Современное состояние сельского хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – оценить состояние сельского хозяйства в современной России.
Задачи:
-рассмотреть современное состояние сельского хозяйства;
-выявить проблемы сельского хозяйства.
-выявить перспективы развития сельского хозяйства

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Сельское хозяйство России
. Структура АПК
. История развития АПК в России
. Роль и особенности сельско-хозяйственного производства
. Проблемы сельского хозяйства
ГЛАВА 2. Взаимодействие сельского хозяйства и человека
2.1. Зональная специализация продукции сельского хозяйства по Росии
2.2. Развитие агропромышленной интеграции как важнейшее условие создания социальной инфраструктуры
2.3. Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая Борисова онот.docx

— 74.71 Кб (Скачать документ)

3. Решение проблемы земли и задолженности аграрного сектора.

Задолженность отечественного аграрного сектора в настоящее  время достигла 185 млрд. руб. Это примерно соответствует официальному объему (как представляется, заниженному) годовых продаж хозяйств. Отметим, что в США общая задолженность ферм также примерно соответствует общему объему годовых продаж ферм. Но в России основную массу составляет просроченная краткосрочная задолженность и соответствующие штрафы и пени. А в США доля просроченной задолженности исключительно низка и около половины задолженности является долгосрочной под залог земли и недвижимости. Это, среди прочего, указывает на кардинальное значение наличия рынка (“оборота”) земли и недвижимости для эффективного развития сельскохозяйственного сектора. 

В качестве промежуточного этапа решения этой исключительно  сложной проблемы можно было бы задействовать  долгосрочную аренду и возможность  оборота сельскохозяйственных земель через ее залог. Обе меры нуждаются в детальном законодательном и правоприменительном обеспечении. Без введения механизмов оборота сельскохозяйственной земли и включения ее в качестве интегральной составляющей фермерских активов невозможно существенно повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отечественного аграрного сектора.

4. Резко понизить налоги на производство и переработку продуктов, оставив лишь небольшие налоги в целях учёта и статистики.

Это позволит перейти к  достоверной системе учета. Нынешняя система статистического учета (тесно связанная с задачами сбора налогов) провоцирует массовые искажения (занижение показателей) отчетности. Необходимо перейти к системе сельскохозяйственного учета и отчетности, соответствующей особенностям отечественных сельскохозяйственных предприятий (крупные размеры, большое количество собственников и занятых).

Отдельной задачей является создание государственной системы  рыночной информации. От отсутствия такой  системы страдают, прежде всего, отечественные  сельскохозяйственные производители, которые становятся объектом картельного  сговора крупных торговых компаний. (Целесообразно было бы рассмотреть вопрос о запуске отечественного проекта системы космического слежения за сельскохозяйственными посевами в мире. В стране имеются высококвалифицированные специалисты и накоплен значительный опыт. В настоящее время монополию на этом перспективном высокотехнологичном рынке держит США) .

5. Изменение направлений и характера бюджетной поддержки сельского хозяйства.

За последнее десятилетие  на фоне общего сокращения доли бюджетных  расходов на сельское хозяйство в  совокупных бюджетных расходах (с  примерно 12 до 1%), произошла децентрализация  бюджетной поддержки - в настоящее  время около 2/3 государственных расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку хозяйств. Такая структура поддержки резко отличается от подавляющего большинства стран - членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство приходится на развитие и поддержку рыночной инфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения и др. При отсутствии реальной реструктуризации хозяйств бюджетная поддержка “проедается”. Необходимы: 

- запуск федеральных программ бюджетной поддержки сельского хозяйства;

- переориентация части программ с текущей на меры долгосрочной поддержки аграрно-продовольственного рынка и его инфраструктуры.

6. Создание единого рыночного аграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночной инфраструктуры.

Внутренний аграрно-продовольственный  рынок оказался разделен на множество слабо связанных и нетранспарентных региональных “квазирынков”. Как справедливо замечают экономисты-аграрники, “в настоящее время сложнее экспортировать партию зерна из Краснодара в Вологду, чем из Греции в Финляндию”.  Это связано как с прямыми административными ограничениями на вывоз продукции из регионов, так и с трудностями получения необходимых лицензий и сертификатов, подтверждающих качество и безопасность каждой партии товара. Указанные препятствия существенно увеличивают трансакционные издержки на отечественном рынке, повышают барьеры для входа для малых и средних операторов, уводят в теневой сектор значительную долю поступающего на рынок продовольствия.

7. Общая координация и консолидация мер внутреннего регулирования отечественного рынка с задачами вступления и членства в ВТО.

В настоящее время такой  координации и консолидации не наблюдается. Меры, принимаемые государством для  регулирования отдельных рынков сельскохозяйственной продукции, зачастую не носят комплексного характера, дезориентируют инвесторов и производителей. Региональные власти разрабатывают систему мероприятий, направленных не на облегчение доступа на рынок частных отечественных операторов, а, наоборот, на усиление административного контроля, введение в рамках основных продуктовых сегментов “торговых режимов”, идущих в противоположном от целей вступления в ВТО направлении.

