Современная денежная система и денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 01:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление особенностей современного типа денежных систем.
Для решения этой цели нужно рассмотреть, как государство справляется с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежного регулирования необходимо применять в условиях сегодняшнего финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сделать анализ денежной политики государства, ее цели и методы;
- рассмотреть основные инструменты, которые регулируют денежный рынок России;
- охарактеризовать механизм осуществления денежной системы;
- проанализировать тип денежной системы в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие денежной системы страны. Ее состав и структура
1.1 Понятие денежной системы
1.2 Состав и структура денежной системы
Глава 2. Анализ и характеристика типов денежных систем
2.1 Эволюция золотомонетного стандарта. Золотослитковый и золотодевизный стандарт
2.2 Современный тип денежной системы
2.3 Денежная система в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Каждая сфера денежной системы  в свою очередь имеет структурные  элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным денежной системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка денежных отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает  влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.

Участниками товарного производства также выступают ПБОЮЛ (предприятия  без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий  понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:

- финансы коммерческих организаций;

- финансы некоммерческих организаций;

- финансы ПБОЮЛ.

Центральное место в денежной системе  любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Сфера финансов государственные и  муниципальные финансы состоит  из двух звеньев:

1) финансы государственного бюджета;

2) финансы внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд –  это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Таким образом, в состав денежной системы  входят две крупные сферы и  звенья, входящие в их состав.

 

Глава 2. Анализ и  характеристика типов денежных систем

2.1 Эволюция золотомонетного стандарта. Золотослитковый и золотодевизный стандарт

 

В то время как в  эпоху домонополистического капитализма  в различных капиталистических  странах существовали разнотипные  денежные системы, в эпоху империализма во всех главнейших капиталистических странах установилась однотипная денежная система - золотой монометаллизм. В новых исторических условиях золотой монометаллизм был поставлен на службу требованиям основного экономического закона монополистического капитализма.

Золотой монометаллизм  отнюдь не препятствовал монополиям повышать цены на свои товары и через  механизм монопольных цен извлекать  максимальные прибыли. Золотой монометаллизм  был использован для закабаления  и систематического ограбления народов колониальных и зависимых стран. Как было уже отмечено выше, золотой монометаллизм в немалой мере способствовал развитию международной торговли и росту вывоза капитала, но как через механизм внешней торговли, так и через механизм вывоза капитала монополии империалистических стран подвергают эксплуатации и ограблению трудящиеся массы колониальных и зависимых стран.

Типичными чертами колониально-зависимых  типов денежных систем являются:

1) прикрепление валют колониальных стран к валютам метрополий;

2) установление курса  валют колониальных стран на  уровне, выгодном для иностранных  монополий;

3) монополизация выпуска  знаков стоимости иностранными  банками4.

Прикрепление колониальных валют к валютам метрополий выражается в том, что для колониальных валют вводится размен на валюты империалистических стран.

Превращая колониальные валюты в вассальные по отношению  к валютам метрополий, империализм  берет в свои руки «регулирование»  курсов колониальных валют, причем устанавливает  их на таком уровне, чтобы облегчить своим монополиям вывоз товаров и капиталов в колониальные и зависимые страны и получение максимальной прибыли.

Одним из способов обеспечения  господства метрополий над денежными  системами колоний явился захват в руки иностранных банков монопольного права на выпуск банкнот в колониях.

Противоречивый характер развития денежных систем в эпоху  империализма выражается в том, что, с одной стороны, с переходом  к империализму система золотого монометаллизма получает распространение  в мировом масштабе, а с другой - создаются и развиваются предпосылки для подрыва устойчивости денежных систем.

Одним из устоев золотомонетного  стандарта является свободная чеканка  золота и наличие в обращении  золотых монет. Однако все усиливающаяся  неравномерность развития капиталистических стран приводит к все возрастающей неравномерности распределения мировых золотых запасов.

Уже к концу 1913 г. 2/3 всего  мирового запаса монетарного золота, составлявшего свыше 10 млрд. долл., приходилось  на долю 5 стран - США, Англии, Франции, Германии и России. Но сосредоточение подавляющей доли мировых золотых запасов у небольшой кучки крупных империалистических держав означало одновременно узость золотой базы денежного обращения в ряде других стран, что ослабляло их денежные системы. В самих крупнейших капиталистических странах наблюдается относительное сокращение золотого обращения при все большем сосредоточении золотых запасов в центральных эмиссионных банках. Сужение базы золотого обращения подтачивает один из устоев золотомонетного стандарта.

