Совершенствования стандартизации и сертификации на международном и региональном уровнях управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:28, реферат

Описание

Цель данной работы – установить роль международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
Задачи работы:
Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
Определить степень соответствия национальных стандартов с международным.

Содержание

Введение
Глава 1. Международная стандартизация и сертификация в современной экономике
1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования
1.2 Национальные и международные стандарты
1.3 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике Республике Таджикистан
Глава 2. Пути совершенствования стандартизации в РТ
2.1 Закон РТ "О техническом регулировании в РТ": задачи и проблемы

Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферати дохилшави.docx

— 61.96 Кб (Скачать документ)

Добровольное  подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Система добровольной сертификации регистрируется государственным органом исполнительной власти по техническому регулированию, который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Если ОТР, в том числе, как продукция, так и процессы производства и эксплуатации, успешно прошли подтверждение соответствия, орган по сертификации выдает сертификаты соответствия и право на применение знака соответствия.

В техническом  регламенте на продукцию, подпадающую  по наименованию под соответствующую  европейскую директиву, рекомендуется  брать за основу схемы, близкие к  процедурам подтверждения соответствия, установленным в этой директиве. Например, при сертификации выбросов вредных веществ автомобилей  следует руководствоваться правилом ЕЭК ООН и соответствующей  директивой Европейского экономического сообщества 70/220.

Закон РТ «О техническом регулировании» допускает возможность устанавливать для одной и той же продукции несколько схем, равнозначных по степени доказательства, что позволяет заявителю о сертификации выбрать наиболее приемлемую для него схему. Предложенные схемы определяют порядок действия каждой из стран, участвующих в процессе подтверждения соответствия (заявитель, аккредитованная испытательная лаборатория, орган по сертификации). В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, а в схемах сертификации — выдача заявительного сертификата соответствия.

Завершающей операцией в схемах сертификации является выдача заявителю аккредитованным  органом по сертификации сертификата  соответствия, а при декларировании - принятия заявителем декларации о  соответствии, с регистрацией ее в  установленном законом порядке. После получения соответствующих  документов заявитель получает право  маркировать продукцию знаком соответствия.

 

ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В РТ

  • 2.1 Закон о "О техническом регулировании": задачи и проблемы

  •  

    Международные и национальные стандарты используются при разработке проектов технических регламентов. С появлением технического регламента статус стандарта изменяется. Обязательные требования содержатся только в технических регламентах. Стандарты переходят в разряд добровольных документов. Различия технических регламентов и стандартов могут быть сведены к следующим основным характеристикам:

    • Технические регламенты содержат существенные требования и регламентируют уровень безопасности продукции и производства, эксплуатации и утилизации.
    • Стандарты являются доказательной базой для реализации требований технических регламентов и оценки соответствия продукции этим требованиям.

    Для оценки соответствия техническим регламентам, нужно пройти три важные процедуры.

    • декларирование соответствия ─ процедура, посредством которой производитель дает письменную гарантию, что продукт, процесс или услуга соответствует установленным требованиям;
    • испытание ─ техническую операция, которая включает определение одной или нескольких характеристик продукта, процесса или услуги;
    • сертификацию ─ процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукт, процесс или услуга соответствует установленным требованиям.

    Вступление  РТ во Всемирную торговую организацию (ВТО) – процесс неизбежный, но сложный. Существующая ныне система технического регулирования и действующее законодательство не вполне соответствуют международным нормам и правилам, закрепленным в документах ВТО. В данный момент в Министерстве экономического развития и торговли и Агентство Таджикстандарт действует Закон РТ "О техническом регулирования". Авторы проекта изучали директивы ЕС, законодательство США, Японии и многих других стран в области обеспечения безопасности продукции. Была учтена позиция переговорной команды Таджикистана по вступлению в ВТО, особенности международной практики. При подготовке проекта использовались положения законодательства Чешской республики об ответственности изготовителей за выпуск некачественной продукции, а также рекомендации Федеральной торговой комиссии США об отзыве товаров.

    Попытка приведения государственного законодательства в соответствие с международными нормами предпринимались и ранее.

    Кроме того, в настоящее время идет работа над внесением в стандарт требований и норм к новой группе спиртосодержащей продукции – появившимся на рынке  так называемым средствам для  ванн, не имеющим ничего общего с  их европейскими аналогами. Закон предусматривает  четкое разграничение требований к продукции на обязательные, устанавливаемые техническими регламентами, и добровольные, закрепленные в стандартах. Обязательные технические требования устанавливаются только государственными законами.

