Социально-ориентированная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение черт, принципов и направлений социально-ориентированной рыночной экономики и на их основе выявить особенности белорусской модели развития, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути её становления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики. 3
2.Шведская модель экономики: основные черты. 13
3.Особенности белорусской модели экономического развития. Перспективы развития белорусской экономики в 2006-2020 гг. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в  мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания.

Республика  Беларусь обладает совокупностью благоприятных  факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию.

Это, прежде всего:

• выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

• развитая система  транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

• значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

• высокий общеобразовательный  уровень населения и сложившаяся  система подготовки квалифицированных  кадров;

• значительный научно-технический потенциал;

• многоотраслевой  промышленный комплекс;

• достаточно мощная строительная база;

• многовекторные внешнеэкономические связи.

Национальная  стратегия строится на следующих  принципах устойчивого развития:

- человек –  цель прогресса; уровень человеческого  развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

- повышение  уровня благосостояния нации,  преодоление бедности, изменение  структур потребления;

- приоритетное  развитие систем здравоохранения,  образования, науки, культуры  – важнейших сфер духовной  жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

- улучшение  демографической ситуации, содействие  устойчивому развитию поселений;

- переход на  природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

- усиление взаимосвязи  экономики и экологии, формирование  эколого-ориентированной экономической  системы, развитие ее в пределах  хозяйственной емкости экосистем;

- рациональное  природопользование, предполагающее  нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

- развитие международного  сотрудничества и социального  партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

- экологизация  мировоззрения человека, систем  образования, воспитания, морали  с учетом новых цивилизационных  ценностей;

- ведущая роль  государства в осуществлении  целей и задач устойчивого  развития, совершенствование систем  управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

- повышение  скоординированности и эффективности  деятельности государства, частного  бизнеса и гражданского общества.

Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

В XXI век наша республика вошла с открытой и  ориентированной на экспорт экономикой. Около 60% ВВП органично связано  с внешними рынками, а значит, зависит  от их конъюнктуры. Занимая по территории в Европе 0,9%, по численности населения – 1,4% и соответственно 0,15 и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и конструкции, химической и нефтехимической промышленности, радиотехнической, пищевой, оптико-механической, животноводческой, льноводческой, картофелеводческой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Ядром новой  парадигмы социально-экономической  развития Беларуси выступает человек, который рассматривается не как средство или фактор экономического развития, а как его цель.

Экономическая политика Беларуси создает условия  и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный  путь развития, напрямую связанный  с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республик сегодня стоит еще множество актуальных проблем.

Среди них: необходимость  увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и каче-ственного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др.

 

Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран  Европы и СНГ, сильная и эффективная  власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.

Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь доказала свою действенность и способность обеспечивать устойчивую макроэкономическую динамику даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Достигнуты  высокие темпы ее развития. ВВП в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличился за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

При этом на результаты выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы существенное влияние оказали  изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение  других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

В 2006–2010 годах  в развитии экономики можно условно  выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три  года пятилетки наблюдались высокие  темпы роста: среднегодовые темпы  прироста ВВП составили 9,6 процента, продукции промышленности – 10,5, инвестиций в основной капитал – 23,8, реальной заработной платы – 12,1 процента.

Мировой финансово-экономический  кризис оказал отрицательное влияние  на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы – 100,1 процента), а также снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Его негативные последствия сказались на внешнеэкономической  деятельности республики в 2009 и 2010 годах. Дефицит внешней торговли товарами и услугами достиг 11,2 и 13,6 процента от ВВП соответственно.

 

Вместе с  тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике обеспечить прирост ВВП.

Совокупность высоких результатов по итогам первых трех лет пятилетки и успешный посткризисный рост белорусской экономики позволили выполнить большинство из основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы (таблица 1).

Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

 

Показатели

В сопоставимых ценах, 2010 год  
в процентах к 2005 году

программные показатели

оценка  
выполнения

Валовой внутренний продукт

146 -155

142,0

Продукция промышленности

143 - 151

147,2

Производство  потребительских товаров

150 - 157

156,0

Продукция сельского  хозяйства

134 - 145

124,2

Инвестиции  в основной капитал

198 - 215

232,3

Объем внешней  торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) – всего

153 - 160

186,2

В том числе:

   

экспорт

155 - 162

164,0

импорт

151 - 158

208,8

сальдо (в 2010 году, млн. долларов США)

+800 – 1000

-7425,6

Реальные денежные доходы населения

149 - 156

176,3

Розничный товарооборот

157 - 165

194,2

Платные услуги населению

154 - 161

161,9

Снижение энергоемкости  ВВП

  26 - 30,4

25,3

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров

23,5 - 26

26,3


 

 

Беларусь существенно  продвинулась по пути создания инновационной  экономики. На 1 января 2011 г. создано 185 новых производств, модернизировано  и реконструировано 320 действующих  предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.

Ускоренными темпами  осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые  в настоящее время поставляются более чем в 150 стран мира. Объем  экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза.

Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006–2010 годах реализован 21 проект, в том  числе проведена модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.

Все это позволило  увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного  топлива с 17 процентов в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет около 4 процентов от валового потребления топливно-энергетических ресурсов за пятилетие.

Построено, реконструировано и оснащено современным технологическим оборудованием 1448 молочнотоварных ферм, 107 комплексов по откорму свиней и 51 птицефабрика.

Валовой объем  производства зерна в 2006–2010 годах  по сравнению с предыдущим пятилетием вырос в 1,25 раза, мяса – в 1,35, молока – в 1,24 раза.

Укрепляется национальная продовольственная безопасность. Достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в  общем объеме потребления продовольствия импорт составляет 17 процентов.

Сельское хозяйство  стало существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пять лет увеличился в 2,5 раза и составил в 2010 году более 3 млрд. долларов США.

В целях повышения  привлекательности работы на селе в республике активно развивались сельские населенные пункты нового типа – агрогородки, условия жизни в которых максимально приближены к городским. За пять лет создано 1481 такое поселение. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличилась с 286,3 тыс. рублей в 2005 году до 823,9 тыс. рублей в 2010 году.

На основе расширения деятельности предприятий, использующих местное сырье и ресурсы, и  развития сферы услуг решены вопросы  занятости населения и улучшения  его жизни в малых и средних  городских поселениях, где за последние 4 года создано более 127 тыс. новых рабочих мест.

Стабильно высокие  темпы развития в 2006–2010 годах демонстрировал строительный комплекс. Объем подрядных  работ увеличился за пятилетие почти  в 2 раза, ввод жилья в 2010 году составил рекордные 6,7 млн. кв. метров. По строительству жилья на одного человека республика продолжает занимать первое место на постсоветском пространстве.

Реализация  свыше 100 инвестиционных проектов дала возможность увеличить выпуск большинства  строительных материалов в 1,5–3 раза. Отечественные предприятия полностью удовлетворяют потребности республики в основных видах строительных материалов.

Устойчивость  белорусского рубля позволила обеспечить стабильные условия работы для предприятий, способствовала поддержанию рублевых депозитных вкладов населения и  повышению привлекательности инвестиций в рублевые активы. Уровень золотовалютных резервов с 1 января 2006 г. по 1 января 2011 г. вырос в 3,9 раза.

Целенаправленная  государственная политика по повышению  уровня жизни населения обеспечила поступательный рост реальных денежных доходов населения. За последние  пять лет они выросли в 1,76 раза. В декабре 2010 г. средняя заработная плата в Беларуси достигла 1596 тыс. рублей (эквивалентно 527 долларам США).

Наблюдается устойчивый рост пенсий. Реальный размер пенсий по возрасту увеличился более чем на 61 процент по сравнению с размером пенсий, которые выплачивались пять лет назад. Соотношение минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в 2010 году составило 119,2 процента.

Численность малообеспеченного  населения за пятилетие сократилась  в 2 раза. В Беларуси отмечен один из наименьших в СНГ разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, что отражает справедливое распределение доходов среди социальных групп населения.

Регистрируемая  безработица удерживается в социально  допустимых пределах – 0,7–0,9 процента к экономически активному населению.

Существенно улучшились демографические показатели страны. Темпы сокращения численности населения  замедлились, ожидаемая продолжительность  жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 70,5 года в 2010 году, уровень младенческой смертности сократился в 1,8 раза и является самым низким среди стран СНГ.

Республика  Беларусь является одним из мировых  лидеров по уровню финансирования сферы  образования – около 6 процентов  ВВП ежегодно. По количеству студентов  в расчете на 10 тыс. человек Беларусь вышла на среднеевропейский уровень – 467 человек, что является самым высоким показателем в истории страны.

Информация о работе Социально-ориентированная экономика