Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:05, контрольная работа

Описание

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.

Содержание

Введение………….………………………………………………………...3
1. Свободная, или совершенная, конкуренция………………………….5
1.1. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции………………………………………..………………………6
1.2. Эластичность спроса и предложения……………………………….9
2. Монополистическая, несовершенная конкуренция………………….12
3. Формы конкуренции в условиях монополистического производства……………………………………………………………..……...16
4. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………..……...20

Работа состоит из  1 файл

андрею микроэкономика.rtf

— 207.76 Кб (Скачать документ)

     1.2. Эластичность спроса и предложения. 

           Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса и предложения на изменение цен.

           Эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах. 

     Еd =Q / %ΔP или (%ΔQ/Q) / (%ΔP/P) ,  

     где Еd - коэффициент эластичности спроса по цене;

     Q - объем спроса на товар;

     Р - цена товара.

     Различают следующие типы эластичности (рис.2):

       - единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1 % ( Еd = 1). 

     Еd= %ΔQ / %ΔP = 2% / 2% = 1; 

     - эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах ( Ed > 1). 

     Ed = %ΔQ / %ΔP = 4% / 2% = 2; 

     - неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах ( Ed < 1). 

     Ed = %ΔQ / %ΔP = 2% / 4% = 0,5; 

     - совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены ( Ed = 0). 

     Ed = %ΔQ / %ΔP = 0% / 4% = 0; 

     - бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены ( Ed = ∞ ).

           Из графиков и представленных формул видно, что:

  • Увеличение объема сопровождается пропорциональным снижением цен;
  • Увеличение объема по сравнению со снижением цен происходит в два раза быстрее;
  • Увеличение объема по сравнению со снижением цен происходит в два раза медленнее;
  • Изменение цен не влияет на изменение объема - продукты питания (хлеб, картофель, крупа);
 

     

     Рис. 2. 

     
  • Спрос может расти при повышении заработной платы, улучшении уровня жизни.

           Отсюда выводы: если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, при котором общий доход товаропроизводителя не изменится, то эластичность такого спроса будет равна единице; если в результате снижения цены спрос на товар возрастет до такого уровня, при котором общий доход товаропроизводителя увеличится, то спрос по цене эластичен; если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, при котором общий доход товаропроизводителя понизится, то такой спрос на товар является неэластичным.

           Эластичность связана с использованием товаров - заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары - заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным.

 

      2. Монополистическая, несовершенная конкуренция. 

           Монополистическая, несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерный общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополии влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей - на заказчика, на контрагентов.

           Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

           Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. До XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала.

           Формами монополизации могут быть картельные соглашения, синдицирование, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции.

           Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

           Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

           Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

           Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

  • Рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;
  • Рыночная структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;
  • Рынок, на котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная взаимосвязь в виде подетальной специализации. Обычно термин «Олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

           Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, масштабах производства. Дуополия - наиболее простой случай олигополии.

           Билатеральная монополия - (двухсторонняя монополия) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении. Эти виды рынков можно представить в виде табл. 2.

     Таблица 2.

     Основные виды рынков

     
Покупатели Продавцы
  Много Несколько Один
Много Полиполия

(полная конкуренция)

Олигополия (несколько продавцов, много покупателей) Монополия

(один продавец, много покупателей)

Несколько Олигопсония

(олигопсония спроса)

Билатеральная олигополия

(несколько продавцов и покупателей)

Ограниченная монополия (один продавец, несколько покупателей)
Один Монопсония (монопсония спроса) Ограниченная монопсония (несколько продавцов, один покупатель) Билатеральная монопсония(один продавец и одни покупатель)
 

           В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

 

      3. Формы конкуренции в условиях монополистического производства.

           В период монополистической конкуренции основными ее формами выступают: научно-техническое соперничество, промышленно-производственное соперничество и торговой соперничество.

           Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводится путем:

  • Разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов;
  • Накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов.

           При научно-техническом соперничестве обычно используются две модели:

  1. Конкурентная модель - основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, т.к. конкурирующие фирмы копируют любую техническую новинку.
  2. Монополистическая модель - основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Он иметь большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизированного рынка.

           Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли.

           Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трехстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.

           В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию, а неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта.

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности и отличия