Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 01:34, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей современного типа денежных систем.
Для решения этой цели нужно рассмотреть, как государство справляется с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежного регулирования необходимо применять в условиях сегодняшнего финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сделать анализ денежной политики государства, ее цели и методы;
- рассмотреть основные инструменты, которые регулируют денежный рынок России;
- охарактеризовать механизм осуществления денежной системы;
- проанализировать тип денежной системы в России.
Введение
Глава 1. Понятие денежной системы страны. Ее состав и структура
1.1 Понятие денежной системы
1.2 Состав и структура денежной системы
Глава 2. Анализ и характеристика типов денежных систем
2.1 Эволюция золотомонетного стандарта. Золотослитковый и золотодевизный стандарт
2.2 Современный тип денежной системы
2.3 Денежная система в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет
Заочная форма обучения
с использованием дистанционных образовательных технологий
Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
Тема «Современная денежная система и денежная политика государства»
Студент Преображенская О. В.
Группа ЭКбз-0901Д
Преподаватель Яковлева З. Н.
«25» января 2013г.
Тольятти 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие денежной системы страны. Ее состав и структура
1.1 Понятие денежной системы
1.2 Состав и структура денежной системы
Глава 2. Анализ и характеристика типов денежных систем
2.1 Эволюция
золотомонетного стандарта.
2.2 Современный тип денежной системы
2.3 Денежная система в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Деньги – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная денежная система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В нашей стране написано много научных работ и учебников по денежной системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свой анализ всех составных частей денежной системы, рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, денежной системе.
В своей курсовой работе я рассмотрю также и изменения, которые могут повлиять на денежную систему, её состав и структуру в связи с принятием новых законов.
Объект исследования – денежная система.
Предметом исследования являются особенности типов денежной политики государства.
Целью работы является выявление особенностей современного типа денежных систем.
Для решения этой цели нужно рассмотреть, как государство справляется с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежного регулирования необходимо применять в условиях сегодняшнего финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сделать анализ денежной политики государства, ее цели и методы;
- рассмотреть основные инструменты, которые регулируют денежный рынок России;
- охарактеризовать механизм
осуществления денежной
- проанализировать тип денежной системы в России.
Теоретическая основа исследования. Данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока. В трудах Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги – широко освещается проблема финансовых институтов, взаимосвязь рынка и денег, высказываются мнения различных авторов на данную проблематику.
В работе Яснопольского
Н. П. О государственном
Считается, что понятие денежной системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать денежная система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации
к изменениям на внешних
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Денежная система представляет
собой установленную
Национальные денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Становление денежных систем в данный период исторического развития является необходимой закономерностью, отвечающей условиям товарного производства. Становление всеобъемлющих товарно-денежных отношений требует устойчивого денежного обращения.
Имея ввиду денежную систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.1
Деньги являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования.
Денежную систему будем
Сгруппированные по определенному признаку денежные отношения образуют денежную систему. Денежные отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе денежных отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
Таким образом, денежная система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Денежная система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства.
Структура денежной системы – это совокупность её элементов и связей между ними.
Сферы и звенья денежных отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую денежную систему. Последняя имеет следующий вид.3
Денежная система
Централизованные Децентрализованные
финансы финансы
- государственный бюджет - финансы коммерческих предприятий
- внебюджетные фонды - финансы некоммерческих предприятий
- государственный кредит - финансы общественных объединений
- страхование
а) социальное
б) личное
в) имущественное
г) страхование ответственности
д) страхование
Разграничение денежной системы на
отдельные звенья обусловлено различиями
в задачах каждого звена, а
также в методах формирования
и использования
Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Функции денежной системы:
- денежная – эмиссия, обращение, расчеты;
- налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;
- бюджетная – превращение налогов в доходы, последних – в расходы;
- контрольно-надзорная – надзор за финансовыми институтами;
- государственного кредита – управление государственным долгом.
Но возможен и организационный аспект, когда денежная система рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной власти.
Денежная система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:
Федеральное Собрание - Федеральные Конституционные законы, федеральные законы;
Президент РФ – Указы Президента РФ;
Правительство РФ – Постановления Правительства РФ;
Федеральное Министерство – приказ и т.д.
Существует несколько типов финансовых институтов (ФИ):
- ФИ1 (создаются государством)
- ФИ2 (создаются населением под руководством государства);
- ФИ3 (саморегулирующиеся организации).
Сами финансовые институты могут рассматриваться на разных уровнях:
Федеральный - представлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов
Субъектный - представлен
субъектными финансовыми
Муниципальный – местные финансовые институты, муниципальные образования.
В современных условиях в системе государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.
Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ формально не входит в Правительство РФ):
1. Центральный Банк РФ (Центральный аппарат (ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры);
2. Министерство финансов
РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные
3. Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции + Управление МНС по субъекту)
4. Государственный таможенный комитет (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ)
5. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение)
6. Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение)
7. Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды
Полуфинансовый блок:
1. Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ
2. Федеральная энергетическая комиссия
3. Федеральная служба финансового оздоровления
4. Российское агентство по государственным резервам
Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.
В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):
- государственных и
- финансов хозяйствующих
Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.
Так, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.
Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие денежные отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.
Информация о работе Современная денежная система и денежная политика государства