Современные центры притяжения мигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы. Цель данной курсовой работы - анализ миграции населения на примере современных центров притяжения мигрантов. Задачами же являются выявление тенденций миграции населения для современных стран реципиентов, анализ мер, принимаемых государствами для регулирования миграционных потоков и изучение влияния миграции на нетрадиционные центры притяжения мигрантов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по мир.эк. 2.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)

Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы  России на 1,1 тыс. человек, или на 3,4%, в том числе в государства-участники СНГ — на 0,9 тыс.человек, или на 4,3%.

В 2010г. в обмене населением со всеми государствами-участниками  СНГ было отмечено уменьшение миграционного  прироста.

В 2010г. в территориальных  органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 2135 человек (в 2009г. — 4092 человека).

Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей  численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,14%.

Таблица2 - Удельный вес вынужденных переселенцев и беженцев по странам прежнего проживания на 1 января 2011г. (с начала регистрации) в % к общему числу вынужденных мигрантов 
 
 
          По данным ФМС России, на 1 января 2011 г. в стране насчитывалось 50,3 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев.

Более 34% из них (17,3 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 20% (9,9 тыс.) — Грузии, 12% (6,2 тыс.) — Узбекистана, 5% (2,6 тыс.) — Таджикистана.

Почти 10,5 тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Процесс расселения вынужденных  мигрантов идет по всем субъектам  Российской Федерации. Наибольшее число  вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия-Алания (10,1 тыс.человек), 6,5 тыс. — Республику Ингушетия, 2,5 тыс. — Белгородскую область, от 1,8 тыс. до 1,1 тыс. — Самарскую область, Краснодарский край, Оренбургскую область, Ставропольский и Алтайский края[1]. 

 

 

 

 

3 Влияние миграции  населения на новые центры  притяжения мигрантов

 

3.1 Положительные  и отрицательные последствия  миграции населения для России как современной страны реципиента

 

 

Миграция рабочей силы — явление сложное и неоднозначнoe, может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие принимающих стран.

Позитивные  для экономики в целом:

  1. вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;
  2. иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
  3. достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
  4. иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики
  5. повышают  конкурентоспособность производимых  страной товаров    вследствие уменьшения издержек  производства,  связанных  с  более низкой ценой иностранной рабочей силы;
  6. иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос  на  товары  и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в  стране пребывания;
  7. иностранные  рабочие  часто  рассматриваются   как   определенный амортизатор в случае кризисов и  безработицы.  Они  первыми  могут быть уволены;
  8. иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

Организация   экономического   сотрудничества   и   развития   (ОЭСР)

утверждает, что  иммигранты улучшают демографическую  картину развитых  стран, страдающих старением. Вместе с тем, хотя  замедляется  общий  темп  старения  населения страны,  на  соотношение  рождаемости  и  смертности  коренных  жителей  эта статистика не влияет никоим образом. Нанимая иностранных работников, многие предприятия избегают банкротства, увольнений, а глобальная экономика приобретает большую эластичность[8].

В целом, иммиграция способствует увеличению покупательной  способности (иностранная рабочая  сила производит менее дорогие продукты и услуги) и благоприятствует социальной мобильности населения внутри принимающей  страны. Также иммиграция приводит к росту производительности.

К негативным последствиям можно отнести:

  1. ухудшающаяся ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
  2. снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
  3. провоцирующиеся конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Наиболее подробно рассмотрим положительные и отрицательные последствия миграции населения для России.

Миграция  населения является существенным фактором  формирования трудовых ресурсов в России, который влияет на их качественный состав, на конъюнктуру на рынке труда как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Это влияние определяется как внутренней, так и международной миграцией, ее интенсивностью и структурой мигрантов.

Анализ  миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает, что проблемы  с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

В связи с этим существуют положительные  и, конечно же, отрицательные последствия миграционных процессов в нашей стране.

Массовая  миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной  Азии и их незаконное пребывание в  ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Последствия международной  миграции касаются уровней образованности населения, что влечет за собой повышение уровня квалификации последних. Как правило, считается, что мигранты не обладают высоким уровнем образованности. В основном это наблюдается в миграционных процессах из развивающихся в развитые страны. Однако это предположение не всегда верно. Дело в том, что низкоквалифицированные кадры действительно являются более мобильными, но они предпочитают отправляться в те регионы, где уровень дифференциации доходов ниже.

