Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 11:31, автореферат
Пристальный интерес к проблемам малого предпринимательства в странах, выбравших путь рыночных реформ, связан с важной экономической, социальной и, в конечном счете, политической ролью этого института в современном рыночном хозяйстве. В странах, отказавшихся от планово-административной экономики, только малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес.
5. Сформулирован вывод о возможностях широкого использования многих инструментов государственной поддержки малого бизнеса в Китае:
6. Определены конкретные меры государственной политики в области малого предпринимательства: дальнейшее развитие нормативно-правовой базы; защита отношений собственности; формирование благоприятной экономической среды, включающей в себя адресность льгот, субсидии, арендные отношения, доступность кредитования, участие в выполнении государственных и муниципальных заказов; содействие развитию взаимовыгодного сотрудничества малого предпринимательства и крупного бизнеса, использование потенциала малых предприятий в процессе реформирования и реструктуризации крупных бизнес-структур; обеспечение благоприятных возможностей для использования лизинга, франчайзинга, венчура, траста и других рыночных механизмов; формирование разветвленной инфраструктуры, системы технологического, маркетингового, консультационного и информационного обеспечения предпринимательства; организация ассоциативных форм поддержки (союзов, ассоциаций, фондов и т.д.); создание системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и государственных служащих, занимающихся вопросами развития предпринимательства.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения исследования могут быть использованы органами власти и руководителями предприятий для эффективного развития малого предпринимательства в Китае и России на уровне муниципальных образований. Собранный материал представляет большой интерес для китайских и российских исследователей, занимающихся вопросами развития малого предпринимательства в Китае и России на уровне муниципальных образований.
Материалы диссертации были использованы канцелярией советника по торгово-экономическим вопросам посольства КНР в РФ при проведении сравнительного анализа и выработке предложений по оптимизации механизма торгово-экономического сотрудничества двух стран.
Апробация работы и публикации по теме диссертации.
Диссертация прошла апробацию на кафедре теории и технологий управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Основные положения диссертации опубликованы в 3 работах общим объемом 1,6 п. л.
Структура
работы. Диссертация состоит из введения,
3 глав, заключения, списка литературы.
Основной текст работы изложен на 197 страницах,
содержит 6 таблиц, 7 рисунков, 3 приложения.
Список литературных источников включает
173 наименования.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В работе проводится сравнительный анализ управления и поддержки развития малого предпринимательства в Китае и России. Автор подчеркивает, что предпринимательство – наиболее характерная черта рыночных отношений. Действуя в условиях неопределенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности, предприниматель берет на себя функцию риска и прогресса в экономике.
Сопоставляя теоретические подходы, автор подчеркивает, что в научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования.
Предпринимательство - чрезвычайно многогранная и интегральная, по сути, сфера человеческой деятельности, граничащая в своих различных проявлениях с искусством, наукой, спортом, игрой, порой с искусством военной стратегии и др.
Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом.
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие «малый бизнес», «предпринимательство» описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).
Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Особенностью малого предпринимательства, малого бизнеса является обязательное наличие инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
В диссертации представлена история развития предпринимательства в России и Китае. Современное китайское и российское предпринимательство имеет сравнительно недолгую историю. Народы еще помнят, что прежде предпринимательство было уголовно наказуемым деянием, что отражено в осторожном отношении общества к предпринимателям. В китайском и российском обществе еще не наработаны традиции судебной защиты прав предпринимателей; преобладают «нерыночные» способы решения имеющихся проблем (использование личных связей, обращения во властные структуры). Вместе с тем, внушает оптимизм наличие у китайских и российских бизнесменов таких «классических» черт предпринимателей как склонность к риску, творческий подход к деятельности.
Развитие отношений собственности и в Китае, и в России в конце ХХ века шло в русле масштабных экономических реформ, но различными путями. В России это «поспешная и радикальная модель реформирования». В результате уровень жизни населения и экономические успехи России в 1990-х годах снизились.
В Китае реформирование осуществлялось постепенно, на основе местных экспериментов, что сопровождалось повышением уровня жизни населения и ростом экономики страны. Это позволяет сделать вывод, что китайский путь реформы является предпочтительнее российского варианта.
На основе сравнительного анализа развития малого предпринимательства в России и Китае автор приходит к выводу, что проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия России и Китая являются сходными:
- недостаток финансирования;
- низкий уровень квалификации предпринимателей и недостаток опыта деятельности;
- недостаточно развитый сектор услуг для бизнеса, включая бизнес - информацию;
- административные барьеры, препятствующие созданию и поддержке малых предприятий.
В
диссертации рассматривается
В обеих странах неформальные отношения и нормы играют серьезную роль в процессе управления сообществом. И китайские и российские предприниматели реально имеют слабые гарантии защиты существующих прав граждан на уровне местных сообществ.
В России, при переходе к рынку централизованная система управления была разрушена, а новая, включающая эффективный, независимый от государства, муниципальный уровень управления, еще не построена, значительное место занимают традиционные отношения власти-подчинения по вертикали, которые затрагивают и сферу управления малым предпринимательством. Муниципальная власть существенно зависит от инициатив региональной власти, от ее информационной поддержки, правового обеспечения сферы малого бизнеса. При этом неформальные объединения малых предпринимателей, их контроль за исполнительной властью пока плохо вписываются в местные сообщества, местная власть предпочитает функции организации и контроля оставлять за собой.
По нашему мнению, муниципальное управление в настоящее время не включено в систему поддержки малого бизнеса. В большинстве случаев муниципальное управление редко выступает в качестве проводника экономических интересов граждан, не создано эффективного механизма стимулирования их экономической и социальной активности, а данную ему экономическую самостоятельность местное руководство использует часто в корыстных и корпоративных интересах.
В условиях китайской административной реформы местные правительства должны обладать полной властью и нести всю ответственность за экономику своих уездов (провинций) и действовать в условиях жестких бюджетных ограничений. Ограничение бюджетов местных правительств на неизменном уровне заставляет местные правительства всемерно ускорять приватизацию мелких и средних предприятий госсектора и переводить миллионы рабочих и служащих из государственного в негосударственный сектор. При этом особенностью китайской экономической системы остается принадлежность крупных предприятий в критических отраслях промышленности к государственной собственности и сфере действия центрального контроля, а средних и мелких предприятий к коллективной и частной собственности и к ведению местных властей.
Сегодня
центральное правительство
Развитие системы самоуправления и в России и в Китае – это процесс децентрализации. Статус самоуправления в России гораздо выше, чем в Китае.
При этому делается вывод, что муниципальное управление малым бизнесом в Китае и России различаются принципиально. В России упор сделан на федеральный и региональный уровень власти. В Китае налицо непосредственное управление, руководство малым бизнесом местной властью.
Международное сравнение развития малого бизнеса показывает, что в России он оказывается довольно незначительным. В западных странах, в Центральной Европе и государствах Балтии малые предприятия обеспечивают 50-60% ВВП. Большинство предприятий в Европе являются малыми и средними. При этом преобладающая часть из них – это микропредприятия, где занято до 10 человек. В России малые предприятия, если исключить предприятия среднего размера, составляют только 20% всех фирм. Небольшие масштабы сектора малого бизнеса обусловлены многими факторами. Но, как свидетельствует опыт перехода бывших соцстран к рыночной экономике, основными из них являются отсутствие надлежащей государственной поддержки малого предпринимательства, недооценка или просто игнорирование его роли в формировании рыночных бизнес-структур и действенной конкурентной среды, в обеспечении динамичности формируемой экономики.