Состояния и развития нефтяной отрасли в России (на примере НК ЮКОС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание

Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. На его долю приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.

Содержание

Введения________________________________________________________3
Глава 1. Тенденции на мировом рынке нефти и в России_______________5
1.1 Структурные сдвиги на мировом рынке нефти_________________________5
1.2. Структура и география экспорта РФ, результаты деятельности ТЭК____________________________________________________________7
1.3 Состояние российской нефтяной промышленности__________________11
Глава 2. Анализ нефтяной отрасли в России__________________________20
2.1 Причины непривлекательности российских нефтяных компаний для зарубежных инвесторов________________________________________________20
2.2 Проблема повышения качества российской продукции________________27
2.3 Развитие экспортных направлений российской нефти________________34
Глава 3. Перспективы развития нефтяного комплекса России (на примере НК ЮКОС)_______________________________________________________38
3.1 Деятельность НК ЮКОС и её роль в нефтяной промышленности России
3.2 Проекты деятельности НК ЮКОС на территории России_____________45
3.3 Перспективные проекты экспортной деятельности НК ЮКОС_________47
Заключения___________________________________________________52
Список литературы_____________________________________________55

Работа состоит из  1 файл

Состояния и развития нефтяной отрасли в России.docx

— 115.36 Кб (Скачать документ)

Чтобы выйти на удаленные  и более выгодные рынки, нужны  НПЗ в глубоководных портах. Но у России пока нет таких портов. В течение последних лет обсуждаются проекты строительства магистральных нефтепроводов в Находку и Мурманск, но правительство никак не может принять по ним окончательного решения. Что же касается размещения НПЗ в конечных точках этих маршрутов, то эти вопросы, насколько можно судить, пока что даже не обсуждаются. Это означает, что ориентация страны на экспорт сырой нефти закрепится на многие годы - до тех пор, пока в России не появится 2-3 новых высокоэффективных приморских НПЗ.

В этих условиях не приходится удивляться, что российские компании не спешат вкладывать деньги в модернизацию НПЗ. Как свидетельствует исследование ИЭП, в период с 1995 по 2002 г.г. инвестиции крупных нефтяных компаний в нефтедобычу в 6-10 раз превышали инвестиции в нефтепереработку. Даже в зарубежные НПЗ российские компании вкладывают денег больше, чем в российские, в расчете на тонну установленной мощности предприятий ($13.5 в зарубежные НПЗ и $10.8 - в российские). Что не удивительно, учитывая, что зарубежные НПЗ находятся, в основном, вблизи от морских портов (Одесса, Бургас, Мажейкяй и др.)

Вывод экспертов ИЭП косвенно подтверждают и сами нефтяники. Нефтепереработка не является самостоятельным бизнесом, она - амортизатор для сохранения объемов добычи нефти. Иными словами, экспорт нефтепродуктов нужен не сам по себе, а как страховка для нефтяных компаний на периоды снижения мировых цен на нефть. В этих условиях экспорт нефтепродуктов становится более выгодным, чем экспорт нефти, и позволяет компаниям пережить трудные времена.[10]

Никаких фундаментальных  оснований для длительного поддержания  высоких мировых цен на нефть объективно не существует, риски скорого и серьезного падения мировых цен чрезвычайно велики. С учетом этих факторов экспортно ориентированная upstream-стратегия развития нефтяного сектора России, предлагаемая самими ВИНК, представляется неоправданно высокой. Но России еще долго не удастся снизить эти риски, что делает как нефтяной сектор, так и всю национальную экономику весьма зависимой от конъюнктуры мирового рынка нефти.

Основной объем вырабатываемых на российских предприятиях нефтепродуктов не соответствует европейским стандартам. В 2002 г. из общего объема произведенной продукции на экспорт направлено около 75 млн. тонн нефтепродуктов. В основном это дизельные топлива низкого по сравнению с европейскими требованиями качества по содержанию серы (0,2% и выше), топочный мазут, базовые масла, прямогонный бензин, вакуумный газойль и другие относительно дешевые продукты, пользующиеся спросом на Западе. Доля же товарных нефтепродуктов, соответствующих современным требованиям, крайне мала.