Но  так же существует и обратный процесс (миграция населения и трудовых ресурсов из развитых в развивающиеся страны), он заключает в себе тот факт, что высококвалифицированные кадры стремится получать более низкие доходы, но быть самореализованы и самодостаточны. А уровень жизни в этих странах ниже, вследствие чего трудовое миграционное население сможет обеспечить себе высокий уровень качества жизни. Высококвалифицированные работники склонны покидать страны, где утверждаются идеи равенства всех членов общества, и направляться в страны, где их высокопроизводительный труд оплачивается выше. Таким образом, для стран с низкой дифференциацией доходов последствием миграции при прочих равных будет снижение общего образовательного уровня населения, а для стран с высокой дифференциацией – рост общего образовательного уровня.  В развитых странах такой показатель получил название «утечка мозгов»  и представляет собой очень серьезную проблему для развития экономического потенциала страны. При этом для высококвалифицированных работников основным моментом является не поиск более высокооплачиваемой работы, сколько поиск принципиально новой работы. При стечении таких специалистов в развивающихся странах приводит к своеобразному кризису, который заключается в том, что предложение на рынке труда этих специалистов существенно выше, чем спрос на их деятельность. При этом эта ситуация крайне негативно  отражается на коренном населении развивающихся стран, которые обладают необходимым уровнем образования, а отсутствие возможности трудоустройства приводит их к дальнейшим шагам трудовой миграции. «Утечка мозгов» является серьезной  проблемой для России[9]. Иногда  причинами оттока специалистов является даже не стремление найти более высоко оплачиваемую работу, но желание просто ее найти. Проблемой является безработица среди высококвалифицированных кадров, обусловленная тем, что предложение труда специалистов больше, чем количество существующих вакансий для них.

Эмиграция на постоянное место жительства в  экономически развитые страны квалифицированных  специалистов, молодежи с высоким  уровнем образования ведет к  ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны. Основные потоки интеллектуальной миграции  идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время  на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны[7].

Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми. Современное состояние движения населения через границы Российской Федерации таково:

  • Из России ежегодно уезжает на ПМЖ за границу 300 - 350 тыс человек, официально заявляя об этом или натурализуясь на месте за рубежом. Примерно половина эмигрантов - немцы, евреи и корейцы.
  • Около 800 тыс россиян по официальным каналам (квотам, контрактам, заключенным в России) и неофициально временно работают за границей. Структура этой категории граждан чрезвычайно разнообразна: от строительных и сельскохозяйственных рабочих до предпринимателей - хозяев магазинов, ресторанов и игорных салонов. Можно встретить российских граждан, работающих агентами по продаже недвижимости на Кипре, официантами в Турции, строительными рабочими в Германии.
  • В настоящее время существует правовая база для выезда наших соотечественников за рубеж на заработки. Правительство РФ заключило со многими государствами договоры в этой области отношений. Экономический спад, глубокие структурные изменения, сокращение производства в оборонной промышленности, уменьшение армии и приток переселенцев из республик СНГ, вызвавшие безработицу и снижение уровня доходов ряда социальных групп, являются факторами, стимулирующими выезд из нашей страны на заработки за рубеж. По результатам опросов наиболее предрасположены к выезду на работу за границу научные работники, а также беженцы и вынужденные переселенцы из других частей СНГ в Россию[16].

Среди работающих за границей россиян много квалифицированных специалистов. По оценке, выходящей в Париже русскоязычной газеты "Последние новости", только в Западной Европе в 2003 г. работало не менее 50 тыс научных работников, преподавателей, деятелей культуры и искусства, медицинского персонала - выходцев из России.

  • В Россию ежегодно на постоянное место жительства приезжает значительно больше народа, чем уезжает. На 1 сентября 2005 г. в РФ было зарегистрировано 4,3 млн чел., переехавших сюда после распада Советского Союза. Оценить число незарегистрированных лиц не представляется возможным. В основном это этнические русские, но не только они. Российское гражданство или разрешение на проживание получили многие армяне, азербайджанцы, переехавшие в Россию во время вооруженных конфликтов или по деловым соображениям.
  • На временной основе в нашей стране находится не менее 5 млн иностранцев. Таким образом, наша страна вошла в число крупнейших государств, реципиентов иностранной рабочей силы. В России временно работает больше иностранцев и лиц без гражданства, чем в Англии, Франции или Италии.

В основном это выходцы из республик СНГ - украинцы, молдаване, армяне, азербайджанцы, таджики. Они трудятся на строительстве, в городском хозяйстве, практически монополизировали овощную торговлю в городах и торговлю на рынках вообще. Определенную категорию составляют лица без гражданства - беженцы или политические эмигранты - афганцы, курды, иранцы. Среди выходцев из стран дальнего зарубежья выделяются две группы лиц:

  • первая, это граждане развитых стран, как правило, высококвалифицированные специалисты, работающие по контрактам или в представительствах фирм, банков, в совместных предприятиях;
  • вторая - выходцы из развивающихся стран, часто нелегально находящиеся в России, для которых условия труда и жизни в нашей стране предпочтительнее, чем на родине; к ним относятся вьетнамцы, китайцы, пакистанцы, индусы. Главная сфера их деятельности - торговля, общественное питание, строительство, теневая экономика.

В целом баланс международной  миграции населения для России положительный, т.е. в РФ больше народа приезжает навсегда и на время, чем уезжает.

Положительный баланс перемещения населения через российские границы позволяет отнести нашу страну к экономически развитым государствам с неблагополучной демографической ситуацией, испытывающим нехватку рабочих рук. В таких странах иммиграция и прибытие иностранцев на заработки приводит к целому ряду положительных последствий, как было показано выше, в первую очередь к ликвидации дефицита рабочей силы, хозяйственному росту, расширению внутреннего рынка, налоговых поступлений в бюджет[14].

Однако в реальной жизни последствия международной  миграции для нашей страны скорее отрицательные. Последствия въезда иностранцев в нашу страну:

Информация о работе Современные центры притяжения мигрантов