Совершенствование управления малым бизнесом в условиях рыночных преобразований экономики: теоретико-сопоставительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 11:31, автореферат

Описание

Пристальный интерес к проблемам малого предпринимательства в странах, выбравших путь рыночных реформ, связан с важной экономической, социальной и, в конечном счете, политической ролью этого института в современном рыночном хозяйстве. В странах, отказавшихся от планово-административной экономики, только малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес.

Работа состоит из  1 файл

VanZunavtoref.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

     Общеизвестно, что переход к рыночной экономике  в бывших соцстранах происходил разными  путями и что он дал принципиально  разные результаты. В Центральной Европе капитализм был построен извне – иностранным капиталом. Ключевую роль в приватизации сыграли иностранные инвесторы, главным образом транснациональные корпорации, скупившие ведущие предприятия, которые сейчас в основном обеспечивают прирост экономики этих стран. Они стали более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала. В них набрала силу неолиберальная антигосударственная идеология, усилилось «господство права» и получило активное развитие малое предпринимательство.

     Страны  Восточной Азии, главным образом  Китай и в определенной степени  Вьетнам, строили капитализм снизу. Переход к рыночной экономике здесь начался с сельского хозяйства и постепенно распространялся на промышленность и сферу услуг. На протяжении более двух десятилетий частная собственность сосуществовала с различными формами государственной собственности. Рыночные институты тоже формировались постепенно, даже в сельском хозяйстве открытие рынков происходило параллельно с сохранением квот на производство и сбыт. В процессе перехода сохранилась преобладающая роль государства и коммунистической партии.

     Переход к рыночной экономике в Китае происходил при очень высоких темпах развития. Выбранная Китаем экономическая стратегия обеспечила почти 10%-ный ежегодный рост на протяжении 30 лет и позволила сотням миллионов китаецев выйти из пропасти бедности. Китай с учетом специфики китайского государственного устройства и особенностей экономики заимствовал опыт реформирования экономики в Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Малазии, Индонезии. Модернизация китайской экономики осуществлялась на основе экспортно-инвестиционной модели развития, активного использования идеи технопарков и промышленных кластеров, в которых было задействовано сотрудничество государства с малыми предприятиями.

     Низкий  покупательский спрос большей части  населения, слабое развитие внутреннего рынка, острая необходимость радикальной модернизации экономики предопределили ориентацию на внешний рынок. Стратегия роста, основанного на экспорте, способствовала внедрению в стране новейших технологий, сокращению отставания в области знаний и быстро улучшению качества выпускаемых товаров. Объем экспорта за 1997-2007 годы увеличился более чем в 60 раз. Китай тратит на поддержку своего экспорта 7% бюджета. Это в 3 раза больше, чем в Чехии, и в 10 раз больше, чем в России.

     Большие усилия были предприняты в Китае  по увеличению инвестиций. Доля инвестиций в течение трех последних десятилетий  достигала не менее 40% ВВП. Основным источником инвестиций были сбережения компаний и домашних хозяйств. Бурный рост накоплений внутреннего капитала, активное использование значимости предпринимательства и малого бизнеса в развитии конкуренции, обеспечении диверсификации экономики на региональном уровне, технологического обновления производства и расширения экспортных возможностей страны послужили причиной того, что китайский капитализм снизу переживал продолжительный подъем даже тогда, когда мировая экономика пошла на спад. Если технологическое развитие многих стран шло прерывисто, то китайский рост был и остается равномерным и постоянным.

     Исключительно важную роль в развитии малого предпринимательства  сыграл административный федерализм, построенный в Китае. Здесь провинциальные лидеры наделены достаточной экономической  автономией, необходимой для создания стимулов в экономическом росте. Но они ограничены в возможности проведения региональной политики. Компартия Китая следит за тем, чтобы лидеры провинций проводили местную политику в общенациональных интересах. Беспрецедентно высокий экономический рост в последние 25 лет связан именно с синтезом системы межбюджетных отношений, обеспечивающей провинциям фискальную автономию, и строго административного подчинения местной власти центру.

     Важная  особенность китайской системы  федерализма заключается в ее установке на экономический рост, мобилизации усилий региональный властей на его реализацию. При этом следует подчеркнуть, что в Китае центральная власть действует в интересах экономического роста страны, а не в интересах увеличения ренты чиновников центрального аппарпта. К сожалению, это условие заведомо не выполняется в подавляющем большенстве стран, в том числе и в России.

     В России капитализм строился сверху. В  результате ваучерной приватизации предприятия оказались в собственности  бывших управленцев и старой коммунистической элиты, членов их семей и так называемой номенклатурной буржуазии. Их интересы с самого начала были ориентированы на крупный капитал, перераспределение государственной собственности, интеграцию власти и собственности, экспортно-сырьевую модель развития. Малое предпринимательство оказалось вне их интересов.

     В России отсутствие научно разработанной  стратегии социально-экономического развития, обоснованной промышленной политики, условий для развития малого бизнеса по более цивилизованной схеме существенно тормозит развитие предпринимательства. В настоящее время в России имеется немногим более миллиона малых предприятий, из них примерно 80% заняты в торговле и общественном питании и только 15% - в промышленности. При этом на рынках превалирует допотопная форма торговли, ориентированная на сиюминутную прибыль и большая часть этой деятельности находится в тени.

     Развитие  малого бизнеса во многом зависит  от поддержки региональных властей. Об этом свидетельствует положительный опыт Кировской области. По темпам развития малого бизнеса она обогнала всю страну. Сегодня в области действует более 7,5 тыс. малых предприятий, или 52 предприятия на 10 тыс. человек, и почти 40 тыс. индивидуальных предпринимателей. Этот итог достигнут благодаря вниманию региональных властей к развитию малого предпринимательства. Для его поддержки в области принят целый пакет документов, существенно облегчающих деятельность малого бизнеса и по итогам конкурса Минэкономразвития в 2007 г. вошедших в число лучших в России.