    На смену  тотальной обязательной сертификации пришла более гибкая система подтверждения соответствия требованиям безопасности. С большинства производителей будут спрашивать не сертификат, а декларацию, т.е. их официальное заявление о соответствии продукции установленным требованиям. Это сэкономит предпринимателям до десятка тысяч сомони в год, упростит их коммерческую деятельность и устранит излишние административные барьеры.

    Если  в общем законе о технических регламентах имеется не так много белых пятен, то в части технического регулирования различных отраслей в разрабатываемом законе остается немало вопросов, ответов на которые сегодня в документе нет. Например, в нем очень подробно разработана глава, касающаяся токсикологических, микробиологических, клинико-лабораторных показателей безопасности парфюмерно-косметической продукции. Но при этом в законе не говорится об экологической безопасности, в то время когда этот вопрос требует подробнейшей и тщательной разработки. В законопроекте также нет упоминания ни о надзоре, ни о санкциях за причинение ущерба окружающей среде. Не меньше вопросов вызывает ситуация с импортом. Сейчас вся продукция, которая поступает из-за рубежа, должна подтверждаться сертификатами в РТ. Закон не дает разъяснений по этому поводу, открывая тем самым путь для некачественной, фальсифицированной продукции на внутренний рынок. В то же время неизвестно, какая участь ожидает нашу продукцию за рубежом. Вряд ли появление новых игроков из Таджикистана будет встречено Западом с энтузиазмом, потому что повлечет за собой передел рынка. Один из способов защититься от конкурента – поставить барьер в виде дополнительной проверки национальной продукции на предмет ее соответствия международным стандартам. Во всяком случае, отечественные производители предвидят и такой вариант развития событий. В связи с принятием технических регламентов существенные изменения коснутся ассортимента: часть продукции была снята с производства, другая поменяет состав из-за того, что уже не будет соответствовать требованиям качества. Соответственно компаниям пришлось разрабатывать новую маркетинговую программу, искать дополнительные средства на рекламу и продвижение товаров на рынке. Такими ресурсами обладают только крупные предприятия. Впрочем, нормативные акты о стандартизации и сертификации продукции – не единственные законы, которыми руководствуются производители. Поэтому после введения закона "Об основах технического регулирования" необходимо было пересмотреть и привести в соответствие с международной практикой и процедуру подтверждения соответствия продукции. В условиях рынка соответствие стандартам должно стимулироваться экономически, а не директивно в виде государственного надзора и контроля. В связи с этим должны претерпеть изменения и сами стандарты. Действующие в настоящее время СанПиНы на продукцию – это в какой-то мере прообразы технических регламентов. Соответствие регламенту должно стать гарантией безопасности продукции, а соответствие стандарту, в свою очередь, гарантией ее качества со всеми вытекающими преимуществами на рынке.

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Требования к стандартному качеству в РТ до реформы определяли почти 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Процедура обязательной сертификации не исключала возможностей для проникновения на рынок небезопасной продукции. Около 70% продукции в той или иной степени было фальсифицировано, хотя более 90% ее имело сертификаты соответствия (поддельных или выданных с нарушением правил). Рынок до сих пор насыщен продукцией, несоответствующей установленным требованиям. Государственная инвестиционная и промышленная политика РТ вынуждена строиться исходя из далекого от совершенства действующего законодательства параллельно с созданием современной инфраструктуры на базе международных стандартов и сетевых решений с использованием единых, реально работающих инвестиционных инструментов, механизмов, процедур и форматов. Потому как включение в хозяйственный оборот инновационного потенциала РТ давно зашло в тупик без использования новейших высокоэффективных инвестиционных механизмов, значительно снижающих издержки и риски в сфере реальной экономики. Решить эту задачу возможно лишь в случае перехода от деклараций к реальному созданию эффективно функционирующей инвестиционной инфраструктуры, учитывающей вышеозначенные современные тенденции, внедрению механизмов её государственной поддержки на государственном и региональном уровнях. Основной составляющей инновационного процесса должна стать эффективно и прозрачно работающая на национальную экономику сетевая инфраструктура, которая в свою очередь послужит и укреплению должного взаимодействия, кооперации с партнерами дальнего и ближнего зарубежья на единых принципах и механизмах, международных форматах и стандартах сетевой экономики.

