Совокупное предложение и его модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

В условиях глобального финансово-экономического все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.1. Определение совокупного предложения
1.2. Кривая совокупного предложения
2. МОДЕЛИ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1. Классическая модель совокупного предложения
2.2. Кейнсианская модель совокупного предложения
3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 439.00 Кб (Скачать документ)


2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ             

1. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ             

1.1. Определение совокупного предложения             

1.2. Кривая совокупного предложения             

2. МОДЕЛИ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ             

2.1. Классическая модель совокупного предложения             

2.2. Кейнсианская модель совокупного предложения             

3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              26


ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях глобального финансово-экономического все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном  и  денежном  рынках  экономика  развивается  бескризисно.

Совокупное предложение отражает агрегированное поведение хозяйствующих субъектов в конкрет­ных условиях, оно объем ВВП в реальных экономических условиях. Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса экономика зачастую «сжимается», совокупный спрос снижается что обуславливает снижение совокупного предложения (снижение ВВП страны). От положительного решения вопроса о стимулировании совокупного спроса и повышении совокупного предложения напрямую зависит благосостояние любого государства и мировой экономики в целом.

Предметом исследования является совокупное предложение в рамках макроэкономической модели AD-AS. Объектом исследования является процесс достижения макроэкономического равновесия в процессе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Целью исследования является рассмотрение совокупного предложения государства с позиции различный моделей: классической и кейнсианской. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

      определить понятие совокупного предложения

      рассмотреть кривую совокупного предложения на различных участках

      проанализировать совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

      рассмотреть 2 модели совокупного предложения: кейнсианскую и классическую модели

      рассмотреть процесс установления макроэкономического равновесия с позиции кейнсианской и классической теорий

При написании работы использованы учебные пособия таких авторов, как И.М. Лемешевский, Т.А. Агапова, Э. Долан, К.Р. Макконелл и др.

 


1. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

1.1. Определение совокупного предложения

 

Сектору домашних хозяйств традиционно противостоит сектор бизнеса, который производит, предлагает и поставляет на национальный рынок различные экономиче­ские блага.

Совокупное предложение есть масса конечного продукта в стоимостном выражении, которая произведена производите­лями и предложена для продажи при сложившемся уровне цен.

Совокупное предложение (AS — aggregate supply) отражает агрегированное поведение хозяйствующих субъектов в конкрет­ных условиях. Чтобы установить природу совокупного предложе­ния, нужно выяснить движущие мотивы предпринимательской деятельности. Принимая решение о наращивании объема выпус­ка, предприниматели сравнивают совокупные издержки и сово­купные доходы, предельные издержки и предельный доход. Основным стимулом их деловой активности высту­пает присвоение прибыли как пофакторного дохода. [5, с. 287]

Другими словами, совокупное предложение отражает объем ВВП в реальных экономических условиях. Совокупное предло­жение показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен на внутреннем национальном рынке.

Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.

Конечно, факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране. [6, с. 303]

Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен. Форма кривой по-разному интерпретируется в кейнсианской и классической экономических школах. Об этом речь пойдёт в следующем разделе. [4, с. 157]

 

1.2. Кривая совокупного предложения

 

Графическая модель совокупного предложения – кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

По вертикали традиционно откладывается уровень цен, а по горизонтали — объем реального ВВП (Y). На рис. 1.1 видно, что кривая совокупного предложения А8, через объем выпуска, отражает возможный уровень деловой активности сектора биз­неса в конкретных экономических условиях. В качестве таких условий выступают разные значения общего уровня цен в наци­ональной экономике. Получается, что чем выше уровень цен, тем сильнее желание производить больше продукции. [4, с. 157]

Рис. 1.1. Кривая совокупного предложения и её сдвиг [4, с. 158, рис. 6.4.]

Следовательно, кривая АS выступает как геометрическое место точек «соответствия» того или иного уровня реального объема ВВП каждому из возможных уровней национальных цен.

Безусловно, объем национального выпуска (Y) всегда зави­сит от фазы экономического цикла. Необходимо учитывать воздействие на национальное производство не одного, а комплекса факторов. Вместе с тем само положение кривой АS в простран­стве фиксирует тот факт, что национальное производство никог­да не опускается ниже определенного критического уровня (так называемое «дно кризиса»). В противном случае не избежать катастрофы страны как государственного образования (на рис. 1.1 см. значение Y1).

Данное обстоятельство следует учитывать при оценке ситуации, которая складывается в кризисный период. Так, затухание темпов кризисного снижения объемов производства иногда может высту­пить признаком не стабилизации, а всего лишь того горького обстоятель­ства, что национальная экономика, в конце концов, достигла «кризисного дна», ниже которого она не может опуститься просто физически.

