Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
Целью работы является определение цели, задач, принципов и объектов экономического анализа хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели были обоснованы следующие задачи:
Определение предмета, цели, задач и объектов экономического анализа;
Исследование связи экономического анализа с другими науками;
Информационная база комплексного экономического анализа;
Характеристика пользователей данных экономического анализа;
Исследование взаимосвязи и различий внешнего и внутреннего анализа;
Обоснование принципов и этапов проведения комплексного анализа.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Содержание и значение комплексного экономического анализа
Предмет, цель, задачи и объекты экономического анализа………………5
1.2. Связь экономического анализа с другими науками…………….…………9
1.3. Информационная база комплексного экономического анализа…………12
Глава II. Субъекты и комплексного экономического анализа
Пользователи данных экономического анализа…………….……..……..16
2.2. Взаимосвязь и различие внешнего и внутреннего анализа………………18
2.3. Принципы и этапы проведения комплексного анализа …...…………..23
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список литературы……………………………………………………………..30
Комплексный анализ тесно связан с
финансированием и
Непростые отношения сложились между анализом и статистикой. Существует мнение, что анализ является одним из разделов статистики и не более. Обосновывается это заключение тем, что большинство методов и способов экономического исследования одинаково используют обе науки, что они используют одинаковые источники информации, что аналитическое исследование является просто-напросто одной из задач статистики.
С этим можно было бы согласиться, если бы не одно обстоятельство. Статистику как науку более интересует обобщение явлений экономической жизни, поиск общих тенденций развития экономики на макроуровне. Для этого она через средние величины, выборку или другим способом старается исключить нетипичные явления, она почти никогда не опускается до детального анализа на уровне подразделений одного предприятия, на уровне рабочего места. Это исключает из задач статистики поиск резервов, их обоснование, разработку рекомендаций по их освоению, что свидетельствует о существенных отличиях статистики и анализа хозяйственной деятельности предприятий. Вместе с тем, нельзя не заметить, что эти науки в значительной степени взаимно обогащаются через обмен информацией и методы исследования.
Среди наук не экономического направления в первую очередь нужно выделить математические и технологические. Необходимость решения сложных экономических задач явилось мощным стимулом развития математики. Достаточно вспомнить историю возникновения математического программирования. Использование же в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их авторитет. Анализ стал более глубоким и обоснованным. С помощью этих методов он может проводится более оперативно, охватывать большее число объектов, изучать значительно больше информации.
Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время нужно отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований. Яркий пример тому – использование методики ФСА.
Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, все, что расширяет представление об объекте исследования. [5, c.74]
К информации для управленческого анализа предъявляются следующие требования:
Аналитическая информация может быть классифицирована по различным признакам (таблица 1).
Таблица 1.
Классификация информации
Признак классификации |
Подгруппы информации |
По насыщенности |
Достаточная, недостаточная, избыточная |
По объективности отражения |
Достоверная, недостоверная |
По времени образования |
Первичная, вторичная |
По месту составления |
Внутренняя, внешняя |
По объему содержания |
Первичная, сводная |
По назначению |
Бухгалтерского оформления, исполнительно-оправдательная |
По способу составления |
Разовая, накопительная |
По характеру применения |
Постоянная, переменная |
В анализе может быть использована неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.) и количественная. [2, c. 32]
Количественная, в свою очередь, делится по источникам получения на плановую, учетную и внеучетную.
К плановым источникам информации относят все виды планов: перспективные, текущие, оперативные, а также технологические карты, сметы (бюджеты), прейскуранты, ценники, справочники, проектные задания.
К учетным источникам информации относят данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, финансовая и налоговая отчетность, первичные документы, машинные источники информации, экономический паспорт предприятия (в котором накапливаются данные о результатах его деятельности за несколько лет).
Важным источником информации здесь является годовой отчет. Этот документ включает в себя помимо описательной части полный комплект форм бухгалтерской отчетности. Характер информации, содержащейся в каждой форме, раскрыт в таблице 2.
Таблица 2.
