Совершенствования стандартизации и сертификации на международном и региональном уровнях управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:28, реферат

Описание

Цель данной работы – установить роль международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
Задачи работы:
Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
Определить степень соответствия национальных стандартов с международным.

Содержание

Введение
Глава 1. Международная стандартизация и сертификация в современной экономике
1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования
1.2 Национальные и международные стандарты
1.3 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике Республике Таджикистан
Глава 2. Пути совершенствования стандартизации в РТ
2.1 Закон РТ "О техническом регулировании в РТ": задачи и проблемы

Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферати дохилшави.docx

— 61.96 Кб (Скачать документ)

Включение в хозяйственный оборот инновационного потенциала РТ зашло в тупик без использования новейших инвестиционных механизмов, значительно снижающих издержки и риски. Основной составляющей инновационного процесса должна стать эффективно работающая на национальную экономику сетевая инфраструктура. Эффективное и профессиональное использование наукоемкой продукции РТ невозможно и без должной оценки, а также отмены налога на имущество с объектов интеллектуальной собственности, препятствующих должной формализации (секьюритизации – перевода в ценные бумаги), со масштабному введению в финансово-хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

  •  

  • 1.3 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике РТ

  •  

    Согласно Закону РТ "О техническом регулировании" под сертификацией понимают ─ форму подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров. Под сертификатом рассматривают документ, удостоверяющий соответствие товара (услуги) требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров. Система сертификации представляет собой совокупность правил выполнения работ по сертификации и правил функционирования этой системы.

    Стремление  к введению национальных систем сертификации было связано с тем, что, с одной  стороны, она защищает потребителя  от небезопасной и экологически нечистой продукции, а с другой - затрудняет доступ на национальные рынки изделий  иностранного производства, так как  требует от экспортеров дополнительных длительных испытаний на соответствие продукции национальным стандартам. Такие дорогостоящие испытания  под силу только крупным фирмам, что давало им определенные преимущества.

    Различия  в национальных стандартах и других нормативных документах, а также  процедурах проведения сертификации превращают их в так называемые технические  барьеры международной торговли. В то же время, сертификация стала необходимым условием экспорта продукции, хотя и требует больших затрат времени и средств на ее осуществление.

    Существование большого количества национальных систем сертификации в странах Западной Европы, а также появление региональных систем сертификации в Европе и Америке, основанных на нормативных документах этих стран и гармонизированных  стандартов регионов, привело к тому, что однородная продукция оценивалась в разных странах различными методами.

    Формирование  высокоэффективной и социально-ориентированной  рыночной экономики предполагает создание гибкого и надежного механизма  защиты прав потребителей и поддержки  отечественных товаропроизводителей. При этом необходимо решить несколько  принципиальных задач:

    • добиться коренного повышения качества и безопасности продукции и услуг;
    • успешно осуществлять интеграцию отечественной экономики в мировую систему, добиться улучшения условий доступа республиканских товаров и услуг на зарубежные рынки путем вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Принимая условия ВТО нужно не допустить ущемления интересов таджикских производителей товаров и услуг;
    • разработать гибкую систему безопасности потребителя продукции и услуг при усилении ответственности производителей и поставщиков за некачественную продукцию;
    • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках.

    На решение  этих задач и нацелено подтверждение  соответствия продукции или услуг (обязательное - в виде декларации о  соответствии или обязательной сертификации или добровольное - в виде добровольной сертификации). Закон "О техническом  регулировании" определил, что подтверждение  соответствия осуществляется в целях:

    • удостоверения соответствия ОТР техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
    • содействия в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
    • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на внутреннем и международном рынках;
    • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РТ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

    Юридическую базу для подтверждения соответствия обеспечил закон "О техническом  регулировании". В законе определены цели, принципы и формы подтверждения  соответствия, порядок проведения сертификации и организационные основы, условия  ввоза импортной продукции. В  соответствии с законом от 01.01.2010 "О техническом регулировании", сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции ОТР требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.


