Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности фирмы: влияние эластичности спроса на цену продукции, определения в связи с этим наиболее прибыльного объёма производства, рыночное установление заработной платы и численности занятых.
Введение…………………………………………………………………………….5
Конкуренция. Общие сведения ……………………………………………………....7
Совершенная конкуренция……………………………………………………....7
Несовершенная конкуренция. Виды субъектов несовершенной конкуренции ………………………………………………………………………9
Монополистическая конкуренция……………………………………….10
Олигополия………………………………………………………………...11
Монополия………………………………………………………………....12
Источники несовершенства рынка ……………………………………………14
Издержки и несовершенство рынка…………………………………………14
Барьеры рынка…………………………………………………………………15
Способы воздействия на несовершенную конкуренцию…………………….16
Содержание и организационно-экономическая сущность курсовой работы. Описание ситуации…………………………………………………………………19
Задачи расчётного задания…………………………………………………..19
Входная информация…………………………………………………………20
Выходная информация………………………………………………………….21
Описание алгоритма расчёта…………………………………………………..22
Работа отдела маркетинга………………………………………………………22
Работа бухгалтерии……………………………………………………………24
Работа отдела труда……………………………………………………………..25
Работа собрания акционеров………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………
Современная индустриальная экономика наполнена многообразными видами несовершенной конкуренции. Экономисты выделяют три различных вида рыночных структур: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
1.2.1.
Монополистическая конкуренция
Конкуренция монополистическая – конкуренция, имеющая место на рынке с относительно небольшим числом продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам.[1] Монополистическая конкуренция занимает среднее, промежуточное положение между совершенной конкуренцией и конкуренцией олигополистической.
Экономисты говорят
о возникновении
Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т.д. Классическим примером монополистической конкуренции является рынок розничной торговли бензином. Допустим, вы предпочитаете заправляться на станции «Эксон» (Exxon)., несмотря на несколько более высокие цены по сравнению с ближайшими конкурентами, так как эта станция у вас по пути на работу. Но если разница в ценах станет значительной, вы «переключитесь» на станцию «Мерит» (Merit), хотя вам и придется делать небольшой крюк. На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении ее на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.
Такой тип конкуренции наиболее распространен. Он возникает в тех отраслях, где:
1.2.2.
Олигополия
Олигополистическая
конкуренция – конкуренция, имеющая
место на рынке с небольшим
числом крупных продавцов однородного
товара, способных оказывать
Термин «олигополия» буквально означает «мало продавцов». Это могут быть две фирмы, а может быть и 10-15. Для этого рынка характерно производство одинаковых или схожих товаров небольшим числом крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары. [6]
Ситуация
олигополии возникает обычно в
тех отраслях, где сама технология
диктует предпочтительность крупных
производств. Экономически рациональный
масштаб этих производств оказывается
таким, что все нужды рынка
могут быть удовлетворены несколькими
фирмами. Олигопольными обычно являются
рынки производства тяжелого оборудования,
нефтехимической
При
изучении олигополии следует помнить,
что несовершенная конкуренция
не есть отсутствие конкуренции. Во многих
олигополистических отраслях соперничество
проявляется весьма отчетливо. Причем
самая интенсивная борьба, как
правило, происходит на рынках с небольшим
количеством фирм. Примером тому –
ожесточенная конкуренция на пассажирских
авиалиниях: как правило, самолеты всего
двух или трех компаний летают по одному
маршруту, но между этими компаниями
то и дело вспыхивают ценовые войны.
1.2.3.
Монополия
Монополист
– фирма, которая является единственным
продавцом на рынке и потому выбирает
объем производства и цену продаж
на основе кривой рыночного спроса.
На таком рынке для покупателя
складываются самые худшие условия.
Ведь если покупатель не может обойтись
без товара, он вынужден будет его
покупать даже ценой отказа от других,
тоже очень нужных благ. На рынке
монополий возможность
Захватить
рынок и стать монополистом трудно,
однако еще труднее удержать рынок
в своих руках. Поэтому монополисты
давно научились возводить
Чистые
монополии в настоящее время
встречаются редко. В самом деле,
они могут существовать лишь при
том или ином покровительстве
государства. Например, если одна фармацевтическая
компания изобретет новое лекарство,
она получит патент, дающий ей исключительное
право продажи этого препарата
в течение нескольких лет. Другой
важный пример монополии – местные
коммунальные услуги, такие как телефон,
кабельное телевидение, газо- и электроснабжение.
Здесь действительно имеется
только один продавец услуги, для которой
нет близких заменителей. Однако,
современная экономика весьма конкурентна,
и даже «защищенным» монополистам приходится
с этим считаться. В длительном периоде
ни один монополист не может защитить
себя от атаки конкурентов.
1.3.
Источники несовершенства рынка
Почему
в одних отраслях наблюдается
состояние, близкое к совершенной
конкуренции, тогда как в других
доминируют несколько крупных фирм?
Большинство случаев
Во-вторых,
рынки имеют тенденцию к
1.4.
Издержки и несовершенство рынка
Изучение технологии и структуры издержек в какой-либо отрасли позволяет определить количество и размеры фирм, оптимальные для данной отрасли. Основной момент – наличие экономий от масштаба. Если эти экономии присутствуют, фирма может снижать свои средние издержки, хотя бы немного, посредством увеличения объема выпуска. Это означает, что более крупные фирмы будут иметь преимущество над мелкими.
Что происходит в результате? Если экономии от масштаба значительны, одна или несколько фирм увеличивают свой объем выпуска до того момента, пока она не составит значительной доли в совокупном объеме выпуска отрасли; это приводит к несовершенной конкуренции. Возможно, в отрасли будет доминировать один монополист; но более вероятна ситуация, в которой несколько крупных продавцов будут контролировать большую часть отраслевого объема выпуска; или будет много фирм, производящих дифференцированные продукты. Независимо от конкретного исхода, неизбежно получается тот или иной вид несовершенной конкуренции.
1.5.
Барьеры входа
Наряду
с различиями в издержках, которые
являются основным фактором формирования
той или иной рыночной структуры,
барьеры входа также
Правовые ограничения. Государство иногда сдерживает конкуренцию в определенных отраслях. Важными правовыми ограничениями являются патенты, дополнительные условия входа, тарифы и квоты в международной торговле. Патент вручается изобретателю, чтобы обеспечить эксклюзивное (или монопольное) использование запатентованного продукта или процесса. Например, фармацевтическая компания благодаря патенту может получить 17-летнюю монополию на новое лекарство. Государство с помощью патентных монополий стимулирует деятельность изобретателей.
Государство
также создает во многих отраслях
ограничения входа. Обычно предприятия,
предоставляющим коммунальные услуги,
такие как телефон, газ и электросеть,
дается право «франчайзной монополии»
на обслуживание определенной местности.
В то же время государство с
помощью лицензий ограничивает вход
в такие отрасли как
Наконец, государство может ввести ограничения импорта (или импортные ограничения) с целью защиты от иностранных конкурентов.
Высокие издержки входа. Кроме установленных правовой системой барьеров входа, существуют также и экономические препятствия. В некоторых отраслях начало производства может просто «дорого стоить», например, в авиационной промышленности.
Кроме того, для потенциального энтранта могут оказаться недостижимо высокими «неосязаемые» инвестиции, необходимые для работы в данной отрасли. Например, разработка программного обеспечения для персонального компьютера. Если тестовый процессор Microsoft Office стал широко распространенным, то потенциальным конкурентам довольно трудно войти на рынок. Ведь пользователь, который уже освоился в работе с этим программным обеспечением, скорее всего уже не захочет «переходить» на другую. Поэтому, чтобы переубедить людей в необходимости нового программного продукта, потенциальные конкуренты должны провести большую рекламную компанию, которая дорого обходится и не гарантирует прибыльного производства.
Реклама и дифференциация продуктов. Иногда компании имеют возможность создания барьеров входа для потенциальных конкурентов посредством рекламы и дифференциации продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Например, «Кока-Кола» тратит сотни миллионов долларов на рекламу своих марок, что делает весьма накладным для потенциальных соперников вступление на рынок колы.
Вдобавок к этому, дифференциация продуктов, либо сама по себе, либо в сочетании с рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа.
1.6.
Способы воздействия на несовершенную
конкуренцию
Рассуждая на тему несовершенной конкуренции, Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии, писал: «Перед нами стоит выбор из трех зол: частная нерегулируемая монополия, частная монополия, регулируемая государством; и монополия, непосредственно управляемая государством». Выделяют шесть главных подходов, которые может использовать государство для воздействия на несовершенную конкуренцию. Первые три из них представляют собой сердцевину современной государственной политики по отношению к крупному бизнесу. Последние три, хотя и использовались когда-либо, в нынешнее время редко применяются в государствах с рыночной экономикой.