Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:53, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
· Рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов;
· Проанализировать проблему на примере РФ;
· Сделать основные выводы и наметить пути совершенствования выявленных проблем.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов………..4
1.1 Система цен и тарифов в государстве…………………………………………..4
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов……………………………….8
2. Практика государственного регулирования цен и тарифов в РФ…………………14
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ………………………………………………………………………………………14
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ…………………….18
3. Выводы по совершенствованию государственного регулирования цен и тарифов в РФ……………………………………………………………………................................22
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………………...27
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
аспекты государственного
1.1 Система цен и тарифов в государстве…………………………………………..4
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов……………………………….8
2. Практика государственного регулирования цен и тарифов в РФ…………………14
2.1
Нормативно-правовая основа
2.2
Формы и методы воздействия
государства на цены в РФ………………
3. Выводы
по совершенствованию государственного
регулирования цен и тарифов в РФ……………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………………….
Введение.
Регулирование
экономики государством является одним
из наиболее актуальных вопросов для
сегодняшней России. Очевидно, что
ее экономика нуждается в
В настоящее время правительство России обозначило в качестве одного из основных направлений своей социально-экономической политики реструктуризацию отраслей естественных монополий. Это крайне важный вопрос, изменения в этих сферах затрагивают наиболее насущные потребности всего населения страны, поэтому не подлежит сомнению, что политика государства в данном направлении должна быть тщательно продуманной и обоснованной, а каждое решение взвешенным.
Цель данной работы - рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
· Рассмотреть
теоретические аспекты
· Проанализировать проблему на примере РФ;
· Сделать
основные выводы и наметить пути совершенствования
выявленных проблем.
1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов.
1.1 Система цен и тарифов в государстве.
Система цен и тарифов в современной экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам. Приводим наиболее распространенные из них. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением).
Оптовые цены - те цены, по которым реализуется продукция крупными партиями.
Розничные цены - те, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.
По способу формирования или по признаку степени свободы, цены делятся на следующие группы.
Свободные рыночные цены - формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены. Другая часть ассоциирует договорные цены с контрактными.
Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:
- продукцию предприятий-монополистов;
- базовые (для экономики данной страны) ресурсы;
- социально значимые товары.
Система государственных цен состоит из двух элементов:
а) фиксированные или твердые цены, жестко устанавливаемые государственными органами;
б) регулируемые цены.
Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.
Регулируемые цены - их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.
Контрактные цены - величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств. Некоторые экономисты именно к этому типу цен относят и договорные.
Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен - денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены - это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д. Особую разновидность мировых цен представляют трансфертные цены - внутрифирменные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями, находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну.
Демпинговые цены - это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.
Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых разнообразных признаках. Важное значение имеет базисная цена - цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.
В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции.
В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.
В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены.
В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными, а цены – ожидаемыми.
В
экономике рыночного типа широко
используются прогнозные цены - на их основе
планируется деятельность фирм, разрабатываются
проекты и программы, составляются
государственные планы-
Биржевые, аукционные, комиссионные цены определяются конкретными формами рынков, на которых они образуются.
Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.
Особенности конкретных хозяйственных задач, многообразие отраслей в экономике, сфер действия цен, субъектов обслуживания, времени действия определяют не только совокупность действующих цен, но и различия в их структуре.
Наиболее распространенным в практике ценообразования является определение структуры цены по затратам производства (издержкам). Это означает, что цена должна включать затраты на производство товара, т. е. валовые издержки производства и издержки обращения. Кроме того, она обязана обеспечивать прибыль и от производственной, и от реализационной деятельности предпринимателя, которая также должна войти в цену.
Фактическая себестоимость - полные издержки плюс прибыль - составляет основу оптовой цены.
Производители реализуют свою продукцию торговым организациям по так называемой отпускной, договорной цене, которая, кроме указанных выше элементов, включает акцизы (косвенные налоги на некоторые предметы потребления). Розничная цена товара складывается из оптовой или отпускной цены (в торговле потребительскими товарами) плюс торговая надбавка, идущая на содержание торговых организаций.
Ценообразование на основе затрат имеет серьезнейший недостаток - включение в себестоимость самых разнообразных элементов, не имеющих зачастую к ней отношения, что ведет к росту затрат. Кроме того, такой подход к ценообразованию не стимулирует предприятия к рациональному, экономному использованию ресурсов. При затратном характере ценообразования выигрывает производитель, но проигрывает покупатель, да и вся экономика становится менее оптимальной. Во многом неэффективность административно-плановой экономики определялась именно затратным характером директивного ценообразования. Сегодня установление цены на базе издержек является в определенной мере устаревшей стратегией. Однако она и сейчас остается одним из наиболее часто практикуемых, хотя и неэффективных подходов к ценообразованию.
В
мировой практике существует и так
называемое параметрическое
Цена
устанавливается путем
Что
же касается реформы отечественной
системы ценообразования, то в данном
случае одной либерализации цен явно не
достаточно. Она должна быть дополнена
дальнейшей приватизацией, разумной налоговой
реформой, демонополизацией, созданием
эффективной рыночной инфраструктуры.
Необходимо также, не изменяя идеи свободного
рыночного ценообразования, признать
необходимость государственного регулирования
цен.
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов.
Информация о работе Совершенствования государственного регулирования цен и тарифов в РФ