Основной причиной относительно низкого качества является как отсталая структура нефтепереработки на большинстве  российских НПЗ, где для облагораживания продуктов используется в основном каталитический реформинг бензинов, гидроочистка дизельных топлив, так и отсутствие современных двигателей, выпускаемых в России. Очень низкая доля деструктивных процессов: каталитического крекинга вакуумного газойля, гидрокрекинга. Степень загрузки вторичных процессов не достигает оптимального уровня. В то же время следует отметить и положительные тенденции последних лет как по увеличению объемов переработки нефти, так и по структуре выпускаемых нефтепродуктов. С увеличением объемов переработки нефти, производства автомобильных бензинов и дизельных топлив, качественно изменилась структура выпускаемых топлив: - по автомобильным бензинам в сторону роста объемов высокооктановых бензинов (92 и выше); - увеличивается производство дизельных топлив, отвечающих европейским нормам по содержанию серы (менее 0,035%). При этом следует отметить, что ряд нефтеперерабатывающих предприятий отрасли имеют технические возможности для производства экологически чистых дизельных топлив с содержанием серы менее 0,035%, но из-за своего географического положения, отсутствия внутреннего спроса, не производят его, отметил заместитель начальника управления Минэнерго. По объему первичной переработки нефтяного сырья Россия занимает 4 место в мире после США, Китая, Японии. Суммарная мощность первичной переработки нефти в России составляет около 266 млн. тонн, в том числе 255,7 млн. тонн - мощности 27 нефтеперерабатывающих предприятий в составе нефтяных компаний. По территории Росси мощности НПЗ размещены крайне неравномерно.[11]

Низкое качество российской нефти может поставить под  удар бюджетные планы правительства. Рост цен на нефть, охвативший мировой  рынок, на нашей стране отражается все  меньше. Цены на основной российский сорт нефти - «Юралс» падают относительно мировых. Потребители предпочитают платить дорого за более качественные сорта.

Последние поставки российской «Юралс» из Приморска британская BP продала американской ExxonMobil с дисконтом против классической «Брент» $5,5 за баррель. Еще недавно «ЛУКОЙЛ» продавал свои поставки с дисконтом $4,5. Но даже этот показатель выглядит угрожающим для российских нефтяников. Обычная скидка, которую покупатели выплачивают за российский сорт по сравнению с «Брентом», колеблется около 2 долларов за баррель. Но иногда российские продавцы даже получают премию, поскольку «Юралс» торгуется выше «Брента». Но сейчас никто такую премию платить не собирается.[12]

Трейдерам не нужна сернистая нефть из России. И судя по всему, в ближайшее время они не будут испытывать проблем с поставками. По информации, распространенной агентством Reuters, на европейский рынок надвигаются большие объемы сернистой нефти из Саудовской Аравии и Ирана, которые усилят депрессивные настроения покупателей. А именно они сейчас правят бал в Европе. Сюда уходит примерно 90% российского экспорта нефти. Заключение октябрьских контрактов проходит нервно. Все это лишний раз доказывает, что на мировом рынке нет дефицита нефтиРоссийская нефть никому не нужна.

 

3.3 Развитие экспортных направлений российской нефти.

В настоящее время основным рынком экспорта российской нефти и  нефтепродуктов является Европа. На этот рынок приходится порядка 90% экспорта в связи с тем, что сложившаяся транспортная инфраструктура страны ориентирована на удовлетворение потребностей этого региона.

Рынок нефти стран Западной и Центральной Европы останется  для России крупнейшим и в предстоящие 20-25 лет.

В то же время, доля стран  АТР в экспорте российской нефти  возрастет с 3% в настоящее время  до 30% в 2020 году за счет увеличения экспорта с Сахалина и с новых месторождений Восточной Сибири и Якутии.

