Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:28, реферат
Цель данной работы – установить роль международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
Задачи работы:
Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
Определить степень соответствия национальных стандартов с международным.
Введение
Глава 1. Международная стандартизация и сертификация в современной экономике
1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования
1.2 Национальные и международные стандарты
1.3 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике Республике Таджикистан
Глава 2. Пути совершенствования стандартизации в РТ
2.1 Закон РТ "О техническом регулировании в РТ": задачи и проблемы
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ХУДЖАНДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА Б.ГАФУРОВА
Специальность 08.00.05– Экономика и управление народным хозяйством
Вступительный реферат
по специальности
Тема: «Проблемы совершенствования и современной экономической основы стандартизации и сертификации на международном и региональном уровнях управления»
Выполнил:
Джураев Равшан Абдухакимович
Худжанд - 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Международная стандартизация и сертификация в современной экономике
1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования
1.2 Национальные и международные стандарты
1.3 Проблемы стандартизации и
сертификации в экономике
Глава 2. Пути совершенствования стандартизации в РТ
2.1 Закон РТ "О техническом регулировании в РТ": задачи и проблемы
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы
Для стран с развивающейся экономикой, в частности, для Республики Таджикистан, повышение конкурентоспособности – одна из важнейших стратегических задач. От решения ее зависит степень удовлетворения и внутренних потребностей, и возможность успешного включения экономики страны в мировую систему производства и обмена. В этой связи особое внимание уделяется анализу проблем международной стандартизации (технического регулирования) и сертификации национального производства, рассматриваются меры, необходимые для реализации и дальнейшего совершенствования процесса нормативно-технического регулирования экономики.
В Республике Таджикистан еще нет соответствующей национальной сети, позволяющей значительно снизить затраты на сертификацию предприятий (особенно для малого и среднего бизнеса) и не пропускать на внутренний рынок некачественные товары иностранных производителей. Сложившаяся в стране государственная система стандартизации и сертификации по многим видам продукции и услуг – одно из самых серьезных препятствий для усиления ее конкурентных позиций в мировой экономике. Использование устаревающих ГОСТов не способствует повышению качества товаров и услуг, технической и технологической модернизации производства. В отношениях с нашей Республикой и страны с развитой рыночной экономикой часто возводят и определенные дополнительные барьеры.
Стандартизация должна основываться на последних достижениях науки, техники, практического опыта и определять экономически эффективные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Стандартизация создает организационно-техническую основу для выпуска высококачественной продукции, развития специализации и кооперирования производства.
Качество товара – важнейшее условие высокой конкурентоспособности. Выбор потребителем конкретного товара обусловливается прежде всего более высоким его качеством по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке, хотя существенное значение имеют и предпочтительные для потребителя многие другие факторы конкурентоспособности, непосредственно не связанные со свойствами товара.
Цель данной работы – установить роль международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
Задачи работы:
В связи с принятием решения о присоединении Таджикистана к Всемирной торговой организации (ВТО) новые форматы гармонизации уровня ответственности бизнеса перед потребителями продукции и услуг на основе глобальных технических регламентов приобретают ключевое значение для всех таджикских предприятий.
Предмет работы – международные стандарты и основы стандартизации и сертификации.
Объект работы – законодательство Республики Таджикистан о стандартизации и его соответствие международным стандартам.
Конкурентоспособность
в современной рыночной экономике
во многом определяется соответствием
продукции международным
Стандарт – это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Он может содержать и требования к товарной терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам. Технический регламент – документ, содержащий исчерпывающий перечень выпускаемой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются современные требования и правила, включая и требования к уровню безопасности продукции, работников, потребителей и минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, в том числе в отношении продукции зарубежных фирм. Техническое регулирование - процесс разработки и использования технических регламентов и стандартов, определяющих современные требования к технологии производства, качеству и безопасности продукции.
К основным задачам стандартизации можно отнести:
В Таджикистане установлены следующие категории нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации:
Различают следующие виды стандартов:
Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:
Согласно
Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность
по стандартизации осуществляют соответствующие
органы и организации. Орган рассматривается
как юридическая или
Национальным органом по стандартизации в РТ является Агентство Таджикстандарт при Правительстве Республике Таджикистан, который осуществляет работы по государственной стандартизации, также определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартизации.
Постоянными рабочими органами по стандартизации является Агентство Таджикстандарт, специализирующиеся в зависимости от объекта стандартизации. Основные функции Агентство Таджикстандарт:
Научно-технической базой для создания технического регулирования служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации Таджикстандарта. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы - стандарты отраслей и предприятий, создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов. Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в ведении РТ. Решение о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший нормативный документ. Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах.
Система международных стандартов строится на основе нормативных документов:
Когда не
удается в короткие сроки достигнуть
консенсуса или слишком большой
разрыв в уровне развития технологий
в отдельных странах
Международные стандарты, разработанные на основе национальных и региональных требуют нескольких лет для их оформления, переводов, согласований, принятия и публикации в печати или на официальном электронном сайте. Агентство Таджикстандарт не рекомендует применение международных, региональных, зарубежных национальных, и фирменных зарубежных стандартов без его участия и утверждения в качестве национальных стандартов. К сожалению, рынок качественной сертификации в Таджикистане не развит (0,3% от мировогоu) и находится в стадии формирования, что обретает особую актуальность и смысл не только в связи с присоединением к ВТО. При этом нельзя закрывать глаза на процесс резкого введения моратория к новым производственным организациям на счет контроля качества производимой продукции (особенно в жизненно важных секторах, где вряд ли это следует делать – жилищное строительство, производство лекарств, продуктов питания и др.), ведущий к росту количества фирм - "однодневок" (перерегистрирующие и тд)- резкому снижению качества их "товаров" и "услуг". Данное действие может отразится на тысячи жизней и здоровье граждан Республики – итоговая цена подобной торопливости, пассивной роли государства (власти) при внедрении моратория по контролю качества производимой продукции (относится к продуктам питания и тд), и не произведения систематического общественного контроля за качеством и требованиям стандартизации, а также ускоренного выталкивания государства из сферы обеспечения экономической и иной ответственности бизнес структур за нанесение явного и опосредованного (скрытого) ущерба некачественными товарами и услугами.