Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава1. Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………4

Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции…………………4

1.2Правовой статус ПФР………………………………………………………8

Глава2.Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 3а 2004-2007 гг………13

2.1 Анализ доходов Пенсионного фонда РФ на примере 2004-2007 гг….13

2.2 Анализ расходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ…………..19

Глава 3 .Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу……………………………………………………………………28

3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2011-2012……………..28

3.2. Совершенствование пенсионной системы РФ……………………….30

Заключение……………………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

пенсионный фонд курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

                                    Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава1. Теоретические  основы формирования деятельности Пенсионного  фонда РФ…………………………………………………………4

Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции…………………4

1.2Правовой статус ПФР………………………………………………………8

Глава2.Анализ бюджета  Пенсионного фонда РФ 3а 2004-2007 гг………13

2.1 Анализ доходов Пенсионного фонда РФ на примере 2004-2007 гг….13

2.2 Анализ расходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ…………..19

Глава 3 .Совершенствование  деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу……………………………………………………………………28

3.1. Проект бюджета  Пенсионного фонда РФ на 2011-2012……………..28

3.2. Совершенствование  пенсионной системы РФ……………………….30

Заключение……………………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Государственные внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы РФ. Кроме  того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования  национального дохода государства  на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств.

-целью курсовой  работы является изучение теоретических  и практических основ деятельности  Пенсионного фонда РФ, а также  перспективы его развития.

-Исходя из  цели, ставились и решались следующие  задачи:

А)изучить теоретические  основы организации Пенсионного фонда РФ,

Б)рассмотреть  задачи и функции Фонда;

В)проанализировать источники формирования и направления  использования средств Пенсионного  фонда РФ;

Г)рассмотреть  перспективы совершенствования  Пенсионной системы РФ.

-Предметом исследования  является Пенсионный фонд РФ.

-Объектом исследования  выступает теоретические основы  организации Пенсионного фонда  РФ, анализ формирования и использования  его средств.

-Субъектом исследования  является Российская Федерация.

-Источниками  информации при написании курсовой работы послужили:

Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов за период 2004-2006г. и периодические  издания и личные наблюдения автора.

-В работе  применялись научные методы исследования:

монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Курсовая работа изложена на 25 страницах машинописного  текста, включает в себя: введение, 3 главы, заключение, список литературы,. Библиографический список составляет 24 литературных источника 

Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ

1.1. Пенсионный фонд  РФ: сущность, задачи, функции 

В целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании  Постановления Верховного Совета РСФСР  от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует множество  точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат [12, с 212]. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной [14, с 440], Пенсионный фонд Российской Федерации - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Другой точке  зрения придерживается А.С. Нешитая [15, с 282]. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это централизованный фонд пенсионного  обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю [13, с 507] Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

Все авторы выражают схожую точку зрения, однако мы считаем, что профессор А.Г. Грязнова и  профессор Е.В. Маркина наиболее полно определяют данный термин.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного  пенсионного страхования являются федеральные органы государственной  власти, страховщики, страхователи и  застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, подотчетным правительству  РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде  РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках

[12, с 211].

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

-целевой сбор  и аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой  населения;

-организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

-капитализация  средств Фонда, а также привлечение  в него добровольных взносов  физических и юридических лиц;

-контроль за  своевременным и полным поступлением  в Фонд страховых взносов, а  также контроль за правильным  и рациональным расходованием  его средств;

-проведение  научно-исследовательской работы  в области государственного пенсионного  страхования;

-разъяснительная  работа среди населения и юридических  лиц по вопросам, относящимся  к компетенции фонда.

Фонд может  принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

ПФР осуществляет следующие основные функции [18, с 283]:

-получение от  плательщиков страховых взносов,  необходимых для финансирования  выплат государственных пенсий;

-организацию  банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

-индивидуальный  учет поступающих в Пенсионный  фонд РФ от работающих граждан  обязательных страховых взносов,  имея в виду в дальнейшем  увеличение размеров государственных  пенсий за счет вносимых гражданами средств;

-межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции Пенсионного фонда. 

1.2 Правовой статус  ПФР

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России), утвержденного  постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет  свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным  законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Федеральным законом  от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении  от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Кроме того, следует  отметить, что Положением о Пенсионном фонде РФ, а также Положением о Правлении Пенсионного фонда РФ, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления.

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Одновременно, положениями  Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов, путем применения налогового вычета.

Коренным образом  изменилось законодательство в области  пенсионного обеспечения граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства.

С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных  закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу