Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:05, контрольная работа

Описание

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.

Содержание

Введение………….………………………………………………………...3
1. Свободная, или совершенная, конкуренция………………………….5
1.1. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции………………………………………..………………………6
1.2. Эластичность спроса и предложения……………………………….9
2. Монополистическая, несовершенная конкуренция………………….12
3. Формы конкуренции в условиях монополистического производства……………………………………………………………..……...16
4. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………..……...20

Работа состоит из  1 файл

андрею микроэкономика.rtf

— 207.76 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный экономический университет 

                                          Кафедра Экономической теории 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальное учебное домашнее задание на тему:

Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Сделал

                                                Студент 2 курса 11 группы

                                                Факультета МиМ

                                                Лазоренко Андрей

                                                Проверила

                                                К.е.н., преподаватель Ус Т.В. 

Содержание: 

     Введение………….………………………………………………………...3

     1. Свободная, или совершенная, конкуренция………………………….5

     1.1. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной

     конкуренции………………………………………..………………………6

     1.2. Эластичность спроса и предложения……………………………….9

     2. Монополистическая, несовершенная конкуренция………………….12

     3. Формы конкуренции в условиях монополистического производства……………………………………………………………..……...16

     4. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………...18

     Список использованной литературы……………………………..……...20

 

Введение 

           Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.

           Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

  • Формирование материально - вещественных элементов производства и трудового коллектива;
  • Организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
  • Создание конкурентоспособной продукции;
  • Сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
  • Создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

           Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на 4 фазы:

  • Внедрения, освоения новой продукции.
  • Роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
  • Зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
  • Старения - заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

           Различают следующие виды конкуренции: совершенная , несовершенная, ценовая и неценовая.

           В данной работе, мы рассмотрим только совершенную и несовершенную конкуренции.

 

      1. Свободная, или совершенная, конкуренция. 

           Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связи между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

           Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

  • Объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
  • Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
  • Покупатели хорошо информированы о ценах;
  • Продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга.

     Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.

           Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

           Преимущества:

  • Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;
  • Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  • Создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
  • Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

           Недостатки:

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
  • Отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
  • Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
  • Не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
  • Не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;
  • Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
 

     1.1. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. 

           Рыночные отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.

           Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:

  • Законом спроса - при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше - при их повышении;
  • Законом предложения - если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше - при их понижении.

           В качестве примера выразим спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через цену, тогда получим кривую спроса, которая отражает строго определенную зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене.

           Это можно проиллюстрировать с помощью табл.1 и рис. 1.  

     Таблица. 1

     
Цена Спрос Предложение Цена Спрос Предложение
1 2 3 1 2 3
0

100

300

500

400

350

300

250

0

100

200

250

700

900

1000

200

100

50

300

350

450

      

           При повышении цены спрос падает, а предложение растет. DD - кривая спроса; SS - кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникнет дефицит в размере А1В1; при цене 700 - излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночной механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.

           На микроуровне различают общее и частное равновесие.

           Общее равновесие на рынке достигается тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством (совокупное предложение товаров и услуг) и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т.е. соответствие между покупательной способностью населения предложения товаров и услуг. 

     

     Рис. 1 . График спроса и предложения 

           Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп, производимых отдельными производителями и реализуемых определенным группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных изделий.

           Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (рабочие и ИТР, соотношение занятых мужчин, женщин, соотношение детей и взрослых и т.д.(; от общественного производства (выпуск различных групп товаров); от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров; от уровня спроса на средства производства (сырье, материалы, оборудование( и предметы потребления.

           Формирование спроса на предметы потребления зависит также от общественного устройства общества (структура потребления рабочих семей, семей интеллигенции, предпринимателей, семей работников сельского хозяйства). Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает в качестве частного равновесия. 

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия