Содержание и объекты комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение цели, задач, принципов и объектов экономического анализа хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели были обоснованы следующие задачи:
Определение предмета, цели, задач и объектов экономического анализа;
Исследование связи экономического анализа с другими науками;
Информационная база комплексного экономического анализа;
Характеристика пользователей данных экономического анализа;
Исследование взаимосвязи и различий внешнего и внутреннего анализа;
Обоснование принципов и этапов проведения комплексного анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Содержание и значение комплексного экономического анализа
Предмет, цель, задачи и объекты экономического анализа………………5
1.2. Связь экономического анализа с другими науками…………….…………9
1.3. Информационная база комплексного экономического анализа…………12


Глава II. Субъекты и комплексного экономического анализа
Пользователи данных экономического анализа…………….……..……..16
2.2. Взаимосвязь и различие внешнего и внутреннего анализа………………18
2.3. Принципы и этапы проведения комплексного анализа …...…………..23
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список литературы……………………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ_КЭА.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

Внешний анализ проводится в основном по данным бухгалтерской отчетности сторонним работником, поэтому он менее аналитичен. Его цель –  установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основными составными частями  внутреннего финансового анализа  являются:

  • оценка выполнения бизнес – плана по финансовым показателям;
  • анализ бухгалтерского баланса и других форма отчетности;
  • расчет и анализ финансовых коэффициентов;
  • анализ прибыли;
  • анализ использования производственных ресурсов.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого  партнерами предприятия по данным публичной  финансовой отчетности, составляют:

  • анализ абсолютных показателей прибыли;
  • анализ относительных показателей рентабельности;
  • анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
  • анализ эффективности использования собственного и заемного капитала;
  • диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка элементов.

Особенностями внутреннего  анализа являются:

  • ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
  • отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;
  • комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
  • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
  • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

  • множественность субъектов анализа пользователей информации о деятельности предприятия;
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • наличие типовых методов, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
  • ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации.

Особенности внешнего и внутреннего  анализа финансового состояния предприятия приведены ниже в таблице 3.

При всей разности целей, которые преследуют названные группы пользователей информации, их интересуют одни и те же вопросы, а именно:

  1. итоги деятельности предприятия за прошедшие несколько лет;
  2. динамика основных показателей (выручка, прибыль, рентабельность и т.д.) и перспективы получения прибыли в будущем;
  3. финансовое положение предприятия и факторы, влияющие на него;
  4. основные финансовые показатели деятельности предприятия и их сравнительная оценка с показателями других предприятий данной отрасли.

 

 

Таблица 3.

Особенности внешнего и внутреннего  анализа

 

Виды анализа

Внешний

Внутренний

Пользователи

Налоговые органы, банки, страховые организации, кредиторы, поставщики, потребители, аудиторские  фирмы.

Руководство предприятия, финансовые менеджеры.

Назначение

Оценка возможности  и целесообразности вложения средств  в предприятие, экспресс-оценка его  финансового состояния

Оценка внутренних резервов, текущей ситуации, объем продаж и т.д. 

Информационная

база

Формы публикуемой бухгалтерской и статистической отчетности

Вся внутренняя документация предприятия

Характер информации

Общедоступная аналитическая  информация.

Детализированная аналитическая  информация, в т.ч. конфиденциальная.

Приемы и методы проведения анализа

Традиционные: сравнение, группировка, экономико-математические.

Традиционные и специальные  методы финансового анализа.


 

Экспресс-анализ – предназначен для получения в короткий срок (1 – 2 дня) общего представления о финансовом положении организации на базе форм внешней бухгалтерской отчетности.

Комплексный финансовый анализ  - предназначен для получения в срок 3 – 4 недели комплексной оценки финансового положения организации на базе внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.

Финансовый  анализ как часть общего исследования бизнес – процессов компании – предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании (производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента и др.).

Ориентированный финансовый анализ – предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например, оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой.

Регулярный  финансовый анализ – предназначен для постановки эффективного управления финансами организации на базе представления в определенные сроки (ежеквартально или ежемесячно) специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа.

