Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа
Главной целью моей курсовой работы является определение термина «социально-экономическая модель». Исходя из поставленной цели, главными задачами моей работы стали:
1)изучение развития рыночной экономики в экономической теории
2)изучение социально-экономических моделей Германии и Швеции
3)выявление особенностей, характерных именно для белорусской модели социально-экономического развития
4)изучение перспектив развития социально-ориентированной модели экономики
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.Основы развития рыночной экономики в экономической теории и их характеристика……………………………………………………………………5
2.Социально-экономические модели экономического развития Германии и Швеции: общее и особенное………………………………………13
3.Социально-ориентировання модель экономического развития в Республике Беларусь и ее особенности………………………………………...21
3.1 Становление и развитие социально-ориентированной модели рыночной экономики: цель и приоритеты……………………………………..21
3.2 Реализация программы социально экономического развития на 2006-2010 гг.……………………………………………………………………...25
3.3. Перспективы и направления развития социально ориентированной модели экономики……………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………….34
Приложение А……………………………………………………………..35
Приложение Б……………………………………………………………..36
Приложение В……………………………………………………………..37
Приложение Г……………………………………………………………..38
Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно–кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов [Приложение В].
Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.
Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению[Приложение Г].
Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.
В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально–экономического развития стран — индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле[6].
3.3.перспективы и направления развития социально-ориентированной модели экономики
Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.
Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.
Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.
Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.
Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.
При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.
Развитие человеческого потенциала.
Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале. Талантливый и трудолюбивый белорусский народ — источник и носитель прогресса в государстве.
Основа гармоничного развития нашего государства — баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства.
Потенциал
человека — это потенциал государства,
чем богаче человек — тем богаче страна.
Предпринимательство и инициатива.
Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов хозяйствования — государственных и частных, отечественных и иностранных, и в конечном итоге — созданием безбарьерной деловой среды.
Предпринимательство станет основой развития экономики как ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая.
Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.
Магистральный путь развития национальной экономики — новые знания и технологии.
Ключевая задача пятилетия — создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию.
В этих целях будет обеспечено формирование благоприятного бизнес–климата для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, доходы предприятий, граждан и государства.
Совершенствование структуры экономики будет основано на:
-конкурентоспособных традиционных производствах, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой;
-новых высокотехнологичных производствах и секторах экономики, созданных как на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями.
На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности.
Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой ускоренного экономического роста и повышения качества жизни в стране.
Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли.
Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств.
Устойчивое развитие регионов.
Целью регионального развития должны стать повышение эффективности и структурные преобразования экономики на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов.
Условием динамичного роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы.
Необходимо предоставить людям возможность получать достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых и сельских населенных пунктах.
Это
позволит равномерно улучшать уровень
и качество жизни населения независимо
от места жительства.
Качественное
и доступное жилье.
В предстоящей пятилетке предусматривается повысить уровень обеспеченности населения жильем, уменьшить количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предстоит создать и развить рынок арендного жилья.
Доступность жилья для большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.
Среди важных задач, требующих первоочередного решения, — повышение качества жилья и жилищно–коммунальных услуг.
Эффективный агропромышленный комплекс.
Основными направлениями повышения эффективности агропромышленного комплекса являются переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.
Усилия в этой сфере будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.
Необходимо завершить модернизацию сельскохозяйственного производства и сделать его прибыльным.
Следует расширить возможности для ведения бизнеса в агросекторе.
Результатом
работы должны стать обеспечение продовольственной
безопасности страны, наращивание объемов
экспорта продовольствия и выход этого
комплекса на бездотационную работу[13,
с. 4].
Вывод: переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.
Республике Беларусь требуется дальнейшее развитие эффективной экологически ориентированной рыночной экономики, повышение социальной активности населения, усиление экологической функции государства, формирование общественного экологического мировоззрения и осознание ответственности за сохранение природно-ресурсного потенциала. Особое внимание должно уделяться гармонизации отношений общества и природы за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей природной среды. Требует совершенствования экономический механизм природопользования с учетом ожидаемых преобразований в сфере производства и социальной жизни.