Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью работы является изучение черт, принципов и направлений социально-ориентированной рыночной экономики и на их основе выявить особенности белорусской модели развития, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути её становления.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики. 3
2.Шведская модель экономики: основные черты. 13
3.Особенности белорусской модели экономического развития. Перспективы развития белорусской экономики в 2006-2020 гг. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР-2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической сферах деятельности.
Термин «социально ориентированная экономика» является в последнее время достаточно употребляемым, хотя в обыденном токовании представление о нем достаточно расплывчато. Не совсем понято, является ли ориентация на высокие социальные параметры характеристикой всех экономик, или она присуща только некоторым разновидностям. Как известно, любая экономическая система имеет своей целью достижение высокого уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а потому обладает социальными моментами. Действительно, не может же экономика развиваться ради себя самой: конечным результатом и целью жизнедеятельности является человек.
Тем не менее под социально ориентированной понимается такой тип экономической системы, который отвечает определенным критериям.
Можно толковать социально ориентированную экономику как систему, в которой наиболее значимой является перераспределительная функция государства, позволяющая устранить существенную дифференциацию доходов в обществе и ликвидировать полюса бедности и богатства. Данное определение будет не совсем точным и правильным, поскольку любое государство занимается перераспределением доходов посредством функционирования бюджетной системы, поэтому вряд ли можно говорить о социальности каждой экономики.
Применение такого обобщающего количественного параметра, как доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, также не внесет определенной ясности. Можно аккумулировать и использовать большие средства, но это не придаст использованию перераспределенных средств большей эффективности.
Более того, повсеместное использование принципа социальной справедливости может вообще устранить стимулы к активному творческому труду.
Под социально ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности. Таким образом, можно констатировать следующие признаки данной модели социально экономического устройства. Во-первых, подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан. Во-вторых, этой модели имманентна прогрессивная направленность. Действительно, характер развития рыночной экономики цикличен, но положительная тенденция развития больше свойственна той системе, которая в состоянии аккумулировать весь творческий потенциал населения. В-третьих, социально ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму.
3.
Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.
Каждое государство создает собственную модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций и мирового опыта.
Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал в марте 2002 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в следующем:
1. построение
сильного и эффективного
2. обеспечение
равноправия всех форм
3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;
4. развертывание
широких интеграционных
5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;
6. проведение
сильной социальной политики
государства. Сегодня только
Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики.
Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.
Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации.
Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:
• поддержка
науки, образования научно-
• проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;
• обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты;
• создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;
• обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм;
• формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;
• создание среды для малого и среднего бизнеса;
• стимулирование
роста конкурентоспособных
Развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратегические направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как:
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года;
Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года;
Концепция и
Основные направления социально-
Комплексном прогнозе до 2020 года и др.
В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих вышеперечисленных прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь.
Белорусская модель гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.
Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – "высокий интеллект – инновации – благосостояние".
Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены следующие этапы и их задачи.
Основной целью первого этапа (до 2010 г.) является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.
На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.
Приоритетными направлениями в этот период обозначаются:
- развитие человеческого
потенциала на основе
- инновационное
развитие национальной
- наращивание
экспортного потенциала на
- развитие агропромышленного
комплекса и социальное
Целью второго этапа (2011–2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.
На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.