Одновременно кривая совокупного предложения АS обна­руживает существование объективных пределов экономическо­го роста, детерминированных ограниченностью ресурсов и со­стоянием технологического способа производства, когда имеем дело с так называемой экономикой полной занятости (см. зна­чение Y* на рис. 1.1).

Между двумя данными крайними полюсами (Y1 и Y*) и на­ходится та зона, где возможны различные варианты реального экономического равновесия. [4, с. 158]

Кривая совокупного предложения АS своей конфигурацией отражает изменение издержек производства, приходящихся на единицу национального продукта. Обнаружива­ется общая закономерность: вслед за ростом издержек производства для их покрытия требуется и более высокий уровень цен.

Кривая совокупного предложения базируется на функции производственных затрат. Понимание данного обстоятельства заставляет обратить внимание на те факторы, которые определяют наклон кривой А8, а также ее перемещение в пространстве. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:

      изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение уве­личивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложе­ние,

      изменение в технологии или производительности - рост производительности труда увеличивает объем производства и тем са­мым совокупное предложение,

      изменение правовых норм (налоги, субсидии) - если налоги вырастут, то из­держки увеличатся, совокупное предложение сократится.

Имеющее место повышение цен на импортируе­мые энергоносители и сырье (достаточно актуальная тема для белорусской экономики) неизбежно ведет к росту внутренних издержек производства, а это сокращает прибыль предприятий, неизбежно провоцирует повышение цен (инфляция издержек производства). В итоге нужно быть готовым к тому, что кривая совокупного предложения сдвинется влево и вверх, что графически отразит последующее сокращение объема выпуска и занятости. [4, с. 158-159]

Наоборот, появление новых технологий, позволяющих более рацио­нально использовать имеющиеся ресурсы, способно заметно сократить из­держки производства на единицу национального продукта. В итоге кривая АS уйдет вправо. Это означает, что при том же уровне цен отечественные производители будут готовы увеличить объем совокупного предложения. [1, с. 128-129]

Таким образом, сдвиг кривой АS в ту или иную сторону оз­начает, что в стране существенно изменяются экономические условия хозяйствования. Кроме обозначенных выше факторов следует учитывать воздействие на совокупное предложение гео­политических изменений, научно-технического прогресса, ин­теллектуального потенциала нации, состояние имеющегося производственного аппарата, внедряемых моделей управления, наличие или отсутствие экономических преобразований. [4, с. 159]

На кривой АS принято выде­лять три основных участка (см. рис. 1.2).

Рис. 1.2. Основные участки кривой совокупного предложения AS [4, с. 159, рис. 6.5.]

1. Горизонтальный, до точки А. На данном отрезке кривой АS даже небольшое увеличение уровня цен (Р) вызывает замет­ный прирост объема выпуска. В качестве материальной пред­посылки для столь высокой эластичности кривой АS выступа­ют    наличие    свободных производственных    мощностей, доступность сырьевых ресурсов по цене и объему, относитель­ная стабильность цен на факторы производства.

Безусловно, и на данном отрезке кривая АS отражает повы­шение уровня издержек производства. Но наличие эффекта положительного масштаба позволяет сдерживать темпы роста издержек производства и не оказывать повышающее воздей­ствие на уровень цен в условиях достаточно сильной рыночной конкуренции.

2. Восходящий, от точки А и до точки В. Наращивание объе­ма выпуска (Yв) происходит только при условии существенно­го подъема уровня цен.

Дозагрузка менее эффективного оборудования, исчерпание в основных отраслях национальной экономики положительно­го эффекта масштаба производства, приобретение факторов про­изводства на менее выгодных условиях — все это сопровожда­ется неизбежным повышением издержек производства. А это в свою очередь предопределяет повышение уровня цен, что соот­ветствует модели «инфляция издержек производства».

3. Вертикальный, от точки В и далее, что соответствует так называемой «экономике полной занятости» (Y*). [4, с. 160]

После прохождения точки В приходится считаться с тем, что резервы национального производства при имеющейся тех­нологической и ресурсной базе окончательно исчерпаны. Повы­шение уровня цен уже не вызывает более или менее заметного прироста объема национального производства. Вместе с тем на­циональный рынок — это совокупность различных рынков: продуктовых, факторных и т. п. Поэтому исчерпание резервов наращивания объема совокупного предложения в разрезе отрас­лей протекает неравномерно.

С учетом той инертности, которая традиционно присуща «полюсу предложе­ния», в макроэкономике принято выделять краткосроч­ный (обычно 2-3 года) и долгосрочный периоды (более 3-х лет). Рассмотрим все аспекты долгосрочного и краткосрочного периодов подробнее.

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятий, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности. [9, с. 202]

Информация о работе Совокупное предложение и его модели