Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью работы является изучение черт, принципов и направлений социально-ориентированной рыночной экономики и на их основе выявить особенности белорусской модели развития, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути её становления.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики. 3
2.Шведская модель экономики: основные черты. 13
3.Особенности белорусской модели экономического развития. Перспективы развития белорусской экономики в 2006-2020 гг. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Опыт многих стран и развивающаяся теория позволяют вывести основные принципы социальной рыночной экономики.
Во-первых, социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.
Во-вторых, принцип
свободы экономической
В-третьих, принцип занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
В-четвертых, принцип установления социальной гарантии как гарантии равных для всех социальных слоев возможностей.
В-пятых, принцип социальной справедливости для всех слоев населения.
В-шестых, принцип социальной защиты оказавшихся незащищенными.
В-седьмых, принцип
устойчивости экономического роста
как материальной базы всеобщего
и справедливого
В-восьмых, принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
В-девятых, принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.
В-десятых, принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.
Главными составляющими компонентами социальной рыночной экономики является:
Их соотношение, структура не могут заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий (от уровня развития страны, ее экономического потенциала, истории, менталитета и т.п.), поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах.
Такая вариативность
структуры социальной рыночной экономики
как бы заложена самой этой формулой,
в которой «социальная» и «рыночная»
сосуществуют на равных. В этой двойственности
есть и плюсы и минусы. Минус
состоит в недостаточной
Типовая модель
социально-ориентированной
Модель социальной рыночной экономики
означает экономическую систему, функционирующую
по рыночным законам при активном
участии государства в
1.3 Теории перехода к рыночной экономике
Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов; второй — «шоковая терапия».
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
1.3.1 Эволюционный путь («градуализм»)
Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.
2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.
3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае — 24,1% (1994 г.).
6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
1.3.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)
«Шоковая терапия» - это концепция, в основе которой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, и его последователи.
Монетаристы исходят из того, что рынок является саморегулирующейся системой, способной порождать рыночные институты без участия государства. С другой стороны, государство не есть некоторый абстрактный институт: оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса и противодействует сужению их функций в управлении экономикой.
Нормальное функционирование и развитие рынка возможно лишь в условиях устойчивости финансовой и денежной систем. Монетаристы рекомендовали быстро подавлять инфляцию и обеспечить жесткие бюджетные ограничения. Предприятия должны тратить только то, что они зарабатывают, и не рассчитывать на получение денежной поддержки от государства; государство должно предпринять энергичные усилия по улучшению собираемости налогов, противодействию обороту незаконных платежных средств и утечке капиталов.
Первыми на путь быстрого и полного дерегулирования встали страны Центральной Европы и Балтии (за исключением Латвии). Наиболее радикальные и быстрые реформы были проведены в Польше. В соответствии с принципами «Вашингтонского консенсуса» была проведена быстрая либерализация цен (в течение января 1990г.); осуществлен переход к жесткой кредитно-денежной политике, и введен контроль за ростом заработной платы; ликвидированы ограничения на предпринимательскую деятельность и внешнюю торговлю. Доля частного сектора за три года(1990-1993) увеличилась в три раза и составила 30% ВВП.
Вслед за Польшей «шоковая терапия» была проведена и в других странах Центральной Европы (Чехия, Венгрия, Словения), а также в Литве и Эстонии. К концу 1992г. полномасштабная либерализация в странах Центральной Европы завершилась. Сегодня эти страны можно считать странами с полномасштабной рыночной экономикой. Республики бывшего СССР – Латвия и Румыния выбрали путь медленной и постепенной либерализации, пытаясь уменьшить социальное бремя реформ. Из 12 стран, ставших на путь постепенных реформ, лишь в половине из них к 2000 г. была сформирована рыночная экономика.
В России радикальная рыночная реформа началась в 1992 г. Но подлинной «шоковой терапии» там не было. Отличительным признаком радикальной реформы является быстрая финансовая стабилизация. Но на протяжении 1992-1998 гг. бюджет России сводился с дефицитом 5-10% ВВП, а гиперинфляция была остановлена лишь в 1996 г.
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
Обобщая опыт первых
реформ можно сделать вывод, что
выбор концепции трансформации
во многом зависит от уровня социально-экономического
развития страны. Страны с более
высоким уровнем
Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и, в то же время, запаздывание в развитии координирующей способности рынка.
Во-вторых, командно-административная экономика – это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других товаров. Переход к рыночному механизму установления равновесия приводил к прекращению производства избыточного количества товаров, банкротству отдельных предприятий.
Трансформационный спад ведет к снижению бюджетных поступлений. В случае реализации градуалистской концепции реформ, правительство пытается решить финансовые проблемы за счет мягкой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. В случае «шоковой терапии» правительство стремиться быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней торговли.