Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:55, курсовая работа
Целью настоящего исследования является всестороннее изучение социально-экономического состояния Тверской области, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития экономики региона, а также оценке политики государства.
Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи:
дать экономико-географическую характеристику Тверской области;
выяснить демографическую ситуацию в Тверской области;
рассмотреть состояние здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения, потребительского рынка, экономического потенциала, инвестиционного климата Тверской области;
Выводы и рекомендации по материалам курсовой работы можно представить в виде SWOT–матрицы.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
Экономическое развитие
Социальное развитие
Технологическое развитие 1. Отраслевая специализация региона
2. Состояние инфраструктуры региона
3. Относительно высокий уровень развития малого бизнеса делает регион относительно независимым от ключевых отраслей и крупных предприятий, что способствует снижению промышленных и социальных рисков региона.
Политическое развитие
1. Наличие и реализация программы развития региона свидетельствует о намерениях местной власти по созданию и улучшению условий для привлечения инвестиций и экономическому развитию региона, росту уровня жизни населения. 2. Активная политика местной власти по привлечению инвестиций в регион.
|
Экономическое развитие
Социальное развитие
Технологическое развитие Недостатки в развитии
производственно-
Политическое развитие
Слабость власти приводит к спонтанным политическим действиям, попыткой снять большинство наиболее самостоятельных глав районов, прекращение по инициативе КПРФ контракта с главой администрации Твери Василия Толоко, угроза роспуска тверской городской думы. Это следствие слабой внутренней политики и падения авторитета губернатора в местных элитах. |
ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА |
УГРОЗЫ ДЛЯ РЕГИОНА |
1. Преимущества региона
2. Реализация конкурентных преимуществ
2. Реализация программы развития региона, активная политика местной власти по улучшению инвестиционного климата создает возможности для привлечения инвестиций в регион и способствует его активному развитию. |
|
На территории области с 2010 года
реализуется Государственная
Главной целью программы является преобразование дотационной Тверской области в область с самообеспеченными доходами бюджета, динамичным социально-экономическим развитием, растущим социальным благополучием населения, путем повышения эффективности управления полноценным вовлечением и использованием людских, природных, экономических, экологических, территориальных и коммуникационных ресурсов и возможностей.
В процессе реализации программы планируется проведение следующих мероприятий:18
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
В результате модернизации экономики и развития социальной сферы будет достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие региона преимущественно с опорой на собственные ресурсы - природные и производственные, интеллектуальные и научно-технические. Будут достигнуты полная и эффективная занятость экономически активного населения области и уровень жизни населения Тверской области не ниже среднероссийского.
Валовой региональный продукт по прогнозным оценкам в 2012 году увеличится по сравнению с 2011 годом на 6,7%19. В ближайшие годы темпы роста будут колебаться от 4,9 до 6,4%, что выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Ведущим сектором экономики региона в ближайшие годы останется промышленность. Рост промышленного производства в 2012 году составит, по прогнозу, 9%20. Рост показателей промышленного производства связан с расширением деятельности таких предприятий, как «Парето-Принт», СКФ, Верхневолжский кирпичный завод, «Тверьэнергокабель», «Паулиг Рус».
В 2013 году рост промышленного производства составит 12-14%. В 2014 году прогнозируется рост в пределах 12-13% с сохранением этих показателей в дальнейшем.
В сельскохозяйственном производстве в 2012 году рост составит порядка 14% (в 2011 году показатели были ниже средних из-за неблагоприятных погодных условий). В дальнейшем рост аграрного сектора прогнозируется на уровне 1,8-2,1% ежегодно.
Уровень инвестиций в экономику региона в 2012 году составит около 81 млрд руб. В 2013-2014 годах прогнозируется рост объема инвестиций на 2-2,7% ежегодно.
Перечень законов Тверской области по обеспечению экономического развития области представлен в приложении 1.
В области разработана
В области ведется активная поддержка малого предпринимательства: разработаны законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства, действуют организации поддержки малого предпринимательства.
Администрация области прикладывает значительные усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата и обеспечению выгодных условий для вложения капиталов и ведения бизнеса на территории области.
В области принят и действует Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области»21. Этим законом определены права хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, на государственную поддержку, а также гарантии по защите инвестиций, что позволило определить роль и место государственной власти Тверской области в осуществлении активной инвестиционной политики в регионе.
Законом Тверской области «О порядке предоставления государственных гарантий Тверской области»22 определен порядок предоставления государственных гарантий Тверской области, исполнения обязательств области по предоставленным государственным гарантиям, учета предоставленных государственных гарантий, а также отчетности получателей государственных гарантий об исполнении обязательств перед третьими лицами.