Другим его устоем являлся беспрепятственный размен знаков стоимости на золотые монеты. Условием поддержания такого размена служит наличие достаточного золотого запаса и выпуск знаков стоимости в ограниченном количестве, соответствующем потребностям оборота в деньгах. Но борьба держав за передел мира, бешеный рост милитаризма, подготовка и ведение мировых войн вызывают колоссальное увеличение государственных расходов и государственных долгов. В связи с этим государства прибегают к использованию эмиссии бумажных знаков как средства финансирования военных расходов, что подрывает возможность свободного размена знаков стоимости на золото.

Характерный для этой эпохи картельный протекционизм, приходящий на смену свободной торговле, препятствует выравниванию цен на мировом рынке. Высокие таможенные барьеры ставят преграды свободному ввозу и вывозу товаров, что ограничивает в известной мере и свободное передвижение золота на мировом рынке. Создаются все большие предпосылки для превращения валют отдельных стран в «замкнутые» валюты, не могущие свободно превращаться в мировые деньги.

Рост внешней задолженности  колониальных и зависимых стран  увеличивает бремя их платежей империалистическим странам и ведет к дефицитности их платежных балансов, а крайне неравномерное распределение мировых золотых запасов препятствует покрытию этого дефицита вывозом золота.

Резкое обострение экономических  кризисов отражается и на платежных  балансах империалистических стран, которые  в периоды острых кризисов внезапно лишаются большой части своих золотых запасов, что подрывает возможность бесперебойного размена знаков стоимости на золото и порождает тенденцию воспрепятствовать свободному вывозу золота или даже совершенно запретить его5.

Только с наступлением кратковременного этапа относительной, частичной стабилизации капитализма (1924-1928 гг.) в ряде европейских стран  были предприняты попытки возврата к золотому стандарту. Но в условиях общего кризиса восстановление прежней, «классической» формы золотого монометаллизма со свободной чеканкой золота и свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты оказалось невозможным.

Вместо довоенного золотомонетного  стандарта были введены новые  формы золотого стандарта:

1) золотослитковый стандарт, при котором банкноты подлежат размену только на золото в слитках (а не на золотые монеты), к тому же с существенными ограничениями;

2) золотодевизный стандарт, при котором банкноты размениваются не непосредственно на золото, а на валюту других стран, могущую в свою очередь быть обмененной на золото.6

Золотослитковый стандарт был введен в Англии (в 1925 г.) и  во Франции (в 1928 г.), большинство же стран, включая Германию (в 1924 г.), Австрию, Данию, Норвегию и др., ввело у  себя золотодевизный стандарт.

Другой причиной перехода к новым формам золотого стандарта было стремление государств к централизации золота как важного военно-финансового ресурса. Поэтому даже те европейские государства, которые к моменту проведения ими послевоенных денежных реформ обладали сравнительно крупными золотыми запасами (Англия и Франция), приняли меры к тому, чтобы заранее централизовать эти запасы, изъять золото из обращения и держать его в состоянии боевой готовности в центральных банках.

Новые формы золотого стандарта не имели той устойчивости, как довоенная система золотомонетного стандарта, и были проявлением глубокого кризиса денежной системы.

Во-первых, золотослитковый  и золотодевизный стандарт представляли собой золотой стандарт без золотого обращения, следовательно, являлись урезанным золотым стандартом.

В то время как при  золотомонетном стандарте золото выполняло  все функции денег, при золотослитковом  и золотодевизном стандартах оно  было лишено возможности выполнять  одну из важнейших функций - функцию  средства обращения.

При золотом обращении  количество денег в обращении  стихийно приспособляется к потребностям оборота в деньгах - путем перехода денег из обращения в сокровище  и наоборот; ликвидация же свободной чеканки золота и отмена золотого обращения нарушили стихийный механизм регулирования денежного обращения.

Что касается золотодевизного  стандарта, то при нем непосредственное превращение банкнот в золото становилось вообще невозможным, так  как в качестве посредствующего  звена между банкнотами и золотом  выступала иностранная валюта. Таким образом, новые формы золотого стандарта урезали обратимость банкнот в золото, что ослабило устойчивость денежной системы.

2.2 Современный тип денежной системы

 

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия системы безналичных расчетов и денежной системы. На самом деле денежная система на современном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов. Какие основные элементы должны содержать обе подсистемы как составные части единой денежной системы, можно видеть из рис. 1.

 

Рисунок 1. Принципы организации  денежной системы

денежный система  золотомонетный стандарт

Как видно из рис. 1, первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему. Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

Информация о работе Современная денежная система и денежная политика государства