Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - выявить тенденции и обосновать перспективы развития лесопромышленного комплекса с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру лесопромышленного комплекса как вида экономической деятельности;
- систематизировать факторы и условия функционирования и развития лесопромышленного комплекса на уровне национальной экономики;
- представить систему показателей оценки состояния лесопромышленного комплекса на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития лесопромышленного комплекса в России;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов лесопромышленного комплекса в России;
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования лесопромышленного комплекса
1.1 Лесопромышленный комплекс как вид межотраслевого комплекса: понятие, сущность, структура
1.2 География и качественная оценка лесных ресурсов России
1.3 Показатели оценки состояния лесопромышленного комплекса
2. Анализ современных процессов развития лесопромышленного
комплекса в стране
2.1. Общая характеристика современного состояния лесопромышленного комплекса в России
2.2. Тенденции и факторы развития лесопромышленного комплекса
в России
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов лесопромышленного комплекса в стране
3 Перспективы развития лесопромышленного комплекса в РФ
3.1 Стратегические направления развития лесопромышленного
комплекса в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса
Заключение

Работа состоит из  1 файл

ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС.doc

— 370.50 Кб (Скачать документ)
Наименование 2007 г. 2020 г.
отчет инерционный вариант инновационный вариант
Структура экспорта продукции лесопромышленного комплекса      
Лесозаготовки 34,2 3-4 7-8
Обработка древесины и изделия из дерева 39,2 69-70 60-61
Целлюлозно-бумажная продукция 26,6 27-28 31-32
Увеличение  потребления бумаги и картона  на душу населения относительно 2007 года   10 25-30
 

      В таблице 6 представлен прогноз производства основных видов продукции лесопромышленного  комплекса.

Таблица 6 - Производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса28

Наименование 2007 г. 2020 г.

(прогноз)

2020 г.

к 2007 г., %

2020 г.

к 2011 г., %

отчет 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.
Обработка древесины и производства изделий  из дерева, % 106,2 104,9 106,8 224 258 175 195
Пиломатериалы, млн. куб. м 23,2 58,4 77,8 251 335 176 219
Древесноволокнистые плиты, млн. усл. кв. м  402,0 953,1 1732,4 237 330 181 211
Древесностружечные  плиты, тыс. усл. куб. м 5261,0 11038,2 15212,6 209 289 156 197
Фанера, тыс. куб. м 2763,0 6458,6 8527,5 233 297 177 220
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность, % 109,1 103,9 106,8 187 238 154 193
Целлюлоза товарная, тыс. тонн 2418 3668,3 4482,9 151 185 128 149
Бумага, тыс. тонн 4063,0 4414,8 5939,6 108 146 105 137
Картон, тыс. тонн 3496,0 3816,4 4381,3 109 125 105 116
 

      В целях содействия приоритетным инвестиционным проектам по освоению лесов и созданию лесоперерабатывающей инфраструктуры предусматривается финансирование в рамках государственно-частного партнёрства с привлечением средств Инвестиционного фонда и Банка развития.

      За  прогнозируемый период по инновационному сценарию объем произведенной лесобумажной продукции должен возрасти в 4,7 раза, налоговые поступления в бюджет увеличатся в 5,7 раза, производительность труда возрастет в 4,9 раза. 

      3.2 Основные направления  государственной  политики в сфере  лесопромышленного комплекса

      Стратегической  целью развития лесопромышленного  комплекса России является диверсификация и выход из системного кризиса. Низкий уровень вертикальной интеграции предприятий  ЛПК, отсутствие необходимых технологий, оборудования и мощностей, нехватка инвестиционных ресурсов, проводимая таможенная политика во многом предопределили неконкурентоспособность российской продукции переработки древесины на мировом рынке. В этих условиях в марте 2006 г. были приняты постановления Правительства, направленные на ограничение экспорта древесного сырья и развитие мощностей по переработке леса внутри страны.

