Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:05, контрольная работа

Описание

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.

Содержание

Введение………….………………………………………………………...3
1. Свободная, или совершенная, конкуренция………………………….5
1.1. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции………………………………………..………………………6
1.2. Эластичность спроса и предложения……………………………….9
2. Монополистическая, несовершенная конкуренция………………….12
3. Формы конкуренции в условиях монополистического производства……………………………………………………………..……...16
4. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………..……...20

Работа состоит из  1 файл

андрею микроэкономика.rtf

— 207.76 Кб (Скачать документ)

 

      4. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции. 

           В конце XIX -начале XXв. Во многих работах прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость».

           Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, т.к. представители теории стали рассматривать монополию как условие массового производства.

           В современные условиях «несовершенная конкуренция», в основном, применяется для характеристики немонополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых « монополий начала XX века. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

           В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В ее модели выделяют 2 типа рынка:

  • Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;
  • Рынок факторов производства.

     Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, как носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемам производимых с их помощью продуктов. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение произведенного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.

 

      Список использованной литературы 

     1. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория : Учебник для вузов/А.И. Добрынин. Тарасевич Л.С. - СПб. : Изд. СПбГУЭФ; Питер,2006.

     2. Булатов А.С. Экономика. Изд.3-е./ А.С. Булатов - М.: Юристъ,2002.

     3. Ивашковский С.И. Микроэкономика/ С.И. Ивашковский - М.: Дело,1998.

     4. Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю.Микроэкономика: Учебное пособие для вузов/ Е.А. Татарников, н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова - М.: Изд-во «Экзамен»,2005.

     5.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика : Учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - СПб.:Питер,2003.

     6. Сумцева Н.В. Орлова Л.Г. Экономическая теория / Н.В. Сумцева, Л.Г. Орлова - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2002.

 

     

     
Характерна ознака    Вид конкуренції
   Досконала (чиста)    Недосконала
   вільна    чиста монополія    олігополістична    монополістична
   Кількість фірм    Дуже велика (незалежні фірми не контролюють ринок)    Одна    Кілька    Багато
   Тип продукту    Стандартизований (однорідний)    Унікальний, відсутні близькі замінники    I -- стандартизований;

   II -- диференційований

   Диференційований
   Контроль над ціною    Відсутній, ціни визначаються ринком    Значний    Обмежений у разі взаємної залежності

   Значний за таємної змови

   Незначний, виробник має можливість впливати на ціну
   Умови входження в галузь    Дуже легкі, без перешкод    Блоковані    Наявність істотних перешкод    Порівняно легкі
   Нецінова конкуренція    Відсутня    Реклама зв'язків з громадськими організаціями    Типова, особливо у разі диференціації продукту    Особливу увагу приділено рекламі, торговим маркам
   Сфера застосування    Сільське господарство, фондова біржа, ринок валюти    Підприємства зв'язку, підприємства загального користування та ін.    Виробництво сталі, автомобілів, сільськосподарського інвентарю, побутових електроприладів та ін.    Роздрібна торгівля, виробництво одягу, взуття та ін.

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия