Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:28, реферат
Цель данной работы – установить роль международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
Задачи работы:
Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
Определить степень соответствия национальных стандартов с международным.
Введение
Глава 1. Международная стандартизация и сертификация в современной экономике
1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования
1.2 Национальные и международные стандарты
1.3 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике Республике Таджикистан
Глава 2. Пути совершенствования стандартизации в РТ
2.1 Закон РТ "О техническом регулировании в РТ": задачи и проблемы
Заключение
Список используемой литературы
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Система добровольной сертификации регистрируется государственным органом исполнительной власти по техническому регулированию, который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Если ОТР, в том числе, как продукция, так и процессы производства и эксплуатации, успешно прошли подтверждение соответствия, орган по сертификации выдает сертификаты соответствия и право на применение знака соответствия.
В техническом
регламенте на продукцию, подпадающую
по наименованию под соответствующую
европейскую директиву, рекомендуется
брать за основу схемы, близкие к
процедурам подтверждения соответствия,
установленным в этой директиве.
Например, при сертификации выбросов
вредных веществ автомобилей
следует руководствоваться
Закон РТ «О техническом регулировании» допускает возможность устанавливать для одной и той же продукции несколько схем, равнозначных по степени доказательства, что позволяет заявителю о сертификации выбрать наиболее приемлемую для него схему. Предложенные схемы определяют порядок действия каждой из стран, участвующих в процессе подтверждения соответствия (заявитель, аккредитованная испытательная лаборатория, орган по сертификации). В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, а в схемах сертификации — выдача заявительного сертификата соответствия.
Завершающей
операцией в схемах сертификации
является выдача заявителю аккредитованным
органом по сертификации сертификата
соответствия, а при декларировании
- принятия заявителем декларации о
соответствии, с регистрацией ее в
установленном законом порядке.
После получения
Международные и национальные стандарты используются при разработке проектов технических регламентов. С появлением технического регламента статус стандарта изменяется. Обязательные требования содержатся только в технических регламентах. Стандарты переходят в разряд добровольных документов. Различия технических регламентов и стандартов могут быть сведены к следующим основным характеристикам:
Для оценки соответствия техническим регламентам, нужно пройти три важные процедуры.
Вступление РТ во Всемирную торговую организацию (ВТО) – процесс неизбежный, но сложный. Существующая ныне система технического регулирования и действующее законодательство не вполне соответствуют международным нормам и правилам, закрепленным в документах ВТО. В данный момент в Министерстве экономического развития и торговли и Агентство Таджикстандарт действует Закон РТ "О техническом регулирования". Авторы проекта изучали директивы ЕС, законодательство США, Японии и многих других стран в области обеспечения безопасности продукции. Была учтена позиция переговорной команды Таджикистана по вступлению в ВТО, особенности международной практики. При подготовке проекта использовались положения законодательства Чешской республики об ответственности изготовителей за выпуск некачественной продукции, а также рекомендации Федеральной торговой комиссии США об отзыве товаров.
Попытка приведения государственного законодательства в соответствие с международными нормами предпринимались и ранее.
Кроме того, в настоящее время идет работа над внесением в стандарт требований и норм к новой группе спиртосодержащей продукции – появившимся на рынке так называемым средствам для ванн, не имеющим ничего общего с их европейскими аналогами. Закон предусматривает четкое разграничение требований к продукции на обязательные, устанавливаемые техническими регламентами, и добровольные, закрепленные в стандартах. Обязательные технические требования устанавливаются только государственными законами.
На смену тотальной обязательной сертификации пришла более гибкая система подтверждения соответствия требованиям безопасности. С большинства производителей будут спрашивать не сертификат, а декларацию, т.е. их официальное заявление о соответствии продукции установленным требованиям. Это сэкономит предпринимателям до десятка тысяч сомони в год, упростит их коммерческую деятельность и устранит излишние административные барьеры.
Если в общем законе о технических регламентах имеется не так много белых пятен, то в части технического регулирования различных отраслей в разрабатываемом законе остается немало вопросов, ответов на которые сегодня в документе нет. Например, в нем очень подробно разработана глава, касающаяся токсикологических, микробиологических, клинико-лабораторных показателей безопасности парфюмерно-косметической продукции. Но при этом в законе не говорится об экологической безопасности, в то время когда этот вопрос требует подробнейшей и тщательной разработки. В законопроекте также нет упоминания ни о надзоре, ни о санкциях за причинение ущерба окружающей среде. Не меньше вопросов вызывает ситуация с импортом. Сейчас вся продукция, которая поступает из-за рубежа, должна подтверждаться сертификатами в РТ. Закон не дает разъяснений по этому поводу, открывая тем самым путь для некачественной, фальсифицированной продукции на внутренний рынок. В то же время неизвестно, какая участь ожидает нашу продукцию за рубежом. Вряд ли появление новых игроков из Таджикистана будет встречено Западом с энтузиазмом, потому что повлечет за собой передел рынка. Один из способов защититься от конкурента – поставить барьер в виде дополнительной проверки национальной продукции на предмет ее соответствия международным стандартам. Во всяком случае, отечественные производители предвидят и такой вариант развития событий. В связи с принятием технических регламентов существенные изменения коснутся ассортимента: часть продукции была снята с производства, другая поменяет состав из-за того, что уже не будет соответствовать требованиям качества. Соответственно компаниям пришлось разрабатывать новую маркетинговую программу, искать дополнительные средства на рекламу и продвижение товаров на рынке. Такими ресурсами обладают только крупные предприятия. Впрочем, нормативные акты о стандартизации и сертификации продукции – не единственные законы, которыми руководствуются производители. Поэтому после введения закона "Об основах технического регулирования" необходимо было пересмотреть и привести в соответствие с международной практикой и процедуру подтверждения соответствия продукции. В условиях рынка соответствие стандартам должно стимулироваться экономически, а не директивно в виде государственного надзора и контроля. В связи с этим должны претерпеть изменения и сами стандарты. Действующие в настоящее время СанПиНы на продукцию – это в какой-то мере прообразы технических регламентов. Соответствие регламенту должно стать гарантией безопасности продукции, а соответствие стандарту, в свою очередь, гарантией ее качества со всеми вытекающими преимуществами на рынке.
Требования к стандартному качеству в РТ до реформы определяли почти 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Процедура обязательной сертификации не исключала возможностей для проникновения на рынок небезопасной продукции. Около 70% продукции в той или иной степени было фальсифицировано, хотя более 90% ее имело сертификаты соответствия (поддельных или выданных с нарушением правил). Рынок до сих пор насыщен продукцией, несоответствующей установленным требованиям. Государственная инвестиционная и промышленная политика РТ вынуждена строиться исходя из далекого от совершенства действующего законодательства параллельно с созданием современной инфраструктуры на базе международных стандартов и сетевых решений с использованием единых, реально работающих инвестиционных инструментов, механизмов, процедур и форматов. Потому как включение в хозяйственный оборот инновационного потенциала РТ давно зашло в тупик без использования новейших высокоэффективных инвестиционных механизмов, значительно снижающих издержки и риски в сфере реальной экономики. Решить эту задачу возможно лишь в случае перехода от деклараций к реальному созданию эффективно функционирующей инвестиционной инфраструктуры, учитывающей вышеозначенные современные тенденции, внедрению механизмов её государственной поддержки на государственном и региональном уровнях. Основной составляющей инновационного процесса должна стать эффективно и прозрачно работающая на национальную экономику сетевая инфраструктура, которая в свою очередь послужит и укреплению должного взаимодействия, кооперации с партнерами дальнего и ближнего зарубежья на единых принципах и механизмах, международных форматах и стандартах сетевой экономики.
Мировые тенденции и поставленные Президентом РТ стратегические цели в сфере экономики диктуют необходимость ускоренного формирования региональных и отраслевых сетевых структур в Таджикистане с участием предприятий и регионов, готовых к освоению международных стандартов, с проверкой компетентности их персонала согласно европейским и международным нормам. Самостоятельное формирование национального института независимых, авторитетных экспертов и сетевой экономики (консорциумы, холдинги и прочие кооперативные объединения субъектов рынка), в свою очередь, создаст условия для практической реализации промышленно-инновационной политики Таджикистана на базе профессионального использования современных сетевых принципов организации, структурирования и сертификации субъектов рынка и персонала. Это положительно скажется также на эффективности реализации инновационных программ, повышении текущей и перспективной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий, регионов и Республики в целом.
Международная сертификация субъектов рынка и их персонала - неотъемлемая составляющая современных инвестиционных процессов, повышения капитализации и конкурентоспособности предприятий, экономик стран в целом. Международная сертификация получает широкое распространение в мире в качестве инструмента повышения качества продукции и услуг. Сертификация всей цепочки системы менеджмента качества (СМК) - от кредитора и производителя до потребителя продукции и услуг, в соответствии с международными стандартами в рамках сетевой организации, устраняет барьеры между странами, обеспечивая развитие бизнеса за счет прямых поставок наиболее "длинных" и дешевых ресурсов, взаимно и значительно при этом снижая издержки, а, следовательно и стоимость заемных ресурсов и инвестиций.
Сертифицированные на должном уровне СМК позволяют Таджикистанскому предпринимательству встраиваться в мировые процессы поставки финансовых ресурсов, товаров и услуг. Соответствие СМК предприятий требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 служит в современной экономике основным доказательством конкурентоспособности продукции и услуг, готовности предприятия (фирмы) предложить их в нужном количестве. СМК становится основой рыночного технического регулирования ответственности за поставку качественной, безопасной продукции (услуг), регулирования, распределения и снижения рисков.