    Мировые тенденции и поставленные Президентом РТ стратегические цели в сфере экономики диктуют необходимость ускоренного формирования региональных и отраслевых сетевых структур в Таджикистане с участием предприятий и регионов, готовых к освоению международных стандартов, с проверкой компетентности их персонала согласно европейским и международным нормам. Самостоятельное формирование национального института независимых, авторитетных экспертов и сетевой экономики (консорциумы, холдинги и прочие кооперативные объединения субъектов рынка), в свою очередь, создаст условия для практической реализации промышленно-инновационной политики Таджикистана на базе профессионального использования современных сетевых принципов организации, структурирования и сертификации субъектов рынка и персонала. Это положительно скажется также на эффективности реализации инновационных программ, повышении текущей и перспективной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий, регионов и Республики в целом.

    Международная сертификация субъектов рынка и их персонала - неотъемлемая составляющая современных инвестиционных процессов, повышения капитализации и конкурентоспособности предприятий, экономик стран в целом. Международная сертификация получает широкое распространение в мире в качестве инструмента повышения качества продукции и услуг. Сертификация всей цепочки системы менеджмента качества (СМК) - от кредитора и производителя до потребителя продукции и услуг, в соответствии с международными стандартами в рамках сетевой организации, устраняет барьеры между странами, обеспечивая развитие бизнеса за счет прямых поставок наиболее "длинных" и дешевых ресурсов, взаимно и значительно при этом снижая издержки, а, следовательно и стоимость заемных ресурсов и инвестиций.

    Сертифицированные на должном уровне СМК позволяют  Таджикистанскому предпринимательству встраиваться в мировые процессы поставки финансовых ресурсов, товаров и услуг. Соответствие СМК предприятий требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 служит в современной экономике основным доказательством конкурентоспособности продукции и услуг, готовности предприятия (фирмы) предложить их в нужном количестве. СМК становится основой рыночного технического регулирования ответственности за поставку качественной, безопасной продукции (услуг), регулирования, распределения и снижения рисков.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Закон РТ от 09.12.2004 №72 "О защите прав потребителей".
    2. Закон РТ от 13.12.1996 №313 "О сертификации продукции и услуг".
    3. Закон РТ от 14.12.1996 №333 "О стандартизации".
    4. Закон РТ от 15.05.1997 №435 "Об обеспечении единства измерений".
    5. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. - М.: Издательство "Ось-89", 2000.
    6. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. ИНФРА – М, 2009. –207 с. - ( Серия " Вопрос – Ответ")
    7. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. "Феникс". 2008. 255с.
    8. Ерасова Е.А. Конкурентноспособность в современной экономике. Вопросы теории и практике. Спб: ОЦЭиМ. 2006
    9. Ерасова Е.А. Международная стандартитазиция как фактор повышения конкурентноспособности национального производства в евразийском экономическом сообществе.
    10. Ерасова Е.А. Экономические и правовые проблемы продовольственной безопасности России.
    11. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации — Стратегическое направление повышения конкурентноспособности российской экономики.
    12. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации – стратегическое направление повышения конкурентоспособности. Статья. Проблемы современной экономики. 2004. № 1/2 (9/10).
    13. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации как условие повышения конкурентоспособности экономики и вступления России в ВТО. Современное состояние и перспективы развития международной торговой системы. Материалы международной научно-практической конференции./ Под ред. В.И.Капусткина. СПб. 2004.
    14. Ерасова Е.А. Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения. Статья. Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 1. 2006
    15. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 2009
    16. Ильенкова С. Д. Управление качеством: учебник / Ильенкова Н. Д., Мхитарян В. С., Ягудин С. Ю., Воронина Э. М.; под ред. С. Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004
    17. Крылова Г. Д. "Основы стандартизации, сертификации, метрологии". Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 2009.
    18. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2009
    19. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2008
    20. Латышев М.В., Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003.
    21. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров. М,: ТОО "Люкс-арт". 2008
    22. Мигин С.В. Актуальные вопросы реализации реформы технического регулирования в Российской Федерации. - М.: НИСИПП, 2008.
    23. Мишин, Виктор Михайлович. Управление качеством: учебник для студ. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
    24. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-е издание, дополненное и переработанное, М.: ОАО Издательство "Экономика", 2008
    25. Сергеев, Алексей Георгиевич. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие для вузов. - [2-e изд., перераб. и доп. ]. - М.: Логос, 2005.
    26. Стандартизация и управлением качеством продукции. / В.А. Швандар, В.П.Панов, Е.М.Купряков и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
    27. Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России. 2009
    28. Фомин В. Н., Чиннов И. Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация, М.: Центр экономики и маркетинга, 2008
    29. Шишкин И. Ф. "Метрология, стандартизация и управление качеством". Учебник. М.: Издательство стандартов. 2007

    Информация о работе Совершенствования стандартизации и сертификации на международном и региональном уровнях управления