Совершенствования государственного регулирования цен и тарифов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
· Рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов;
· Проанализировать проблему на примере РФ;
· Сделать основные выводы и наметить пути совершенствования выявленных проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов………..4
1.1 Система цен и тарифов в государстве…………………………………………..4
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов……………………………….8
2. Практика государственного регулирования цен и тарифов в РФ…………………14
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ………………………………………………………………………………………14
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ…………………….18
3. Выводы по совершенствованию государственного регулирования цен и тарифов в РФ……………………………………………………………………................................22
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Гос. регулирование цен и тарифов.Тема № 17.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

   Используя для решения экономических задач  регулирующую функцию цены, государство  принимает участие в перераспределении  чистого дохода между отраслями  и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей.

   Государственное регулирование цен можно рассматривать  как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики.

   Цели  государственного регулирования цен  состоят в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого  дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма  производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.

   Важной  задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

   В зависимости от конкретной хозяйственной  конъюнктуры регулирование цен  носит антикризисный и антиинфляционный характер.

   Система цен - один из важнейших элементов  рыночной экономики, и она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

   В России роль государства заключается  в создании рыночных структур в целях  обеспечения нормальных условий  развития рынка: развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государством антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

   Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении  политики ценообразования. Она заключается  не в установлении конкретных цен, а  в воздействии с помощью экономических  мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

   Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и  концепции политики цен, а также  законодательного и нормативного их обеспечения.

   Наряду  с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и  их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия  государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.

   Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

   Исходя  из вышесказанного следует отметить, что:

- Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам;

- Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара;

- Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики;

- В соответствии со статьей 71 (пункт "ж") Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации;

- Публично-правовые основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;

- Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;

- Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер;

- Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;

- Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

1. Бункина М.К., Семенов В.А., Макроэкономика (основы экономической политики), АО “ДИС” , 2006 г.

2. Бункина М.К., Семенов В.А., Макроэкономика. Учебное пособие.. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 2008.

3. Булатова А.С., Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2008.

4. Камаев В.Д., Учебник по основам экономической теории (экономика), “ВЛАДОС” , 2006 г.

5. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2007.

6. Хайнц  Л., Социальная рыночная экономика. Германский путь.. Издательство “Дело”. Москва 2007. 

Источники.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» с изменениями от 29 октября 2010 г.

Информация о работе Совершенствования государственного регулирования цен и тарифов в РФ