      С целью ограничения экспорта необработанной древесины с июня 2006 г. был запущен механизм по повышению вывозных пошлин на круглый лес. Так, с 31 мая была увеличена ставка экспортной пошлины на необработанные материалы хвойных пород до 6,5%, но не менее 4 €/м³ (ранее ставка составляла не менее 2,5 €/1 м³). Данное постановление также предусматривало более подробную градацию круглого леса по диаметру.

      В феврале 2007 г. Правительством России было принято постановление, предполагающее дальнейшее планомерное повышение уровня вывозных пошлин на необработанные лесоматериалы. В соответствии с этим постановлением с июля 2007 г. пошлины на экспорт кругляка выросли до 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 €/м³, а с апреля 2008 г . – до 25%, но не менее 15 €/м³. С 1 января 2009 г. ставка экспортной пошлины установлена на уровне 80% от таможенной стоимости круглого леса, но не менее 50 €/м³. Ожидается, что такая внешнеторговая политика приведет к значительному сокращению экспорта необработанных лесоматериалов и росту экспорта продукции более высоких переделов. Действительно, по данным внешнеторговой статистики, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом физические объемы экспорта круглого леса впервые за несколько лет сократились на 3,6% до 49,3 млн. м³. Экспорт обработанных лесоматериалов увеличился на 10% на фоне сокращения экспорта фанеры, целлюлозы и газетной бумаги. При этом необходимо отметить, что стоимостные объемы экспорта увеличились практически по всем позициям.

      Таким образом, повышение экспортных пошлин на круглый лес является одним  из элементов системы мер государственного регулирования, направленных на улучшение  ситуации в российском ЛПК. Однако следует отметить, что реализация этой меры перешла из экономической плоскости в политическую. В частности, ограничение Правительством экспорта круглого леса осложнило и без того непростые переговоры по вступлению России в ВТО, вызвав обеспокоенность со стороны Евросоюза.

      Сокращение  экспорта круглого леса должно быть компенсировано увеличением объемов его переработки. Поэтому одновременно с ограничением экспорта кругляка была установлена  нулевая ставка импортной таможенной пошлины на ввоз технологического оборудования, в том числе и для ЛПК. Кроме того, Правительство ввело нулевые ставки на экспорт пиломатериалов и отдельных видов целлюлозно-бумажной продукции. Такие меры способствует модернизации и повышению конкурентоспособности отдельных производств ЛПК. По оценкам Правительства, для развития ЛПК на ближайшие 12 лет необходимы инвестиции на уровне не ниже 44 млрд. долл.

      Кроме того, с 1 января 2007 г. вступил в действие новый Лесной кодекс, разработана Стратегия развития лесного комплекса России на период до 2020 г., ужесточаются меры борьбы с нелегальной заготовкой древесины. Для решения задачи импортозамещения в сегментах высокомаржинальной продукции за счет создания привлекательных инвестиционных механизмов был создан механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

      Практическая  работа по представлению, рассмотрению и утверждению инвестиционных проектов в области освоения лесов в качестве приоритетных началась в 1 квартале 2008 года.

      За 2008-2010 годы Минпромторгом России было утверждено 95 приоритетных инвестиционных проектов. На сегодня в перечне приоритетных 91 проект с общим объемом инвестиций 406,7 млрд. рублей и расчетной лесосекой 62,3 млн. м³.

        Установлен специальный режим для компаний, инвестирующих в глубокую переработку древесины. Поддержка инвестиционных проектов может осуществляться путем предоставления инвесторам лесных участков без проведения аукциона на срок до 49 лет. Для таких инвесторов предусмотрена льготная арендная плата и возможность получения дополнительных налоговых льгот.