Таким образом, для повышения  эффективности аграрно-продовольственной  системы необходимо принятие ряда серьезных мер. В настоящее время разработаны общие предложения по отдельным элементам государственного регулирования в АПК, которые могли бы заметно оздоровить обстановку в отрасли, но они не реализованы. В частности:

- Новая государственная система кредитно-финансового обслуживания АПК в части предоставления налоговых и иных льгот инвесторам в инфраструктуру сельского хозяйства - производство сельхозтехники, удобрений, совершенствование условий хранения зерна и т.п. Однако до настоящего времени еще не начата разработка соответствующих механизмов.

- Введение новых правил льготирования процентной кредитной ставки при предоставлении заемщикам денежных кредитов любым российским банком. Несмотря на то, что Постановление Правительства подписано и село испытывает огромный дефицит финансов в период уборочных работ, широкомасштабное кредитование еще не начато, не определены до конца его механизмы.

В то же время после кризиса  в результате эффекта девальвации  ситуация на внутреннем аграрно-продовольственном  рынке резко улучшилась без каких-либо дополнительных бюджетных затрат на поддержку сельского хозяйства, и при отсутствии структурных  реформ. Импортные тарифы на ряд  продовольственных товаров даже снижались, а ряд отечественных  товаров стал конкурентоспособным  на мировом рынке. Таким образом, валютно-курсовая политика играет не менее  важную роль, чем специальные меры государства.

 

 

 

 

 

Заключение

Сельское хозяйство –  это совершенно особая сфера производства, главная особенность которого –  наличие земли в качестве основного  средства производства. Земля в отличие от других средств производства – не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены; при правильном ее использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля, являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда.

 В заключение  курсовой  работы сформулированы итоговые  выводы и предложения, вытекающие  из результатов анализа.

1. В современных условиях развитие АПК  страны происходит неоднозначно.  С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью.  Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.

2. Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса.  Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня  и качества жизни сельского населения.

3 .Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе.  Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК.  Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем.  Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов.  Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

4. Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства.  В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агирбов Ю.И. Аграрная реформа и сельскохозяйственный кризис в России (современное состояние и перспективы) // Аграр.наука.-2008.-N 7.-С.3-5
  2. Амосов А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2011 года. // Экономист, № 12, 2011, с.14-20.
  3. Архипов А.И. и др. Экономика. – М., 1998.
  4. Бандурин Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена, / Экономист, 2009,№10.
  5. Беспахотный  Г., Барышников  Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2009, №10.
  6. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 2009. – 492 с.
  7. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, № 6, 2008, с.90-93.
  8. Данкверт С., Дунин И., Гарай В., Суслина Е. Свиноводство сегодня и завтра. // Животноводство в России. – 2008. - №10.
  9. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2009, №8.
  10. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики. // Вопросы экономики, № 6, 2008, с.83-90.
  11. Иохин В. Я Экономическая теория. Учебник. – М.: Юристъ. 2010.
  12. Кресникова  Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
  13. Кузнецова Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве Экономика АПК Предуралья. Научно – практический журнал,2008,№6.
  14. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2011.
  15. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2009,№10.
  16. Митин С.  Работа АПК в 2006 г. и формирование агропродовольственной  политики / Экономист, 2009,№4.
  17. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки        агропромышленного производства / Экономист, 2010,№4.
  18. Никитенко А.А. Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях. - М.: Агропромиздат, 2009.
  19. Околышев С., Тимофеев Л. Зачем нужна селекция свиней по колодке. // Животноводство в России. – 2008. - №5.
  20. Организация сельскохозяйственного производства. / Под ред. Шакирова Ф.К. – М.: Колос, 2008.
  21. Отечественный АПК: история и современность. М.: ЮНИТИ, 2009.
  22. Птицеводство России: между молотом и наковальней. // Животноводство России. – 2008. - №6.
  23. Сергеев И. Экономика региональных молочных стад. // Животноводство в России. – 2008. - №4.
  24. Скузоватова О. Нормативы в анализе и оценке аграрного региона / Экономист, 2010,№4.
  25. Соболь Н. Вклад ученых птицеводов в экономику страны. // Животноводство в России. – 2008. - №10.
  26. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность и приоритеты/Аграрный вестник Урала, 2008, №1.
  27. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2008, №2.
  28. Торопов Д. Стратегия развития сельских территорий / Экономист, 2008,№10.
  29. Трушин Ю. Национальный проект по АПК / Экономист, 2006, №10. Трушин Ю. Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист, 2009,№11 .
  30. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно – целевой принцип развития/ Экономист, 2009,№9.
  31. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2008,№7.
  32. Цветков В., Джумов А.– Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2008,№4.
  33. Шабукаев Ш., Кунцевич Г. Финансовое благополучие - в руках каждого предприятия. // Животноводство в России. – 2008. - №4.
  34. Энциклопедический словарь земледельца. – М.: Педагогика, 2009..
  35. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. – М., 2009.

 


Информация о работе Современное состояние сельского хозяйства России