На Дальневосточном направлении  ведутся работы по созданию оптимальной транспортной инфраструктуры для освоения нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин в рамках проекта «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

В настоящее время наиболее динамично развивающийся нефтегазовый проект в Дальневосточном регионе  Российской Федерации - «Сахалин-2». В  рамках проекта в 1999 году впервые  в истории России началась промышленная добыча нефти с установленной  на шельфе стационарной платформы. В  течение пяти производственных сезонов  в Японию, Китай, Южную Корею, Тайвань, США, Филиппины было поставлено около 6,7 млн. тонн высококачественной нефти.[13]

Предусматриваются следующие  основные направления развития систем транспортировки нефти:

Северо-Балтийское направление - строительство третьей очереди Балтийской трубопроводной системы с поэтапным увеличением мощности направления с 42 до 50 млн. тонн к концу текущего года и до 62 млн. тонн нефти в конце 2005 года. Работы по расширению этой системы проводятся с учётом пропускной способности транспортных маршрутов по бассейну Балтийского моря и требований международной конвенции по безопасности транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, начаты предпроектные работы по обоснованию создания новой трубопроводной системы в направлении Баренцева моря экспортной мощностью до 120 млн. тонн нефти в год для выхода на рынки США и Европы.

Согласно прогнозам, потребление  нефти и нефтепродуктов в странах  АТР к 2010 году возрастет до 1510 млн. тонн, к 2020 году - до 1970 млн. тонн, а к 2030 году - до 2205 млн. тонн. Поэтому на Восточносибирском направлении - ведётся  разработка ТЭО строительства уникальной нефтепроводной системы Восточная  Сибирь - бухта Перевозная (Находка) протяжённостью около 4160 км, мощностью  до 80 млн. тонн в год и ориентировочной  стоимостью около $15 млрд. в ценах 2004 года для выхода на новые рынки  Азиатско-Тихоокеанского региона. Ввод в эксплуатацию этой нефтепроводной системы позволит ускорить формирование новых центров добычи нефти в Восточной Сибири и республике Саха (Якутия).

Каспийско-Черноморско-Средиземноморское направление планируется развивать путем увеличения пропускной способности трубопровода Атырау - Самара до 25 - 30 млн. тонн нефти в год. Рассматривается проект расширения мощности системы ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум» до 67 млн. тонн в год.

С учётом ограниченных пропускных возможностей проливов Босфор и Дарданеллы на Центрально-Европейском направлении  ведутся работы по интеграции трубопроводных систем «Дружба» и «Адрия» с целью поэтапного (5-10-15 млн. тонн в год) увеличения экспорта нефти из России и стран СНГ через нефтеперевалочный терминал в порту Омишаль (Хорватия), минуя черноморские проливы.

Достижение намечаемых уровней  добычи нефти в стране и соответствующего развития геологоразведочных работ и транспортной инфраструктуры требует значительного роста инвестиций. Минимальные ориентировочные уровни инвестиций в нефтяной сектор на период до 2020 года составляют $200-210 млрд., из них в добычу нефти - $155-160 млрд., в переработку - $19-21 млрд., в транспорт нефти - порядка $27 млрд.

По подписанному соглашению Китаю будут гарантированы поставки российской нефти в течение 25 лет. А российский бюджет получит от сделки $60 млрд. Определилась ситуация и со строительством восточных трубопроводов. Китайский лидер приехал в Россию раньше своего японского коллеги и тем самым дал неоспоримое преимущество направлению Ангарск-Дацин.

«ЮКОСу» удалось пристроить в Китай почти двухлетний объем добычи нефти всей России. Соглашение, подписанное председателем правления «ЮКОСа» Михаилом Ходорковским и президентом китайской CNPC Ма Фуцаем, предусматривает, что в 2005-2010 годах в Дацин будет уходить по 20 млн. тонн в год, а затем - по 30 млн. тонн. В итоге за 25 лет трубопровод перевезет 700 млн. тонн российской нефти, а в прошлом году страна добыла 379 млн. тонн. «Мы согласовали основные параметры сделки. Она принесет нам $150 млрд., из которых $60 млрд. получит российский бюджет», - подсчитывает Михаил Ходорковский. Эти миллиарды от китайцев не последние.

China-Oil подписала договор с «ЮКОСом» о поставках нефти по железной дороге, по которому китайцы получат еще 6 млн. тонн нефти стоимостью $1,1 млрд.[14]

Договоренность «ЮКОСа» с китайской компанией - это один из высоких аккордов визита китайского руководителя в нашу страну. Экспорт российской нефти на Восток давно стал внешнеполитическим вопросом.

В настоящее время «ЮКОС» ежегодно добывает 15 миллионов тонн из своих месторождений в Томской  области, в планах компании увеличить  до 13 миллионов тонн добычу нефти  в Красноярском крае (Эвенкийский  автономный округ) и до 18 миллионов  тонн добычу нефти в Якутии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития нефтяного комплекса России (на примере НК ЮКОС)

3.1 Деятельность  НК ЮКОС и её роль в нефтяной

промышленности России.

По итогам 2003 года НК ЮКОС - лидер по добыче нефти среди  российских компаний. Доля НК ЮКОС в совокупной добыче нефти в России в 2003 году составила 19,5%.

В целом по компании 2003 году объем добычи нефти и газового конденсата составил 80,8 млн. тонн (591 млн. баррелей), включая долю НК ЮКОС в добыче зависимых компаний, учитываемых по методу долевого участия в объеме 0,8 млн. тонн (5,9 млн. баррелей), что на 16,3% больше объема добычи в 2002 году.

Объем добычи газа, включая  долю НК ЮКОС в добыче зависимых  компаний, увеличился с 2,39 млрд. куб. м. (84,3 млрд. куб. футов) в 2002 году до 5,65 млрд. куб. м. (199,7 млрд. куб. футов) в 2003 году, включая долю НК ЮКОС в добыче зависимых компаний в объеме 0,86 млрд. куб. м. (30,4 млрд. куб. футов).

Объем эксплуатационного  бурения в 2003 году составил 1036,6 тысяч  метров, не включая долю НК ЮКОС в  бурении зависимых компаний, что  на 10,1% выше аналогичного показателя предыдущего  года. В 2003 году в эксплуатацию было введено 356 новых скважин (335 скважин в 2002 году), не включая долю НК ЮКОС во вводе скважин зависимых компаний.

Объем нефтепереработки в 2003 году увеличился на 15,7% по сравнению  с 2002 годом и составил 38,1 млн. тонн (279 млн. баррелей).

Выход светлых нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах  НК ЮКОС, включая Mazeikiu Nafta, составил в 2003 году 60,60% по сравнению с 58,78% в 2002 году. Без учета Mazeikiu Nafta выход светлых нефтепродуктов в 2003 году составил 57,84%.

В 2003 году экспорт нефти  за территорию Российской Федерации, включая поставки на Mazeikiu Nafta, составил 49,2 млн. тонн (359 млн. баррелей), что на 33,6% превышает показатель 2002 года. Экспорт нефтепродуктов за территорию Российской Федерации в 2003 году составил 11,9 млн. тонн (83 млн. баррелей), что на 15,1% превышает показатель 2002 года.

Зарубежная реализация нефти  НК ЮКОС в 2003 году составила 43,0 млн. тонн (314 млн. баррелей), что на 21,1% превышает  показатель 2002 года. Объем зарубежной реализации нефтепродуктов в 2003 году составил 18,1 млн. тонн (131 млн. баррелей), что на 47,5% выше показателя 2002 года в основном из-за включения в объемы зарубежной реализации нефтепродуктов НК ЮКОС продаж Mazeikiu Nafta в объеме 6,5 млн. тонн (50 млн. баррелей).

Объем реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2003 году составил 17,9 млн. тонн (136 млн. баррелей), что на 4,0% ниже, чем в 2002 году.

Девиз ЮКОСа - обновление и рост производства по всем направлениям деятельности. Уже не первый год подряд компания добивается значительного прироста объемов добычи нефти (по итогам 2003 года объем добычи нефти НК ЮКОС составил 80,8 млн. тонн (591 млн. баррелей), включая долю НК ЮКОС в добыче зависимых компаний, учитываемых по методу долевого участия в объеме 0,8 млн. тонн (5,9 млн. баррелей), что на 16,3% больше объема добычи в 2002 году.[15]

Информация о работе Состояния и развития нефтяной отрасли в России (на примере НК ЮКОС)