По содержанию процесса управления выделяют:

  • Перспективный (предварительный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.
  • Ретроспективный  (последующий) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный  анализы тесно связаны между  собой. Без ретроспективного анализа  невозможно сделать перспективный. В свою очередь, от глубины и качества перспективного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана теряет смысл.[3, c. 65]

Ретроспективный анализ включает оперативный (ситуационный) анализ. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду). Цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

 

2.3. Принципы и этапы  проведения комплексного анализа

 

Управленческий анализ должен быть организован таким образом, чтобы соблюдались следующие  принципы:

  1. точность – отсутствие ошибок и пристрастных оценок, фальсификаций;
  2. информативность – аналитическая информация оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем;
  3. простота и доступность – пользователь должен понимать данные анализа без специальной, профессиональной подготовки;
  4. вариантность – обеспечение выбора из обоснованных альтернатив.

На современных предприятиях анализ выделяют в самостоятельный функциональный блок – систему аналитического обеспечения  управления (САО). Под  функциональным блоком понимается структурный элемент  системы управления, характеризующийся  близостью выполняемых функций управления, имеющих единую целевую направленность. [3, c. 65]

Последовательность и этапы  системного моделирования САО следующие:

  1. Обоснование возможности и целесообразности ее выделения;
  2. Формулирование целей;
  3. Разработка структуры системы и ее обеспечения.

Организационные формы  управленческого анализа могут  быть разными. Это бюро, отделы, группы экономического анализа. Дополнительной формой организации аналитической  работы может стать постоянно  действующий хозяйственный семинар  по вопросам экономического анализа, закрепление отдельных вопросов экономического анализа за компетентными службами, услуги консалтинговых фирм.

В структуре предприятия необходимо найти организационную форму  аналитических работ, которая отвечала бы за единую методологию, планирование и конкретное проведение анализа на предприятии как вручную, так и на ЭВМ. В Положении о структурном подразделении экономического анализа должны быть оговорены его задачи, штатное расписание, должностные инструкции и пр. 

Управленческий анализ состоит из нескольких этапов. Это:

  1. Составление плана аналитической работы:

А) определение темы анализа и  направлений его использования;

Б) составление программы, календарного плана, распределение аналитических  функций между исполнителями;

В) определение источников информации.

  1. Подготовка материалов анализа:

А) подбор информации и проверка ее достоверности;

Б) аналитическая обработка информации.

  1. Предварительная оценка (характеристика):

А) оценка выполнения изучаемых показателей  за текущий период;

Б) изменение показателей в сравнении  с предыдущим периодом и за ряд  лет;

В) определение степени использования  ресурсов.

  1. Анализ причин динамических изменений и отклонений показателей от базы:

А) определение круга взаимодействующих  факторов и их группировка;

Б) раскрытие взаимосвязей факторов;

В) количественное измерение влияния  факторов;

Г) оценка ущерба и выявление резервов.

  1. Итоговая оценка и сводный подсчет резервов.

 

Схема 4.




 


 


 


 



 

!1




 

 





 




 

 






 



 

Основные этапы проведения экономического анализа

 

 

Результаты аналитического исследования должны быть оформлены в виде документов: объяснительной записки, справки или  заключения.

Объяснительная записка составляется обычно для направления в вышестоящую организацию. Ее содержание должно быть достаточно полным и кроме выводов и предложений содержать и общие вопросы: экономический уровень развития хозяйства и результаты выполнения планов.

Справки и заключения могут быть более конкретными, акцентированными на отражении недостатков или достижений, определении резервов и путей их освоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В системе управления предприятием анализ занимает промежуточное  место между сбором информации и  принятием решения. Он служит целям  управления как средство обработки информации и обоснования управленческих решений.

Управление представляет собой непрерывный процесс реализации управленческих функций: планирования, организации, мотивации, учета, контроля и регулирования. Управленческий анализ является самостоятельной подсистемой управления, которая позволяет избежать дублирования в сборе и аналитической обработке информации, обеспечивает связь этапов и функций и замыкает контур управления. Внедрение управленческого учета, действенного коммерческого расчета, соблюдение режима экономии требуют повседневного анализа затрат и непроизводительных расходов и потерь по статьям и элементам. Принятие тактических управленческих решений делает необходимым постоянный анализ различных вариантов экономических параметров.

Информация о работе Содержание и объекты комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности