Современная денежная система и денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 01:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление особенностей современного типа денежных систем.
Для решения этой цели нужно рассмотреть, как государство справляется с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежного регулирования необходимо применять в условиях сегодняшнего финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сделать анализ денежной политики государства, ее цели и методы;
- рассмотреть основные инструменты, которые регулируют денежный рынок России;
- охарактеризовать механизм осуществления денежной системы;
- проанализировать тип денежной системы в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие денежной системы страны. Ее состав и структура
1.1 Понятие денежной системы
1.2 Состав и структура денежной системы
Глава 2. Анализ и характеристика типов денежных систем
2.1 Эволюция золотомонетного стандарта. Золотослитковый и золотодевизный стандарт
2.2 Современный тип денежной системы
2.3 Денежная система в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Управление денежными  системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь  на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют  место), а экономические, когда государство  через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

Принцип прогнозного  планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

Принцип устойчивости и  эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота  платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный  кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денеж­ных средств и др.

Принцип кредитного характера  денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики  денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными  ценностями, золотом и другими  драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

Принцип неподчиненности  центрального банка правительству  и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный  банк может проводить политику, про­тиворечащую  текущим задачам государства, поэтому  центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

Принцип предоставления правительству денежных средств  только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с  рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

Принцип комплексного использования  инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

Принцип надзора и  контроля за денежным оборотом. Государство  через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

В отличие от относительно устойчивой системы золотого монометаллизма, системы неразменного банкнотного и бумажноденежного обращения неустойчивы. При этих денежных системах количество денег в обращении превышает потребности оборота, причем деньги резко обесцениваются под влиянием их избыточного выпуска.

Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно:

- вытеснение золота, как  из внутреннего, так и внешнего  оборотов и оседание его в  золотых резервах (в основном  в банках); золото при этом по-прежнему  выполняет функцию сокровища;

- выпуск наличных и  безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

- развитие безналичного  денежного оборота и сокращение  налично-денежного оборота (в  среднем в мировой экономике  соотношение между наличным и  безналичным оборотами составляет 1:3);

- создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства7.

Существуют две разновидности денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков.

Первая разновидность свойственна административно-распределительной системе экономики. Она имеет следующие характерные черты:

- Сосредоточение денежного  оборота (как безналичного, так  и наличного) в едином государственном  банке.

- Законодательное разграничение  денежного оборота на безналичный  и наличный обороты. При этом  безналичный оборот, как правило, обслуживает распределение средств производства, а наличный оборот – распределение предметов потребления и услуг.

- Обязательность хранения  денежных средств предприятий  на счетах в государственном  банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка наличных денег в кассах предприятий.

- Нормирование государством  расходов предприятий из получаемой  ими выручки наличными деньгами.

- Прямое директивное  планирование денежного оборота  и его составных элементов  как составной части общей системы' государственного планирования.

- Централизованное директивное  управление денежной системой.

- Выпуск денег в  хозяйственный оборот в соответствии  с выполнением государственного  плана экономического развития.

- Сочетание товарного  и золотого обеспечения денежных знаков при приоритете товарного.

- Законодательное установление  масштаба цен и валютного курса  национальной денежной единицы.

Такого типа денежные системы существовали в странах  социалистического лагеря до его  распада.

В большинстве стран  современного мира используется вторая разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков.

Эта разновидность свойственна  странам с рыночной экономикой. Характерные  черты такого типа денежной системы  следующие:

- Децентрализация денежного  оборота между разными банками.

- Разделение функции  выпуска безналичных и наличных  денежных знаков между разными  звеньями банковской системы. - Создание  и развитие механизма государственного  денежно-кредитного регулирования.

- Централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка.

- Тесная взаимосвязь  безналичного и наличного денежных  оборотов при приоритете безналичного  оборота.

- Обеспечение денежных  знаков активами банковской системы (золото, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги).

- Выпуск денежных знаков  в хозяйственный оборот в соответствии  с государственными концепциями  денежно-кредитной политики.

- Система рыночного  установления валютного курса  на основе «корзинки» валют8.

2.3 Денежная система в Российской  Федерации

 

Денежная система России функционирует в соответствии с  федеральными законами «О Центральном  банке РФ (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Эти законы определили правовые основы денежной системы, а также задачи, функции и полномочия БР в организации денежного обращения и денежной системы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль, состоящий из 100 коп. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе, золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

Центральный Банк РФ применительно  к налично-денежному обращению  осуществляет прогнозирование и  организацию производства, перевозки  и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монеты, а также определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В России в настоящее  время денежную массу характеризуют  агрегаты М0, M1, M2, а также используется денежный агрегат М 2Х - «широкие деньги», который равен сумме М2 и всех видов депозитов в иностранной  валюте.

Наличная денежная масса  в обращении России возросла за 2007 г. на 31,43% и 1 января 2008 г. составила 2 трлн.199 млрд. 146,4 млн.руб. По структуре наличная денежная масса на 1 января 2008 г. распределялась следующим образом:

2 трлн.185 млрд.617,7 млн.руб. составили банкноты и 13 млрд. 528,7 млн. руб. – монеты. Банкнот насчитывалось 5 млрд.157,8 млн. экземпляров, а монет – 26 млрд.033,9 млн. экземпляров. По сумме 99,4% всей наличной денежной массы составили банкноты и только 0,6% - монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 83,5%, а банкноты – 16,5%.

Особенность структуры  денежной массы в России, прежде всего, определяют следующие моменты: высокая доля наличных денег, необходимость  учета обращающейся в стране валюты, наличие различных денежных суррогатов. При этом компоненты денежной массы России в значительной степени обособлены, поскольку конвертируемость их друг в друга затруднена, связана с дополнительными затратами и ограничена правовыми нормами.

 

Заключение

 

В курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы состава и структуры денежной системы РФ. Проанализированы системы, предложенные разными авторами. В заключении можно сказать, что все структурные элементы, которые авторы предлагали включить в состав денежной системы, действительно являются её составляющими, вопрос состоял в том, стоит ли выделять эти элементы в отдельные звенья.

В структуре сферы государственных  и муниципальных финансов авторы выделяли такие звенья как: финансы  государственного бюджета, финансы  внебюджетных фондов, федеральные финансы, финансы субъектов федерации, местные финансы, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок. Проведя подробный анализ всех этих звеньев, я пришел к выводу, что в состав муниципальных финансов входит два звена, финансы государственного бюджета и финансы внебюджетных фондов, а остальные элементами являются лишь составляющими этих основных двух звеньев.

Также были рассмотрены изменения, которые влияют на денежную систему. В связи с вступлением в  действие большого количества новых законов в налоговой и бюджетной сферах, меняются финансовые отношения между различными экономическими субъектами, меняется сама структура субъектов, а значит, и денежная система в целом.

В курсовой работе были рассмотрены  типы современной денежной системы. С момента своего возникновения она претерпела большие изменения.

Информация о работе Современная денежная система и денежная политика государства