Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:53, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
· Рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов;
· Проанализировать проблему на примере РФ;
· Сделать основные выводы и наметить пути совершенствования выявленных проблем.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов………..4
1.1 Система цен и тарифов в государстве…………………………………………..4
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов……………………………….8
2. Практика государственного регулирования цен и тарифов в РФ…………………14
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ………………………………………………………………………………………14
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ…………………….18
3. Выводы по совершенствованию государственного регулирования цен и тарифов в РФ……………………………………………………………………................................22
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………………...27
Вопреки распространенному мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены выступают одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкивается множество интересов различных слоев населения.
Воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.
Один
из известных экономистов М. Деверо
писал, что государственное
В действительности всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Различным этапам истории свойственны лишь определенные различия в степени и формах ограничения свободы игры цен.
Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на “акцизные” товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены и тарифы. Вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен и тарифов конца XIX века и в XX веке.
Переломными в истории государственного регулирования цен и тарифов стали первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия, сменивший ее кризис. Политические и экономические потрясения в обществе подготовили его сознание к тому, что надо искать пути к сдерживанию и обузданию стихийного начала в развитии, и делать это следует путем усиления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, и в частности, в процесс ценообразования. К середине 30-х годов во многих развитых странах были приняты законы, предоставлявшие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания. Это стало составным элементом государственной экономической политики.
Рассмотрим основные формы государственного регулирования цен и тарифов.
1.
Наблюдение со стороны
2.
Косвенное воздействие. Оно
3.
Государственное вмешательство
в процесс. Здесь имеется в
виду санкционированное
4. Лидерство в ценах, тарифах. Такое явление наблюдается в тех сферах, где значительна доля государства. Государственные предприятия, контролируя значительную долю рынка, при ограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять их уровень в целом по отраслям. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, где государство является крупным заказчиком и покупателем - во многих видах строительства, в производстве вооружений и других товаров для армии. В такой ситуации правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами - производителями товаров и услуг “ контрактные цены”, которые затем становятся базовыми для отрасли. Иначе говоря, государство может в ряде отраслей лидировать в ценах не только как продавец, но и как покупатель.
5. Прямое государственное воздействие. Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержки индивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий - снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаемые путем специальных доплат производителю или потребителю.
Прямым вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на “акцизные товары”, являющиеся объектом косвенного налога.
6. Особое направление - государственное воздействие на внешнеторговые цены. Оно ведется государственным поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах - с помощью экспортных субсидий, представления льготных кредитов и транспортных тарифов. И все это существенно отражается на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. Одним из самых эффективных инструментов прямого государственного регулирования внутренних цен являются количественные и качественные ограничения импорта, а также таможенные пошлины.
Ограждение внутреннего рынка от конкуренции с иностранными производителями, а также прямое воздействие на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен на импортные товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественного производства. В условиях российской экономики одним из ведущих направлений государственной ценовой политики должны стать сближение структуры внутренних и мировых цен, проведение экономически обоснованной либерализации цен.
Для этого необходимо задействовать механизм ценовой конкуренции нашей продукции и аналогичной продукции западного рынка. Это позволит, с одной стороны, реально оценить возможности нашего экспортного потенциала, а с другой, - даст возможность ориентироваться на систему естественных ограничений для роста цен на отечественную продукцию.
Основная цель введения механизма ценовой конкуренции - сравнительно быстрое накапливание инвестиционных ресурсов (за счет реализации топливно-сырьевых ресурсов по мировым ценам), ликвидация монополистов в области ценообразования посредством введения минимальных цен, развитие отечественных перспективных производств (при обязательной поддержке их протекционистскими мерами). Главным условием проведения новой ценовой политики является обязательная синхронизация с ней мер по переходу к новой системе налогов.
7.
Установление фиксированных
8.
Правительственный контроль
9.
Передача прав установления и
контроля над ценами на
Здесь приведены примеры наиболее распространенных форм государственного регулирования цен, конкретное применение которых зависит от места, времени, социально-экономического и политического состояния страны, региона.
Исследовав
теоретическую часть
· система цен и тарифов в современной экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением);
· воздействуя
на цены, государство добивается достижения
глобальных целей проводимого им
регулирования экономики. Речь здесь
идет о конъюнктурной и структурной
политике, борьбе с инфляцией, стимулировании
и модернизации, усилении национальной
конкурентоспособности на мировых рынках,
о смягчении социальной напряженности.
В конечном счете, контроль в ценообразовании
служит осуществлению генерального курса
государственного регулирования - оптимизации
экономического развития и стабилизации
социальной системы.
2. Практика государственного регулирования цен и тарифов в РФ.
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ.
Перечень
продукции производственно-
1. Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
2. Продукция ядерно-топливного цикла;
3. Электрическая
и тепловая энергия,
4. Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
5. Продукция оборонного назначения;
6. Алмазное сырье, драгоценные камни;
7. Протезно-ортопедические изделия;
8. Перевозки
грузов, погрузочно-разгрузочные
9. Перевозки
пассажиров, багажа, грузобагажа и
почты на железнодорожном
10. Услуги в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
11. Услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути;
12. Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
13. Услуги в аэропортах;
14. Отдельные
услуги почтовой и
15. Водка,
ликероводочная и другая
16. Этиловый
спирт из пищевого сырья,
Перечень
продукции производственно-
1. Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
2. Наценки
на продукцию (товары), реализуемую
на предприятиях общественного
питания при
3. Торговые
надбавки к ценам на продукты
детского питания (включая
4. Перевозки
пассажиров и багажа
Информация о работе Совершенствования государственного регулирования цен и тарифов в РФ