Состояния и развития нефтяной отрасли в России (на примере НК ЮКОС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание

Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. На его долю приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.

Содержание

Введения________________________________________________________3
Глава 1. Тенденции на мировом рынке нефти и в России_______________5
1.1 Структурные сдвиги на мировом рынке нефти_________________________5
1.2. Структура и география экспорта РФ, результаты деятельности ТЭК____________________________________________________________7
1.3 Состояние российской нефтяной промышленности__________________11
Глава 2. Анализ нефтяной отрасли в России__________________________20
2.1 Причины непривлекательности российских нефтяных компаний для зарубежных инвесторов________________________________________________20
2.2 Проблема повышения качества российской продукции________________27
2.3 Развитие экспортных направлений российской нефти________________34
Глава 3. Перспективы развития нефтяного комплекса России (на примере НК ЮКОС)_______________________________________________________38
3.1 Деятельность НК ЮКОС и её роль в нефтяной промышленности России
3.2 Проекты деятельности НК ЮКОС на территории России_____________45
3.3 Перспективные проекты экспортной деятельности НК ЮКОС_________47
Заключения___________________________________________________52
Список литературы_____________________________________________55

Работа состоит из  1 файл

Состояния и развития нефтяной отрасли в России.docx

— 115.36 Кб (Скачать документ)

Стороны договорились о разработке согласованного варианта Декларации о  намерении по проекту (ДОН) к апрелю 2003 года. После этого будет принято  решение о дальнейшем проектировании, осуществлен выбор оптимального маршрута трубопровода, согласованы  основные требования к объектам нефтепроводной системы и подготовлен детальный график реализации проекта.

Мурманск на территории России - единственный незамерзающий порт с 60-километровой закрытой бухтой и  уникальными глубинами, через который  можно ежегодно отгружать нефть  танкерами дедвейтом 300 тысяч тонн и выше. Предполагается, что в  порт по специально для этого построенному нефтепроводу из Западной Сибири будет поступать до 80 миллионов тонн нефти в год. Большая часть этого сырья будет продаваться на рынках Западной Европы и Америки.

В настоящее время рассматриваются  два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь-Ухта-Мурманск протяженностью 3600 километров и Западная Сибирь-Уса-Мурманск (через Белое море) протяженностью 2500 километров.

Предположительно, общая  стоимость проекта в зависимости  от маршрута трубопровода составит от 3,4 до 4,5 миллиарда долларов. 
 Разработка обоснования инвестиций, ТЭО строительства и рабочей документации будет вестись на протяжении 2003-2004 гг. Само строительство трубопровода запланировано на 2004-2007 гг., ввод в действие - на 2007 год. Общие налоговые поступления в бюджет РФ от реализации проекта составят 9,2 млрд. долларов, в том числе в федеральный - 4 млрд. долларов, в региональные - 5,2 млрд. долларов. По оценке специалистов, в процессе строительства Мурманской трубопроводной системы будет создано 6000, в процессе эксплуатации - 2000 новых рабочих мест.

 

3.3 Перспективные проекты экспортной деятельности НК ЮКОС

Компания ЮКОС становится стратегическим поставщиком нефти  для Китая. Между Россией и  Китаем подписано генеральное соглашение о разработке ТЭО строительства нефтепровода, который позволит уже в 2005 году экспортировать 20 млн. тонн, а в 2010 году - 30 млн. тонн нефти. В соответствии с подписанным Соглашением на сегодняшний день практически завершен первый этап разработки ТЭО «Обоснование инвестиций в строительство нефтепровода Россия-Китай», в рамках которого на основании Технического задания разработан раздел «Оценка воздействия строительства и эксплуатации нефтепровода на окружающую среду». В соответствии с соглашением, НК ЮКОС будет обеспечивать не менее 50 процентов поставок нефти по нефтепроводу.

С Китайской Народной Республикой  ЮКОС плодотворно сотрудничает с 1999 года, когда в Поднебесную была отправлена пробная партия нефти - 12 тыс. тонн. Сейчас объем поставок нефти  в Китай составляет около 1,5 миллиона тонн в год. 28 мая 2003 года ЮКОС и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение о заключении контракта на поставку 6 млн тонн нефти из России в Китай по железной дороге на $1,1 млрд. Срок действия контракта 3 года.

В 1999 году в рамках IV регулярной встречи глав правительств России и  Китая, прошедшей в Москве, был  подписан пакет соглашений о сотрудничестве двух стран в области энергетики. Среди них было и соглашение между  ЮКОСом, ОАО «Транснефть» и Китайской национальной нефтегазовой компанией о разработке технико-экономических расчетов (ТЭР) проекта строительства нефтепровода Россия-Китай.

В январе 2000 года результаты ТЭР подтвердили эффективность  проекта. А в сентябре 2001 года в  рамках визита в Россию премьера Госсовета  КНР Чжу Жунцзи было подписано генеральное соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта Нефть ЮКОСа возвращается в Китай.

На основании российско-китайского Генерального соглашения о разработке технико-экономического обоснования проекта строительства нефтепроводной системы «Россия-Китай» участниками проекта с российской стороны являются НК ЮКОС и трубопроводная компания «Транснефть», с китайской - Китайская национальная нефтегазовая корпорация.

Генеральным проектировщиком  российского участка нефтепровода протяженностью 1452 км является ОАО «Институт по проектированию магистральных трубопроводов» (ОАО «Гипротрубопровод»).

В мае 2002 года для максимально  эффективного использования самых  современных технологий строительства и новейших проектировочных решений к разработке проекта привлечены признанные международные эксперты в области строительства нефтепроводов компании John Brown Hydrocarbons Ltd и ILF.

В проектировании нефтепровода также принимает участие ФГУП «Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве» (ФГУП ПНИИИС).

Проект предусматривает  строительство нефтепровода по маршруту Ангарск - Забайкальск - Дацин. Общая протяженность нефтепровода составляет 2247 км. [19]

По территории России нефтепровод  проходит через Иркутскую область, Республику Бурятия, а также Читинскую  область. Протяженность российской части нефтепровода составляет 1452 км, китайской - 795 км.

Участие в созданной в 2000 году совместно с «Газпромом»  и ЛУКОЙЛом «Каспийской нефтяной компании» (КНК) для ЮКОСа не только выгодная сделка. Прежде всего, это вклад в реализацию масштабного проекта, имеющего для России огромное геополитическое значение.

«Каспийская нефтяная компания»  образована в 2000 году. 25 июля ЮКОС, ЛУКОЙЛ и «Газпром» подписали учредительные  документы. КНК создана для поиска, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений в Каспийском регионе, и, прежде всего, на шельфе Каспийского моря. Штаб-квартира в Астрахани.

Каждой из трех компаний-учредителей  принадлежит по трети уставного  капитала КНК. Руководит КНК генеральный  директор (сейчас - Александр Порохнин) и Совет директоров, избираемый на два года. В него от каждой компании входят по два представителя.

Совет директоров «Каспийской  нефтяной компании» возглавил представитель НК ЮКОС - вице-президент ЮКОС ЭП Александр Афанасенков.

Принимая решение об участии  в КНК, ЮКОС руководствовался следующими мотивами. Во-первых, проект служит укреплению позиций России в Каспийском регионе. Во-вторых, участие дает Компании бесценный опыт работ на шельфе с использованием самых передовых технологий. В третьих, участие в КНК даст ЮКОСу прирост запасов нефти в размере 200-300 млн. тонн. Наконец, в четвертых, сотрудничество ведущих отечественных компаний с разным стилем менеджмента, объединивших на Каспии свои инвестиционные возможности, позволит в перспективе распространить этот опыт на другие российские регионы, прежде всего Восточную Сибирь.

Летом 2002 года ЮКОС значительно  укрепил свои позиции на стратегически важных рынках сбыта российской нефти. После тщательной подготовки компанией была проведена сделка по приобретению пакета акций мощного литовского концерна Mazeikiu Nafta, в который входят Мажейкяйский НПЗ, терминал Бутинге и Биржайский нефтепровод. (см. рис. 5 Приложение 2)

Управлением Mazeikiu Nafta по соглашению с правительством Литвы занималась американская компания Williams International. Изначально ей принадлежали 33% акций концерна. Другим акционером концерна являлось Правительство Литвы.

В июне 2002 года, купив акции  новой эмиссии за $75 млн. и предоставив  концерну $75 млн. в качестве кредита  на модернизацию НПЗ, в состав акционеров Mazeikiu Nafta вошел и ЮКОС. После этого НК ЮКОС и международному подразделению Williams стало принадлежать по 26,85% акций Mazeikiu Nafta, правительству Литвы - 40,66% акций.

20 августа 2002 года НК  ЮКОС и Williams объявили о соглашении о приобретении дочерней компанией НК ЮКОС принадлежащих Williams International 26,85 процентов акций Mazeikiu Nafta за 85 млн. долларов США. Соглашение также предусматривало передачу нефтяной компании ЮКОС прав управления концерном Mazeikiu Nafta.[20]

В соответствии с условиями  соглашения о приобретении НК ЮКОС первоначальной доли в Mazeikiu Nafta, правительство Литвы было проинформировано о наличии у него пропорциональных опционных прав на приобретение части пакета акций Mazeikiu Nafta, продаваемого компанией Williams. После завершения сделки 19 сентября 2002 года доля НК ЮКОС в уставном капитале Mazeikiu Nafta увеличилась до 53,7%.

НК ЮКОС рада возможности  увеличить свой пакет акций в  Mazeikiu Nafta и готова осуществлять управление комплексом в интересах всех его акционеров. Её усилия будут направлены на модернизацию и улучшение работы Mazeikiu Nafta с тем, чтобы сделать предприятие прибыльным и превратить его в конкурентоспособного игрока на европейском рынке нефтепродуктов. Для обеспечения успешной деятельности Mazeikiu Nafta ЮКОС будет работать в тесном партнерстве с Правительством Литвы.

Приобретение в июне этого  года первого пакета акций предприятия  стало свидетельством долгосрочной приверженности НК ЮКОС интересам Литвы  и Mazeikiu Nafta. Дополнительные инвестиции, а также управленческие функции, которые принимает на себя компания, вновь демонстрируют твердое намерение НК ЮКОС превратить Mazeikiu Nafta в ключевой европейский нефтеперерабатывающий комплекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нефтяная промышленность России - стратегически важное звено  в нефтегазовом комплексе - обеспечивает все отрасли экономики и население широким ассортиментом моторных видов топлива, горюче-смазочных материалов, сырьем для нефтехимии, котельно-печным топливом и прочими нефтепродуктами. На долю России приходится около 13% мировых запасов нефти, 10% объемов добычи и 8,5% её экспорта. В структуре добычи основных первичных энергоресурсов на нефть приходится около 30 процентов.

В целом ресурсная база нефтяной и газовой отраслей ТЭК  страны позволяла обеспечить бесперебойное снабжение экономики и населения топливом.

Однако основными проблемами остаются:

- состояние сырьевой базы добывающих отраслей, как в количественном отношении (сокращение объемов запасов), так и в качественном (рост доли трудно извлекаемых запасов) отношениях,

- недостаточные объемы геологоразведочных работ,

- высокая степень износа основных фондов,

- отсутствие комплексного энергетического законодательства,

- недостаток инвестиционных вложений,

- отсутствие зрелой рыночной инфраструктуры, недостаточное внимание развитию малого предпринимательства,

- высокая степень зависимости нефтегазового сектора России от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка.

Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы. Добиться дальнейшего наращивания уровня добычи нефти до 360 млн. тонн к 2020 году можно за счет:

· изменения стратегии  и повышения эффективности геологоразведочных работ;

· вовлечения в эксплуатацию бездействующего фонда скважин  и доведения его до норматива;

· освоения новых месторождений  нефти;

· подготовки к промышленному  освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна, Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалина.

Одним из приоритетов энергетической стратегии должна быть модернизация и коренная реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей промышленности для выведения ее на современный технический уровень. Переработка нефти в 2020 году намечается в объемах 200-225 млн. тонн.

Структурная перестройка  нефтеперерабатывающей промышленности предусматривает:

· повышение глубины переработки  нефти до 75-80% в 2010 г. и 85% к 2020 г.;

· обеспечение в полном объеме потребности страны в высококачественных светлых нефтепродуктах и повышение эффективности экспорта жидкого топлива;

· вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок  и других объектов НПЗ;

· снижение энергетических и материальных затрат в процессах  производства продуктов нефтепереработки и нефтехимии;

· максимальное приближение  производства нефтепродуктов к их потребителям, в том числе за счет строительства современных малых и средних НПЗ в местах потребления.

Увеличение загрузки мощностей  нефтеперерабатывающих заводов  до 90-95% и глубины переработки  нефти до 80-85% позволит дополнительно  переработать более 70 млн. тонн нефтяного сырья и увеличить выпуск нефтепродуктов до 65 млн. тонн, что равносильно увеличению доходов в среднем на 5-6 млрд. рублей. Техническое перевооружение и реконструкция нефтеперерабатывающей промышленности России позволит не только изменить качество продуктов нефтепереработки, но и увеличить выпуск высококачественных светлых нефтепродуктов, соответствующих мировым стандартам, повысить эффективность экспорта нефтепродуктов и существенно снизить при этом долю отгрузки нефти на экспорт.

Повышение нормативных требований к качеству нефтепродуктов и коренная реконструкция предприятий нефтепереработки должны обеспечить существенное улучшение экологической обстановки и привести к снижению выбросов вредных веществ, а также к снижению энергетических и материальных затрат в процессах производства продукции.

В России уже в 2005 году должны более чем в два раза сократиться  суммарные выбросы в атмосферу оксидов серы от использования моторного топлива.

За счет использования  высокоактивных и селективных катализаторов, современного оборудования, лучшей организации факельного хозяйства можно существенно снизить энергоемкость процессов нефтепереработки.

Важным перспективным  направлением переработки нефтяного  сырья является развитие нефтехимии, в том числе производства полимеризационных пластмасс.

Основным источником капитальных  вложений должны стать собственные средства компаний. При освоении новых районов добычи возможно привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования. В перспективе до 25-30% общего объема инвестиций может составить заемный и акционерный капитал.

Информация о работе Состояния и развития нефтяной отрасли в России (на примере НК ЮКОС)