Утверждены и реализуются на практике Порядок предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, и Положение о порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из областного бюджета.
Подготовлен и находится на рассмотрении законопроект «О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, направляющих собственные средства на создание новых и (или) техническое перевооружение действующих производств».
Для практической реализации нормативной и правовой базы инвестиционной деятельности на территории области создан и с 1998 года действует Инвестиционно-экспертный Совет Администрации области, на котором рассматриваются вопросы предоставления налоговых льгот категориям налогоплательщиков, а также вопросы предоставления гарантий администрации области под кредиты, выделяемые предприятиям из федерального бюджета, коммерческих банков и частных инвесторов, предоставления компенсаций части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов.
Промышленная и техническая политика, проводимая Администрацией Тверской области, направлена на:
1. Поддержку промышленных предприятий путем предоставления льгот по налогу на имущество, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам;
2. Финансовую поддержку предприятий путем содействия им в получении ссуд, предоставленных из средств федерального бюджета, на сезонную закупку сырья и материалов;
3. Развитие отраслей «новой» экономики на основе местных сырьевых ресурсов:
4. Государственную поддержку инвестиционной деятельности, оказываемую предприятиям сферы материального производства в форме капитальных вложений (налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, гарантии Тверской области).
В области развита инфраструктура для благоприятного функционирования инвестиционного рынка.
Дорога – ключевое звено в инфраструктуре любой территории: от сельского поселения до целого региона. Тверская область по протяженности дорожной сети занимает первое место в Центральном федеральном округе и четвертое - в России. Сеть дорог общего пользования в этом регионе - более 15 тысяч километров.
Две автомобильные дороги международного значения «Москва - Санкт-Петербург» и «Москва - Рига» связывают область со странами Балтии, Финляндией.
В состав транспортного комплекса входят участки железных дорог «Москва - Санкт-Петербург», «Москва - Рига», «Рыбинск- Бологое - Псков - Рига», «Москва - Сонково - Санкт-Петербург» и самый крупный на верхней Волге Тверской порт с грузовым причалом, позволяющим обслуживать суда типа «река-море». В Твери расположен международный аэропорт «Мигалово» с взлетно-посадочной полосой для самолетов крупнотоннажной транспортной авиации.
То есть фактически дорожное хозяйство в регионе является полноценной отраслью, от ритмичного и четкого функционирования которой зависит комфорт и безопасность сотен тысяч людей, ежедневно проезжающих по территории области. При этом мы последовательно добиваемся того, чтобы этот комплекс повышал свою эффективность и каждый рубль, вложенный в строительство и ремонт дорог, работал на экономику, на развитие.
Во-первых, конечно, необходимо увеличить объемы финансирования. Для Тверской области, чтобы содержать автодороги в нормативном состоянии, необходимо 6 млрд. рублей. Максимум средств, которые может выделить областной бюджет, - 18-20% от этой суммы, что составляет почти 8% от доходов бюджета области23. Это значительно превышает средний показатель по Центральному федеральному округу. Однако, исходя из протяженности сети, на 1 км дороги приходится лишь 20% от нормативного уровня финансирования. Ежегодно мы увеличиваем областные расходы на поддержание дорожной сети, фактически они превышают налоги, образовывавшие ранее дорожный фонд. Для приведения существующей дорожной сети в нормативное состояние, целесообразно установить объемы ежегодного участия федерального бюджета в финансировании дорожного хозяйства в пределах 2% ВВП с распределением средств по регионам согласно единой методике, утвержденной Правительством России. Чтобы обеспечить финансовое наполнение данных мероприятий, необходимо законодательно зафиксировать долю ВВП, идущую на развитие дорожного хозяйства. Сегодня она составляет около 2%.
Во-вторых, есть вопрос совершенствования
действующего федерального законодательства
в части максимального срока
государственного контракта на строительство
и содержание автомобильных дорог.
Специфика отрасли требует
Что касается строительства платных дорог, то они должны помочь разгрузить федеральные трассы или их наиболее оживленные участки, которые в отличие от внутрирегиональных дорог могут окупать расходы на строительство и содержание в течение 10-15 лет. С принятием соответствующего законодательства о платных дорогах можно одновременно решить две задачи - повышение общего уровня качества автодорог, а также - ускорение развития дорожной сети путем привлечения дополнительных негосударственных инвестиций.
Информация о работе Социально-экономическое развитие Тверской области