Современные модели национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы выступает изучение особенностей белорусской модели развития экономики.
Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить современные модели национальной экономики;
выявить какие существуют разновидности моделей национальной экономики;
изучить особенности формирования белорусской модели национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие макроэкономической модели 5
1.2 Типовые модели национальной экономики 11
2. РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА 15
2.1. Разновидности переходной экономики 15
2.2. Формирование белорусской модели национальной экономики 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

Modeli_natsionalnoy_ekonomiki1.docx

— 70.04 Кб (Скачать документ)

      Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

  1. преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику;
  2. формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
  3. реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
  4. создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
  5. создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

      Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих направлений:

  • либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги – освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
  • реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
  • стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
  • реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
  • интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

      Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. Значимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.

      Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.

      После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.

      Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

      Одно из основных направлений переходного периода – интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении – перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

      Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:

  • ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им в командной экономике, то есть регулирование всего и вся. Главной задачей государства должна стать защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;
  • демонополизация экономики – ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;
  • введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
  • обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в «вымывании» товаров с прилавков и росте цен на «черном рынке», в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
  • развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
  • формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
  • финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
  • преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).

      В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

      Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике – и на достаточный длительный период – старых экономических форм.

      Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.

      Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

      Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса – недооценка объективного характера общественной эволюции, преклонение перед якобы особой ролью сознательного начала в развитии общества.

      Другая отмеченная закономерность – интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

 

2.2. Формирование белорусской  модели национальной экономики

 

     В социальной сфере стратегическая цель трансформационного периода состоит в формировании предпосылок для повышения уровня жизни населения.

Главными задачами переходного периода выступают:

1. Преодоление кризисных явлений  (спад, инфляция, безработица) и обеспечение стабилизации социально-экономической сферы.

2. Либерализация национальной экономики  и формирование новой экономической системы.

3. Обеспечение устойчивого и  долговременного экономического роста.

Выше приведена так называемая триединая задача переходного периода.

Так, на первом этапе переходного  периода максимум внимания требует к себе все, что связано со стабилизацией национального производства. Но это не снимает с повестки дня вопросы все той же либерализации и экономического роста. Так, на первом этапе трансформации экономический рост обеспечивается лишь в так называемых перспективных «точках роста». Но на последующих этапах устойчивый экономический рост достигается уже за счет реализации потенциала сформированной к этому периоду новой экономической системы.

Модель национальной экономики переходного периода применительно к Беларуси выше была обозначена в виде NeBY(A1-B2). Вместе с тем обобщение опыта трансформации административной экономики, накопленного большой группой бывших социалистических стран и стран СНГ, свидетельствует о том, что реально в исходной точке перехода речь идет не о выборе той или иной модели, а формировании общего курса социально-экономических образований.

Выбор такого курса сводится к выработке  приоритетов предстоящих преобразований, очередности и темпов, объемов и масштабов структурных сдвигов, к определению методов преодоления кризисных явлений. На его выработку непосредственное воздействие оказывают социально-экономические условия, которые формируются под воздействием кризиса АКС.

Так что наследство, получаемое от административной системы, непосредственно определяет социально-экономические условия демонтажа АКС. Применительно к национальной эко номике Беларуси это отразилось прежде всего через распад Советского Союза. Национальная экономика Беларуси стала формироваться в условиях сильных дезинтеграционных процессов, когда необоснованно сворачивались в том числе и экономически целесообразные связи хозяйствующих субъектов.

В наследство от АКС достались ее социальная база, закрепленные в общественном сознании административные ценности, обостренные социально-экономические противоречия. Следует учесть и отсутствие у страны достаточных материальных (валютных) резервов, полноценных внешних источников финансирования, а также низкий (по мировым стандартам) уровень развития производительных сил.

Отсутствие завершенных научных экономических исследований предстоящего периода радикальной реформы также затруднило выработку оптимальной национальной модели переходной экономики [2, с. 82].

Общенациональные условия развития имеют непреходящее значение. Поэтому они должны учитываться не только при выработке среднесрочной модели перехода, но и на всех последующих этапах совершенствования национальной экономики.

Среди общенациональных условий в  первую очередь принято выделять природно-климатические, а также состояние геополитического и социокультурного (цивилизационного) фактора.

Природно-климатические  условия в Беларуси считаются достаточно благоприятными для сельскохозяйственной и других видов деятельности, хотя территория страны стабильно относится к зоне негарантированного урожая. Заметна разница в продолжительности вегетационного периода между северными и юго-западными районами республики. Определенные преимущества сулят компактность национальной территории, прохождение нескольких международных транспортных коридоров. В минусе — отсутствие выхода к морю, экологические последствия чернобыльской катастрофы и мелководность рек. Вряд ли Беларусь можно отнести к странам, имеющим достаточную для современного развития сырьевую базу.

Неоднозначно может трактоваться и геополитический фактор: от весьма позитивных оценок вплоть до признания уязвимости национальной территории Беларуси.

Содержание социокультурного фактора определяется доминированием в структуре населения титульной нации. Беларусь традиционно относят к семье европейских народов, от которой она была насильственно оторвана в конце XVIII века.

Информация о работе Современные модели национальной экономики