      По  отчетам организаций, реализующих  проекты, за 2009-2010 годы в приоритетные проекты вложено 105,9 млрд. рублей инвестиций. В структуре инвестиций ведущие позиции занимают деревообрабатывающие и плитные производства, на долю которых приходится 53,7 млрд. рублей (55,2 %). В 2009 введены в эксплуатацию 9 объектов из перечня приоритетных с общим объемом инвестиций 25,4 млрд. рублей, расчетной лесосекой 3,6 млн. куб. м. В 2010 году ожидается ввод 12 объектов с объемом инвестиций  48,0 млрд. рублей. Годовой выпуск продукции на введенных за эти годы предприятиях составит 34,3 млрд. рублей, будет создано 6200 рабочих мест29.. Наибольшую активность по включению инвестиционных проектов в перечень приоритетных проявили предприятия Северо-Западного (26), Сибирского (18) и Приволжского федеральных округов (16). Наиболее масштабные проекты представлены Сибирским федеральным округом на сумму 164,5 млн. руб., Северо-Западным – 101,6 млн. руб., Центральным – 66,9 млн.руб. Многие из проектов комплексные, объединяющие в своем составе лесное хозяйство, лесозаготовки, лесопиление и деревообработку, производство древесных плит и фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, выработку тепловой и электрической энергии из древесных отходов и топливных дров. Таким образом,  формируются современные предприятия, готовые к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и минимальным воздействием на окружающую среду.

      Сегодня уже можно говорить, что механизм приоритетных инвестиционных проектов оказался достаточно эффективным, чтобы  изменить лицо отрасли. В то же время  он стал только первым шагом и требует  определенной дополнительной настройки. 

      В долгосрочной перспективе прогнозируется реконструкция существующих и ввод новых мощностей по выпуску продукции  целлюлозно-бумажной промышленности. За счет реконструкции предприятий  планируется увеличение мощности по производству целлюлозы на 800 тыс. тонн, бумаги на 650 тыс. тонн, картона на 500 тыс. тонн. За счет строительства новых предприятий прогнозируется увеличение мощности по производству целлюлозы на 3000 тыс. тонн, бумаги на 900 тыс. тонн, картона на 550 тыс. тонн.

      Развитие  лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков (в 2009 году Правительством Российской Федерации было выделено 2,5 млрд. руб. на строительство лесных дорог, являющихся одним из «узких мест» лесозаготовительной деятельности), повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объемы использования лесов. На рубеже 2020-2025 годов доля использования расчетной лесосеки повысится до 50 процентов, прогнозируется рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины до уровня стран-лидеров (США, Канада и др.).

      Во  время финансового кризиса, как на федеральном уровне, так и на региональных уровнях также были предприняты некоторые попытки по поддержке отрасли. Так,

      1. Постановлением Правительства РФ  от 25.06.2009 № 528 «Об утверждении  Правил предоставления в 2009 г.  из федерального бюджета субсидий  на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями лесопромышленного комплекса в российских кредитных организациях в 2008–2009 гг. на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива» выделено 325 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным организациями лесопромышленного комплекса в российских кредитных организациях в 2008-2009 гг. на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.

      2. Постановлением Правительства Российской  Федерации от 10 марта 2009 г. № 205 утверждены Правила предоставления в 2009–2011 гг. из федерального бюджета российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на техническое перевооружение на срок до 5 лет. На эти цели в бюджете запланированы средства в объеме 1 млрд. руб. Приказом Минпромторга России от 13 апреля 2009 г. № 257 утвержден Порядок организации работы по предоставлению субсидий.

      3. Постановлением Правительства Российской  Федерации от 6 июня 2005 г. № 357 российским  экспортерам промышленной продукции  предусмотрены безвозмездные субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

      На  региональном уровне лишь в ряде субъектов  принимались меры, в том числе  и антикризисные пакеты. Так из краевого бюджета Красноярского края было выделено 900 млн. руб. на поддержку предприятий ЛПК.

      Кроме того, на региональном уровне в условиях кризиса местные власти все большее  внимание уделяли теме перевода энергосистем на возобновляемые источники энергии (Архангельская, Нижегородская, Новгородская области). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса