Социально-экономическое развитие Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является всестороннее изучение социально-экономического состояния Тверской области, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития экономики региона, а также оценке политики государства.
Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи:
дать экономико-географическую характеристику Тверской области;
выяснить демографическую ситуацию в Тверской области;
рассмотреть состояние здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения, потребительского рынка, экономического потенциала, инвестиционного климата Тверской области;

Работа состоит из  1 файл

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ2 курсовая.doc

— 467.50 Кб (Скачать документ)

 

Глава 3 Перспективы развития Тверской области

3.1. SWOT–анализ Тверской области

 

Выводы и рекомендации по материалам курсовой работы можно представить в виде SWOT–матрицы.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Экономическое развитие

    • Экономический подъем области в 2011 году, выраженный в существенном росте промышленного производства и росте и инвестиций, снижении инвестиционного риска;
    • Рост доходов бюджета в 2011 году способствует росту расходов бюджета и поддержке внутреннего спроса региона. Профицит бюджета;
    • Высокая доля расходов бюджета на образование способствует как развитию человеческого капитала.

 

Социальное  развитие

 

  1. Состояние рынка сбыта на территории региона
    • Низкий уровень безработицы.

 

  1. Высокий уровень развития человеческого капитала
    • Высокий уровень развития человеческого капитала способствует снижению социального риска и росту трудового потенциала области.

 

 

 

Технологическое развитие

1. Отраслевая специализация региона

    • В структуре производства преобладают наукоемкая высокотехнологичная отрасль – машиностроение.
    • Наличие источника развития производства – человеческого капитала, способствует развитию производства на территории региона и привлечению  инвестиций в регион.
    • Большая доля частной собственности в институциональной структуре производства способствует росту доходов населения региона. Высокий коэффициент прироста количества организаций говорят о благоприятной экономической конъюнктуре для ведения бизнеса.
    • Благоприятное экологическое состояние области (подтверждается низким уровнем экологического риска 3 место среди регионов России), способствует развитию экотуризма, как внутреннего, так и въездного.

 

2. Состояние инфраструктуры региона

    • Выгодное географическое положение. Область расположена между крупными экономическими центрами – Москвой и Санкт-Петербургом. Это создает хорошие предпосылки для развития производства товаров и услуг.
    • Высокий уровень развития организованной розничной торговли (организованные торговые площади).
    • Развитая транспортная инфраструктура способствует как внутрирегиональной миграции населения, так и снижению транспортных расходов предприятий.

 

3. Относительно высокий уровень развития малого бизнеса делает регион относительно независимым от ключевых отраслей и крупных предприятий, что способствует  снижению промышленных и социальных рисков региона.

 

 

Политическое  развитие

 

1. Наличие и реализация программы развития региона свидетельствует о намерениях местной власти по созданию и улучшению условий для привлечения инвестиций и экономическому развитию региона, росту уровня жизни населения.

2. Активная политика местной власти по привлечению инвестиций в регион.

 

Экономическое развитие

    • Относительно невысокий уровень инвестиционного потенциала;
    • Низкий объем сельскохозяйственной продукции отраслевой структуре экономики при относительно благоприятных природных условиях. Низкое технологическое развитие отрасли делает доходы населения, занятого в сельском хозяйстве низкими, что снижает платежеспособный спрос на территории региона;

 

Социальное  развитие

 

  1. Состояние рынка сбыта на территории региона

 

    • Относительно низкий уровень платежеспособного спроса (низкая среднемесячная номинально начисленная заработная плата, незначительный рост величины реальных денежных доходов населения, задолженность по заработной плате), сдерживают рост спроса на потребительских рынках.

 

Технологическое развитие

Недостатки в развитии производственно-технологической отрасли вызваны главным образом несовершенством методов хозяйственного руководства этой прогрессивной системой, слабым использованием экономических рычагов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическое развитие

 

Слабость власти приводит к спонтанным политическим действиям, попыткой снять большинство наиболее самостоятельных глав районов, прекращение  по инициативе КПРФ контракта с главой администрации Твери Василия  Толоко, угроза роспуска тверской городской думы. Это следствие слабой внутренней политики и падения авторитета губернатора в местных элитах.

ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА

УГРОЗЫ ДЛЯ  РЕГИОНА

 

1. Преимущества региона

    • Выгодное географическое положение;
    • Благоприятная экологическая обстановка.

 

2. Реализация конкурентных преимуществ

 

    • Выгодное географическое положение способствует развитию транспорта, инфраструктуры, легкой и пищевой промышленности (за счет создания в области производственных площадок столичных производителей);
    • Благоприятная экологическая обстановка и природно-климатические условия способствует как развитию производства экологически чистой продукции сельского хозяйства, так и развитию туризма.
    • Для реализации потенциала сельскохозяйственной отрасли необходимы инвестиции в технологии, квалифицированную рабочую силу, качественный посадочный материал, а также система государственной поддержки отрасли. Перспективным являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, а также организация фермерских хозяйств.
    • Для реализации туристического потенциала необходимо создание туристической инфраструктуры и активная рекламная кампания области как в России, так и за ее пределами.

 

2. Реализация программы развития региона, активная политика местной власти по улучшению инвестиционного климата создает возможности для привлечения инвестиций в регион и способствует его активному развитию.

 

  1. Специализация региона на трех видах промышленности делает его экономику подверженной риску масштабного экономического спада, связанного со стагнацией хотя бы в одной отрасли. Подобный спад возможен в случае резкого снижения спроса на продукцию данных отраслей.

 

  1. Риск снижения платежеспособного спроса в результате роста уровня безработицы, связанного как со снижением спроса на продукцию отраслей экономики региона, так и со снижением уровня образования населения.

 

  1. Риск снижения платежеспособного спроса в результате увеличения задолженности по заработной плате  на предприятиях региона.

 

  1. Риск усиления темпа инфляции, вызванный как интенсивным ростом цен производителей, так и дисбалансом спроса и предложения на конкретном рынке. Усиление темпа инфляции снижает покупательную способность населения, и соответственно, величину внутреннего платежеспособного спроса.

 

  1. Риск снижения инвестиционной привлекательности в результате роста инвестиционного риска региона. Рост инвестиционного риска возможен за счет роста как политических, социальных, экологических рисков.

 

  1. Риск снижения инвестиционной привлекательности в результате снижения инвестиционного потенциала региона.

 

3.2 Государственные мероприятия, направленные на реализацию приоритетных направлений экономического развития Тверской области

 

На территории области с 2010 года реализуется Государственная Программа  экономического и социального развития Тверской области на период до 2014 года.

Главной целью программы является преобразование дотационной Тверской области в область с самообеспеченными доходами бюджета, динамичным социально-экономическим развитием, растущим социальным благополучием населения, путем повышения эффективности управления полноценным вовлечением и использованием людских, природных, экономических, экологических, территориальных и коммуникационных ресурсов и возможностей.

В процессе реализации программы планируется  проведение следующих мероприятий:18

  1. Мероприятия по реформированию системы образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта.
  2. Социальная поддержка населения.
  3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства.
  4. Мероприятия по реформированию экономики:
    • Реализация инвестиционной политики и создание благоприятного инвестиционного климата, развитие рыночной инфраструктуры;
    • Реализация бюджетной политики;
    • Управление государственной собственностью;
    • Инновационное развитие экономики;
    • Развитие транспортной инфраструктуры;
    • Развитие промышленности;
    • Развитие агропромышленного комплекса, реализация мероприятий по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • Мероприятия по развитию туризма.
  1. Мероприятия по развитию муниципальных образований Тверской области.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

В результате модернизации экономики  и развития социальной сферы будет  достигнуто устойчивое социально-экономическое  развитие региона преимущественно  с опорой на собственные ресурсы  - природные и производственные, интеллектуальные и научно-технические. Будут достигнуты полная и эффективная занятость экономически активного населения области и уровень жизни населения Тверской области не ниже среднероссийского.

Валовой региональный продукт по прогнозным оценкам в 2012 году увеличится по сравнению с 2011 годом на 6,7%19. В ближайшие годы темпы роста будут колебаться от 4,9 до 6,4%, что выше, чем в среднем по Российской Федерации.

Ведущим сектором экономики региона  в ближайшие годы останется промышленность. Рост промышленного производства в 2012 году составит, по прогнозу, 9%20. Рост показателей промышленного производства связан с расширением деятельности таких предприятий, как «Парето-Принт», СКФ, Верхневолжский кирпичный завод, «Тверьэнергокабель», «Паулиг Рус».

В 2013 году рост промышленного производства составит 12-14%. В 2014 году прогнозируется рост в пределах 12-13% с сохранением этих показателей в дальнейшем.

В сельскохозяйственном производстве в 2012 году рост составит порядка 14% (в 2011 году показатели были ниже средних из-за неблагоприятных погодных условий). В дальнейшем рост аграрного сектора прогнозируется на уровне 1,8-2,1% ежегодно.

Уровень инвестиций в экономику  региона в 2012 году составит около 81 млрд руб. В 2013-2014 годах прогнозируется рост объема инвестиций на 2-2,7% ежегодно.

Перечень законов Тверской области  по обеспечению экономического развития области представлен в приложении 1.

В области разработана инвестиционная программа развития региона.

В области ведется активная поддержка  малого предпринимательства: разработаны законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства, действуют организации поддержки малого предпринимательства.

Администрация области прикладывает значительные усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата  и обеспечению выгодных условий для вложения капиталов и ведения бизнеса на территории области.

В области принят и действует  Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области»21. Этим законом определены права хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, на государственную поддержку, а также гарантии по защите инвестиций, что позволило определить роль и место государственной власти Тверской области в осуществлении активной инвестиционной политики в регионе.

Законом Тверской области «О порядке предоставления государственных гарантий Тверской области»22 определен порядок предоставления государственных гарантий Тверской области, исполнения обязательств области по предоставленным государственным гарантиям, учета предоставленных государственных гарантий, а также отчетности получателей государственных гарантий об исполнении обязательств перед третьими лицами.

Утверждены и реализуются на практике Порядок предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, и Положение о порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из областного бюджета.

Подготовлен и находится на рассмотрении законопроект «О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, направляющих собственные средства на создание новых и (или) техническое перевооружение действующих производств».

Для практической реализации нормативной и правовой базы инвестиционной деятельности на территории области создан и с 1998 года действует Инвестиционно-экспертный Совет Администрации области, на котором рассматриваются вопросы предоставления налоговых льгот категориям налогоплательщиков, а также вопросы предоставления гарантий администрации области под кредиты, выделяемые предприятиям из федерального бюджета, коммерческих банков и частных инвесторов, предоставления компенсаций части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов.

Промышленная и техническая  политика, проводимая Администрацией Тверской области, направлена на:

1. Поддержку промышленных предприятий путем предоставления льгот по налогу на имущество, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам;

2. Финансовую поддержку предприятий путем содействия им в получении ссуд, предоставленных из средств федерального бюджета, на сезонную закупку сырья и материалов;

3. Развитие отраслей «новой» экономики на основе местных сырьевых ресурсов:

  • Создание и развитие индустрии туризма;
  • Развитие индустрии строительных материалов на базе имеющихся месторождений полезных ископаемых;
  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Розлив минеральной воды;
  • Производство топливного и сельскохозяйственного торфа на основе местных месторождений торфа;
  • Глубокая переработка древесины;
  • Возрождение и развитие льняного комплекса области, включающего замкнутый цикл от выращивания льна до глубокой переработки и производства продукции конечного потребления.

4. Государственную поддержку инвестиционной деятельности, оказываемую предприятиям сферы материального производства в форме капитальных вложений (налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, гарантии Тверской области).

В области развита инфраструктура для благоприятного функционирования инвестиционного рынка.

3.3 Приоритетные направления развития транспортного комплекса Тверской области

 

Дорога – ключевое звено в инфраструктуре любой территории: от сельского поселения до целого региона. Тверская область по протяженности дорожной сети занимает первое место в Центральном федеральном округе и четвертое - в России. Сеть дорог общего пользования в этом регионе - более 15 тысяч километров.

Две автомобильные дороги международного значения «Москва - Санкт-Петербург» и «Москва - Рига» связывают область со странами Балтии, Финляндией.

В состав транспортного комплекса  входят участки железных дорог  «Москва - Санкт-Петербург», «Москва - Рига», «Рыбинск- Бологое - Псков - Рига», «Москва - Сонково - Санкт-Петербург» и самый крупный на верхней Волге Тверской порт с грузовым причалом, позволяющим обслуживать суда типа «река-море». В Твери расположен международный аэропорт «Мигалово» с взлетно-посадочной полосой для самолетов крупнотоннажной транспортной авиации.

То есть фактически дорожное хозяйство  в регионе является полноценной  отраслью, от ритмичного и четкого  функционирования которой зависит  комфорт и безопасность сотен  тысяч людей, ежедневно проезжающих  по территории области. При этом мы последовательно добиваемся того, чтобы этот комплекс повышал свою эффективность и каждый рубль, вложенный в строительство и ремонт дорог, работал на экономику, на развитие.

Во-первых, конечно, необходимо увеличить  объемы финансирования. Для Тверской области, чтобы содержать автодороги в нормативном состоянии, необходимо 6 млрд. рублей. Максимум средств, которые может выделить областной бюджет, - 18-20% от этой суммы, что составляет почти 8% от доходов бюджета области23. Это значительно превышает средний показатель по Центральному федеральному округу. Однако, исходя из протяженности сети, на 1 км дороги приходится лишь 20% от нормативного уровня финансирования. Ежегодно мы увеличиваем областные расходы на поддержание дорожной сети, фактически они превышают налоги, образовывавшие ранее дорожный фонд. Для приведения существующей дорожной сети в нормативное состояние, целесообразно установить объемы ежегодного участия федерального бюджета в финансировании дорожного хозяйства в пределах 2% ВВП с распределением средств по регионам согласно единой методике, утвержденной Правительством России. Чтобы обеспечить финансовое наполнение данных мероприятий, необходимо законодательно зафиксировать долю ВВП, идущую на развитие дорожного хозяйства. Сегодня она составляет около 2%.

Во-вторых, есть вопрос совершенствования  действующего федерального законодательства в части максимального срока  государственного контракта на строительство  и содержание автомобильных дорог. Специфика отрасли требует заключения долгосрочных контрактов (5-7 лет) на эксплуатацию и содержание дорог со специализированными организациями. Сейчас же, согласно действующему законодательству, госконтракты могут заключаться лишь на один год.

Что касается строительства платных  дорог, то они должны помочь разгрузить федеральные трассы или их наиболее оживленные участки, которые в отличие от внутрирегиональных дорог могут окупать расходы на строительство и содержание в течение 10-15 лет. С принятием соответствующего законодательства о платных дорогах можно одновременно решить две задачи - повышение общего уровня качества автодорог, а также - ускорение развития дорожной сети путем привлечения дополнительных негосударственных инвестиций.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Тверской области