     В области действует Концепция  развития малого предпринимательства  до 2010 года, в рамках которой успешно  реализуется серия целевых программ, помогающих начинающим и действующим предпринимателям целенаправленно добиваться успеха в своей деятельности. Вятским предпринимателям субсидируют часть процентной ставки по кредитам и часть лизинговых платежей по договорам финансовой аренды. Региональным властям удалось возродить кредитную кооперацию и оснастить ее инновационными наработками, позволившими сделать финансовые схемы единообразыми, прозрачными и оперативными. Важную роль играет инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Развитая в области система бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и муниципальных фондов дала возможность предпринимателям получать комплексную помощь и защиту интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.

     В Кировской области исторически  много поселений, где нет крупных  промышленных объектов, и основу муниципальной экономики, а значит и благосостояния жителей приван составит именно малый бизнес. Региональные власти не довольствуются достигнутыми успехами, они ставят задачу продвигать бренды местных производителей на мировой уровень, активно используя такие перспективные направления, как деревообработка, экология, энергосберегающие технологии, логистика и туризм.

     Практика  показывает, что усиление и совершенствование  государственной политики России по отношению к малому предпринимательству  будет неизбежно способствовать качеству его поддержки на муниципальном уровне. В Китае эта зависимость будет обратной – усилия местных властей по поддержке малого предпринимательства учитываются центром и встраиваются в его политику.

     Представляется, что в настоящее время нельзя говорить о том, какая модель –  российская или китайская - муниципального управления малым предпринимательством оптимальна. Ясно, что обе модели отражают специфику демократических преобразований в обеих странах и не могут быть перенесены без ущерба на чужую территорию. Вместе с тем, есть смысл изучать конкретные технологии управления и заимствовать опыт друг друга.

     Также необходимо отметить, что несмотря на высокий потенциал предпринимательской  деятельности, существует множество  препятствий и проблем на пути развития предпринимательства, как  в Китае, так и в России.

     Успешное  управление малым бизнесом на муниципальном  уровне в России связано с развитием  местной инфраструктуры поддержки  этого сектора.

     Основной  путь совершенствования технологий муниципального управления малым бизнесом – это экономический мониторинг, включающий в себя следующие функции: информационную, консультационно-экспертную, управленческую, контрольную и функцию обеспечения единой технологии.

     Успешное  развитие малого бизнеса в обеих  странах в настоящее время  сдерживается недостатком денежных средств, поэтому рекомендуется привлекать внебюджетные источники.

     Автор отмечает, что важную роль в развитии малого предпринимательства должны играть поддержка государства и создаваемых им соответствующих институциональных структур.

     Следует заметить, что институциональные основы политики государства в области малого предпринимательства, как в России, так и в Китае формируются слишком медленно и недостаточно эффективно. Особенностью большинства новых институтов является то, что они возникают по инициативе «сверху» и нередко так и остаются чисто верхушечными официозными организациями. Следствием такого положения является их низкая эффективность: они редко «доходят» до непосредственного производителя, который оказывается отчужденным от решений, принимаемых в этой сфере.

     Состояние малого бизнеса к настоящему времени  заставляет подвергнуть критическому анализу политику государства в этой сфере. К сожалению, система государственной поддержки малого предпринимательства, существующая в нормативных документах, на деле работает еще не так хорошо, как хотелось бы.

     В многочисленных исследованиях доказывается, что степень поддержки малого предпринимательства в России ничтожно мала по сравнению с необходимым уровнем. Перспективы развития малого предпринимательства в стране оцениваются как неблагоприятные или неопределенные. Объем декларируемой государством поддержки в несколько раз отстает от запросов малого предпринимательства. Как отмечают эксперты, особенно плохо удовлетворяются потребности в налоговой поддержке и обеспечении благоприятных рыночных условий, деятельности по защите прав собственности.

     Таким образом, оба государства декларируют  поддержку малого бизнеса. Представляется, что китайское руководство проводит более последовательную политику в  этом направлении. Льготное налогообложение, финансовая помощь, упрощение процедуры открытия малого предприятия, организация действующей системы кредитования – это те меры китайского государства, которые говорят о реалистичном взгляде на возможности вновь образующихся «малых» предпринимателей, ведь их главная проблема – отсутствие первоначального капитала. Вместе с тем, помощь китайского государства малым предприятиям отличается адресным характером и предоставляется только тем из них, которые успешно работают в приоритетных для государства областях.

     В результате исследовании автор делает выводы о том, что система комплексной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях в Китае и России должна включать следующие обязательные элементы:

  • необходимую нормативно-правовую базу (программу поддержки и развития малого предпринимательства; систему налоговых и иных льгот, стимулирующих создание новых предприятий и развитие предпринимательства в приоритетных для региона сферах; документы, регламентирующие процедуры легализации предпринимательской деятельности и др.);
  • развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
  • обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
  • обеспечение возможности расширения рынков сбыта производимых товаров и услуг;
  • надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
  • диалог между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
  • благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.

     Принципиальный  подход к развитию малого бизнеса  заключается в том, что в настоящее время актуальны отработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий, которые обеспечат интеграцию финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему страны. Эту задачу в условиях дефицитности бюджетов всех уровней необходимо решать на основе привлечения внебюджетных источников. В связи с этим, в целях расширения возможностей доступа малых предприятий к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, а также повышения эффективности использования средств, предлагается комплекс мер по следующим основным направлениям:

Информация о работе Совершенствование управления малым бизнесом в условиях рыночных преобразований экономики: теоретико-сопоставительный анализ