Наименование формы |
Финансовые показатели |
Аналитические процедуры |
Форма №1 «Бухгалтерский баланс» |
Внеоборотные активы Оборотные активы Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства |
1.4. Анализ вероятности банкротства; 1.5. Анализ показателей финансовой устойчивости; 1.6.Характеристика 1.7. Оценка деловой активности предприятия |
Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг Усеченная и полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Валовая прибыль Прибыль (убыток) от продаж Сальдо операционных доходов и расходов Сальдо внереализационных доходов и расходов Прибыль (убыток) до налогообложения Отложенные налоговые обязательства Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
2.1. Анализ уровня и
динамики финансовых 2.2. Анализ затрат, произведенных организацией; 2.3. Анализ безубыточности; 2.4. Факторный анализ прибыли; 2.5. Анализ показателей рентабельности |
Форма №3 «Отчет об изменениях капитала» |
Показатели собственного капитала: уставный, добавочный, резервный фонд, нераспределенная прибыль отчетного периода Показатели увеличения собственного капитала и пр. |
3.1. Анализ состава и движения собственного капитала; 3.2. Анализ величины чистых активов |
Форма №4 «Отчет о движении денежных средств» |
Оценка притока и оттока денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности |
|
Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» |
Оценка динамики заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества и других активов и обязательств предприятия |
5.3.Анализ объема, структуры и
динамики нематериальных
5.5.Анализ движения
средств финансирования |
Пояснительная записка |
Учетная политика Реорганизационные мероприятия Технико-экономические показатели развития производства Использование основных средств Состав, скорость обращения оборотных активов Состояние дебиторской и кредиторской задолженности Состояние денежных средств Финансовая деятельность Инвестиционная деятельность Дивидендная политика и пр. |
К внеучетным источникам информации относятся: официальные документы (законы, акты проверок и ревизий, приказы и распоряжения администрации предприятия, заключения лабораторного и врачебно-санитарного контроля, профессиональных консалтинговых фирм), хозяйственно-правовые документы (договора, соглашения, решения арбитража), решения общих собраний коллектива, техническая и технологическая документация, печать, СМИ, Интернет, специальные обследования (хронометраж) и пр.
Глава II. Субъекты и комплексного экономического анализа
2.1. Пользователи данных экономического анализа
Пользователи информации комплексного управленческого анализа относятся к внутренним. Это руководство предприятия, его собственники, менеджеры и сотрудники; бухгалтеры и аналитики и др. (схема 2).
Интерес собственников заключается в повышении доходности на вложенный капитал, обеспечение стабильности фирмы, оптимизации доли собственного капитала, повышении эффективности использования ресурсов.
Управленческий персонал (менеджмент)
анализирует все сферы
Бухгалтера используют данные анализа для обоснования планов и составления бюджетов, аналитики непосредственно осуществляют аналитическую работу.
Служба маркетинга использует анализ для разработки мероприятий по реализации продукции: сегментирования рынка, выбора каналов поставки, проведения маркетинговых исследований и пр.
Рабочие заинтересованы непосредственно в результатах работы предприятия, для них данные управленческого анализа – это «сигнал» к определенным действиям, выполнению поставленных заданий.[1, c. 65]
Проведение экономического анализа входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технологических отделов. Им занимается также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д.
Производственный отдел анализи
Отдел технического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери, рекламации потребителей, соблюдение технологический дисциплины.
Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и т.д.
Схема 2.
Отдел сбыта изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям, состояние и сохранность готовой продукции.
Отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда, выполнение плана по его повышению, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда оплаты труда и т.д.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, прибыль и ее использование, финансовое состояние и платежеспособность предприятия.
Отдел экономического анализа осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа деятельности предприятия и его подразделений, разрабатывает мероприятия по итогам анализа.
2.2. Взаимосвязь и различие внешнего и внутреннего анализа
В основе классификации видов экономического анализа лежат функции управления. Развитая рыночная экономика рождает потребность в дифференциации анализа на внутренний (управленческий) и внешний (финансовый) анализ. [7, c. 87]
Внутренний управленческий анализ – составная часть управленческого учета, то есть информационно–аналитического обеспечения руководства предприятия.
Внешний финансовый анализ – составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информацией о предприятии, выступающем самостоятельным субъектом экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности.
Внутренний анализ осуществляется службами предприятия с привлечением всей необходимой информации – бухгалтерского учета, данных бухгалтерской отчетности других организаций, разработанных нормативов значений финансовых показателей, данных маркетинговых исследований, оценок экспертов и т.п. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.