    Документ, удостоверяющий соответствие объекта этим требованиям, носит  название сертификата соответствия. С целью информирования потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, используется знак обращения на рынке, который в установленном порядке обозначается на упаковке промышленной продукции. Постановлением Правительства РТ от 19.05.2007 "О знаке и маркировки товаров" утверждено описание, изображение и варианты обозначения знака обращения на рынке, предназначенного для маркирования продукции, которая соответствует требованиям технических регламентов, и вариантов его изображения. Органом по сертификации является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. 13


    Системы обязательной сертификации создаются государственными органами исполнительной власти при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами.

    Некоторые из участников сертификации обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для  них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности. Такой порядок  требует всесторонней предварительной  проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация  осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям. В систему сертификации могут  входить несколько систем сертификации однородной продукции. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном порядке, Агентство по стандартизации, метрологии, сертификации и Торговой Инспекции в соответствии с настоящим Законом:

    • Формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РТ и опубликовывают официальную информацию о них;
    • Проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РТ;
    • Опубликовывает официальную информацию о действующих в РТ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
    • Готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
    • Представляет в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган РТ по сертификации."

    Совмещение  полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации, а также органа полномочий на аккредитацию и на сертификацию. Организационную основу подтверждения соответствия составляют: государственный орган исполнительной власти по техническому регулированию, функции которого в настоящее время осуществляет Агентство Таджикстандарт РТ; испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке и выполняющие функции третьей стороны (т. е. не зависящей от заявителя, осуществляющего обязательную сертификацию, от государственного органа по сертификации), а также органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

    Государственный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия, определяет порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за их представление. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предъявлять аккредитованным лабораториям сведения о заявителе. На основании представленных лабораторией протоколов испытаний орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

    Государственный контроль (надзор) осуществляется органами государственной власти и субъектов Республике Таджикистан исключительно за соблюдением требований технических регламентов в отношении ОТР и только на стадии обращения продукции. Органы госнадзора имеют право выдавать предписания об устранении требований технических регламентов в определенный срок вплоть до решения о запрете передачи продукции; о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения и др.; приостановки или прекращения действия декларации или сертификата соответствия, а также привлекать изготовителя к ответственности в соответствии с законодательством РТ. Подтверждение соответствия применяется независимо от страны и места происхождения ОТР и лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами и т.д.

    В соответствии с законом РТ "О техническом регулировании" от 01.01.2010, полученные за пределами территории РТ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований, испытаний и измерений признаются в соответствии с международными договорами. При этом соответствующие документы на такую продукцию должны быть представлены в таможню одновременно с таможенной декларацией. Форма подтверждения соответствия определяет порядок документального удостоверения продукции или иных объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

    Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

    • принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
    • обязательной сертификации.
    • приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое по требованиям технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях.

    Обязательное  подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных  соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям. Объектом обязательного  подтверждения соответствия (сертификации или декларирование соответствия) может  быть только продукция, выпускаемая  в РТ. Формы и схемы подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска не достижения целей технических регламентов третьей стороной (не зависящей ни от изготовителя или поставщика, ни от потребителя продукции).

    Декларация  о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения  соответствия. Для повышения гибкости процедур подтверждения соответствия в технических регламентах рекомендуется  устанавливать для одной и  той же продукции обе формы  подтверждения соответствия, исходя из требований технического регламента и вида продукции. При этом подтверждение  соответствия в форме сертификации обязательно производится только третьей стороной, в то время как декларирование соответствия может производиться на основе собственных доказательств; доказательств, полученных при участии органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лабораторией (третья сторона).

    В большинстве  западных стран функции третьей  стороны выполняют независимые  испытательные лаборатории, работающие по заказам обществ потребителей, а иногда и самих изготовителей  продукции. Результаты испытаний (исследований), полученные в такой лаборатории, как правило, никогда и никем  не оспариваются. Отрицательное заключение, сделанное в независимом центре, может заставить производителя  отказаться от выпуска продукции, даже если исследование производилось по заказу самого производителя.

    Обязательная  сертификация осуществляется только органом  по сертификации, который для этой цели привлекает на договорной основе испытательные лаборатории (центры), принимает решение о выдаче сертификата  соответствия, ведет реестр выданных сертификатов, приостанавливает или  прекращает действие сертификатов.

    Информация о работе Совершенствования стандартизации и сертификации на международном и региональном уровнях управления