Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:05, контрольная работа
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.
Введение………….………………………………………………………...3
1. Свободная, или совершенная, конкуренция………………………….5
1.1. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции………………………………………..………………………6
1.2. Эластичность спроса и предложения……………………………….9
2. Монополистическая, несовершенная конкуренция………………….12
3. Формы конкуренции в условиях монополистического производства……………………………………………………………..……...16
4. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………..……...20
4. Современные подходы к трактовке проблем
совершенной и несовершенной конкуренции.
В конце XIX -начале XXв. Во многих работах прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость».
Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, т.к. представители теории стали рассматривать монополию как условие массового производства.
В современные условиях «несовершенная конкуренция», в основном, применяется для характеристики немонополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых « монополий начала XX века. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.
В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В ее модели выделяют 2 типа рынка:
Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, как носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемам производимых с их помощью продуктов. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение произведенного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.
Список использованной литературы
1. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория : Учебник для вузов/А.И. Добрынин. Тарасевич Л.С. - СПб. : Изд. СПбГУЭФ; Питер,2006.
2. Булатов А.С. Экономика. Изд.3-е./ А.С. Булатов - М.: Юристъ,2002.
3. Ивашковский С.И. Микроэкономика/ С.И. Ивашковский - М.: Дело,1998.
4. Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю.Микроэкономика: Учебное пособие для вузов/ Е.А. Татарников, н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова - М.: Изд-во «Экзамен»,2005.
5.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика : Учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - СПб.:Питер,2003.
6. Сумцева Н.В. Орлова Л.Г. Экономическая теория / Н.В. Сумцева, Л.Г. Орлова - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2002.
Характерна ознака | Вид конкуренції | |||
Досконала (чиста) | Недосконала | |||
вільна | чиста монополія | олігополістична | монополістична | |
Кількість фірм | Дуже велика (незалежні фірми не контролюють ринок) | Одна | Кілька | Багато |
Тип продукту | Стандартизований (однорідний) | Унікальний, відсутні близькі замінники | I
-- стандартизований;
II -- диференційований |
Диференційований |
Контроль над ціною | Відсутній, ціни визначаються ринком | Значний | Обмежений
у разі взаємної залежності
Значний за таємної змови |
Незначний, виробник має можливість впливати на ціну |
Умови входження в галузь | Дуже легкі, без перешкод | Блоковані | Наявність істотних перешкод | Порівняно легкі |
Нецінова конкуренція | Відсутня | Реклама зв'язків з громадськими організаціями | Типова, особливо у разі диференціації продукту | Особливу увагу приділено рекламі, торговим маркам |
Сфера застосування | Сільське господарство, фондова біржа, ринок валюти | Підприємства зв'язку, підприємства загального користування та ін. | Виробництво сталі, автомобілів, сільськосподарського інвентарю, побутових електроприладів та ін. | Роздрібна торгівля, виробництво одягу, взуття та ін. |
Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия