Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:05, контрольная работа
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.
Введение………….………………………………………………………...3
1. Свободная, или совершенная, конкуренция………………………….5
1.1. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции………………………………………..………………………6
1.2. Эластичность спроса и предложения……………………………….9
2. Монополистическая, несовершенная конкуренция………………….12
3. Формы конкуренции в условиях монополистического производства……………………………………………………………..……...16
4. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………..……...20
Министерство образования и науки Украины
Харьковский
национальный экономический университет
Индивидуальное учебное домашнее задание на тему:
Совершенная
и несовершенная конкуренция. Особенности
и отличия.
Содержание:
Введение………….………………………………
1. Свободная, или совершенная, конкуренция………………………….5
1.1. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции……………………………………
1.2. Эластичность спроса и предложения……………………………….9
2. Монополистическая, несовершенная конкуренция………………….12
3.
Формы конкуренции в условиях монополистического
производства………………………………………………
4.
Современные подходы к трактовке проблем
совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..……...20
Введение
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на 4 фазы:
Различают следующие виды конкуренции: совершенная , несовершенная, ценовая и неценовая.
В данной работе, мы рассмотрим только совершенную и несовершенную конкуренции.
1. Свободная, или совершенная, конкуренция.
Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связи между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.
Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:
Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
Недостатки:
1.1.
Механизм спроса и предложения в условиях
совершенной конкуренции.
Рыночные отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.
Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:
В качестве примера выразим спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через цену, тогда получим кривую спроса, которая отражает строго определенную зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене.
Это можно проиллюстрировать
с помощью табл.1 и рис. 1.
Таблица. 1
Цена | Спрос | Предложение | Цена | Спрос | Предложение |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
0
100 300 500 |
400
350 300 250 |
0
100 200 250 |
700
900 1000 |
200
100 50 |
300
350 450 |
При повышении цены спрос падает, а предложение растет. DD - кривая спроса; SS - кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникнет дефицит в размере А1В1; при цене 700 - излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночной механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.
На микроуровне различают общее и частное равновесие.
Общее равновесие на
рынке достигается тогда, когда наступает
соответствие между совокупным общественным
производством (совокупное предложение
товаров и услуг) и величиной национального
дохода, предназначенного для потребления,
т.е. соответствие между покупательной
способностью населения предложения товаров
и услуг.
Рис.
1 . График спроса и предложения
Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп, производимых отдельными производителями и реализуемых определенным группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных изделий.
Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (рабочие и ИТР, соотношение занятых мужчин, женщин, соотношение детей и взрослых и т.д.(; от общественного производства (выпуск различных групп товаров); от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров; от уровня спроса на средства производства (сырье, материалы, оборудование( и предметы потребления.
Формирование спроса
на предметы потребления зависит также
от общественного устройства общества
(структура потребления рабочих семей,
семей интеллигенции, предпринимателей,
семей работников сельского хозяйства).
Обеспечение равновесия по отдельным
группам товаров выступает в качестве
частного равновесия.
Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия