  проблему с дефицитом бюджета  и государственным долгом. Усложняет  проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель.

     Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению  со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

     В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров [9].

       В данной главе моей курсовой работы я рассмотрела модели социально – экономического развития Швеции и Германии. Миф об идеальности этих стран слишком преувеличен. В рассматриваемых странах также есть свои проблемы занятости, экономического роста, государственного вмешательства в экономику, нехватки высококвалифицированных кадров, борьба с бедностью и т. д. Однако, правительство этих стран проводит активную политику по решению и устранению этих проблем.

     Вывод: в экономике Германии и Швеции есть как общие черты, так и отличительные.

     К общим чертам можно отнести социальную направленность этих экономик. В обоих государствах правительство стремится равномерно распределить социальные богатства между всеми слоями населения, также правительство стремится к полной занятости и выравниваю доходов. В Германии, как и в Швеции, активно поддерживается предпринимательство, конкуренции и индивидуальная свобода. Несмотря на то, что в экономиках Германии и Швеции достаточно высокие налоги, уровень жизни в этих государствах остается одним из самых высоких в Европе.

     Наряду  с общими чертами каждое государство обладает и отличительными чертами. В Германии государство активно вмешивается в экономику, а в Швеции наоборот-государство не вмешивается ни в экономику, ни в производственную деятельность предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 СОЦИАЛЬНО-ОРИНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 

     3.1.Ставновление  и развитие социально-ориентированной  модели рыночной  экономики: цель и приоритеты 

     Республика  Беларусь приобрела государственный  суверенитет в 1991 г. Процесс становления ее государственности совпал с мощнейшим экономическим кризисом. Последнее десятилетие  XX в. По праву можно считать для экономики Беларуси периодом тяжелейшего испытания на устойчивость и жизнеспособность.

     Разрушительные  тенденции, обусловленные распадом СССР, крайним несовершенством и низкой эффективностью прежнего хозяйственного механизма, однородностью принимаемых мер по стабилизации положения, привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались. Так,  в 1995 г. Валовой внутренний продукт по сравнению с 1990 г. сократился на 35 %, объем промышленной продукции - на 39%, производство потребительских товаров-на 40 %, валовая продукция сельского хозяйства - на 26%, инвестиции в основной капитал-на 61 %,реальные денежные доходы населения-на 38% [1,c.18] Все это выдвинуло важную и сложную проблему : по какому пути идти и как дальше развиваться ? Нахождение ответа на эти труднейшие вопросы дает теория моделей экономики. Формирование модели экономики позволяет отражать особенности, своеобразие, специфичность в рамках общих тенденций экономического развития. В ходе ее реализации используется важнейший общий принцип мироздания: единство мира в его разнообразии.

     Уже в XXI  век Республика Беларусь вступила как молодое суверенное социальное государство, создающее открытую управляемую социально ориентированную экономику.

     При формировании модели экономического развития Республики Беларусь учитывалось воздействие  на нее не только непосредственно экономических факторов (спрос, предложение и т.п.), но также и природно-географических, исторических и социально-нравственных начал.

     Экономика Республики Беларусь непосредственно  связана с экспортом-импортом, более 60% валового внутреннего продукта идет на внешние рынки. Занимая в мире по численности населения 0,18 % а по территории - всего 0,15%, Республика Беларусь по некотором видам продукции имеет в мире существенный удельный вес: по калийным удобрениям-11%,льноволокну-8,7%,картофелю 3,1%, шерстяным тканям-1,8%,холодильникам-1,3% [2,с.142] .

     Рассматривая  белорусскую модель экономического развития, можно выделить следующие  особенности.

     Во-первых, целевая направленность модели, законодательно утверждаемая конституцией страны, определяет нашу страну как «социальное государство» [3,с.4].Появление понятия «социальное государство» отразило новый поворот и новую сущность в деятельности современных государств. Эта сущность заключается в том, что на базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена на повышение благосостояния и развитие всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых его групп.

     В связи с поставленной целью-формированием  социального государства на основе социальной рыночной экономики, а так е  под влиянием специфических условий нашей страны и складывается белорусская модель переходной экономики и социально-экономического развития.

     Во-вторых, особенностью Республики Беларусь и  модели ее экономики явилась серьезная (чрезвычайная) экологическая озабоченность. Она объективно обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС. Масштабы урона, нанесенного нашей стране, окружающей среде и населению в результате этой катастрофы, так велики, что без учета их влияния невозможна теперь экономика. Именно на территории Республики Беларусь авария на ЧАЭС оставила наиболее «черный» след. Из всех выброшенных реактором ЧАЭС радионуклидов 2/3 выпало на территории нашей страны. От  последствий катастрофы  пострадал  каждый пятый житель Беларуси. Из сельскохозяйственного оборота страны выведено более 2,6 тыс. кв. км сельхозугодий, притом лучших в республике. На существенно загрязненных белорусских территориях оказались 27 городов и свыше 3600 населенных пунктов с общей численностью жителей более 2 млн. человек.

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования