Современные модели национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы выступает изучение особенностей белорусской модели развития экономики.
Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить современные модели национальной экономики;
выявить какие существуют разновидности моделей национальной экономики;
изучить особенности формирования белорусской модели национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие макроэкономической модели 5
1.2 Типовые модели национальной экономики 11
2. РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА 15
2.1. Разновидности переходной экономики 15
2.2. Формирование белорусской модели национальной экономики 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

Modeli_natsionalnoy_ekonomiki1.docx

— 70.04 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем для коренного  населения генетически присуща  меньшая рациональность и большая  созерцательность. Сильны традиции общинного самоуправления, патернализма, а также надежда людей на социальную защиту со стороны государства и т. п. Отсюда — негативное отношение к резкой социальной дифференциации. Все это обусловливает формирование более сложной системы стимулов и мотиваций к хозяйственной деятельности по сравнению с нынешним «экономическим человеком» Запада.

Безусловно, надо учитывать, что многие из обозначенных выше факторов не являются постоянными. Они изменяются под  воздействием НТП, повышения культурного  уровня населения, международного обмена и набирающей силу глобализации. Но они сохраняются, и еще долго будут выполнять свою важную роль.

В качестве национальных факторов развития должны признаваться лишь те, которые обеспечивают суверенной стране полноценное будущее [2, с. 83].

В переходный период временно складывается так называемая переходная экономика. Это означает, что система национальной экономики еще далека от идеала, а используемая модель имеет временный характер.

Переходная экономика есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикальные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением рыночных принципов хозяйствования.

По линии производительных сил  национальная экономика Беларуси при  всем кажущемся внешнем благополучии унаследовала от «советской экономики» во многом устарелый технико-производственный комплекс. Считается, что такой комплекс как минимум на один технологический уклад отстает от западноевропейского уровня.

В условиях СССР промышленность Беларуси действительно считалась передовой на фоне других регионов. Сегодня обнаруживается, что в национальной экономике Беларуси доля высоких технологий составляет лишь 2,3%, новых технологий — 10%, зато традиционных — 87%. Если показатель ежегодного прироста наукоемкости ВВП в развитых странах составляет 11%, то в Республике Беларусь этот показатель равен минус 2,7%.

Отсталость технической базы —  это не только низкий уровень производительности труда и низкий национальный уровень заработной платы. Такая отсталость сказывается на всех сторонах национальной экономики, ограничивает свободу выбора рациональных решений. Надо признать, что лишь по мере развития техники и технологии создаются полноценные условия для развития экономической системы, перехода ее в новое состояние. Все это до предела актуализирует необходимость проведения структурных сдвигов, мобилизуя для этого внутренние и внешние факторы развития.

В исходный период трансформации в национальной экономической системе устойчиво доминируют элементы административно-командной экономики. Вытеснение таких административных элементов и постепенное наращивание признаков рыночного типа не исключают возникновения временных или компромиссных форм. При положительном стечении обстоятельств имеет место постепенный переход от менее зрелых к более совершенным формам экономического движения, их наполнение реальным содержанием [2, с. 84].

Переходная экономика имеет ярко выраженный трансформационный характер. Ее эволюция подчиняется объективным закономерностям, которые выявляются экономической теорией переходного периода.

Но основное содержание процесса трансформации  все же определяется выработкой конкретно-исторических или страноведческих моделей, в полной мере учитывающих внутренние и внешние факторы развития страны. Очень важно не допустить неэффективного копирования упрощенных иностранных схем организации экономической жизни.

Национальная модель переходной экономики  призвана решать:

  1. проблему выбора стратегического направления социально-экономических преобразований;
  2. проблему обеспечения последовательной и непротиворечивой реализации избранного курса экономического развития;
  3. проблему утверждения полноценной модели национальной экономики рыночного типа — узнаваемой в мире, высокоэффективной и конкурентоспособной в соответствующем геополитическом пространстве [2, с. 86].

Для всех стран трансформационной группы общим выступает признание необходимости преодоления инерционности и ускорения социально-экономического развития.

Национальная модель переходной экономики должна быть готовой дать достойный ответ на ряд конкретных внутренних и внешних вызовов.

Главный внутренний вызов связан с имеющимся противоречием между низким национальным уровнем оплаты труда и потребностями человека, которые формируются с учетом современных критериев здоровья, образования и развития человеческого капитала.

Для расширения социальной базы проводимых преобразований необходимо обеспечивать постоянное продвижение вперед, улучшение социально-экономической ситуации на тех или иных направлениях развития, сохранять минимальные социальные гарантии для незащищенных слоев населения.

Главный внешний вызов связан с условиями достижения высокой конкурентной способности национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках [2, с. 87].

Изменение условий развития. Следует  признать, что современная национальная экономика Беларуси полностью соответствует основным признакам переходной экономики.

Принято считать, что Беларусь избрала эволюционный путь развития, сделала ставку на сочетание государственного и частного сектора при сильном участии государства в обеспечении социальной ориентации экономического развития.

К проблеме оптимальности выбора стратегического  курса экономических преобразований мы будем возвращаться еще не один раз. Поэтому обратим внимание на те новейшие изменения, которые произошли во внешних и внутренних факторах развития национальной экономики.

Среди внешних факторов укажем на вступление ближайших соседей (Польши, Литвы и Латвии) в Европейское Сообщество. В итоге Беларусь заполучила общую границу с объединенной Европой, являющейся крупнейшим региональным объединением в мире.

В Европейском Сообществе ВВП на душу населения примерно в 10 раз превышает аналогичный белорусский показатель.

Страны ЕС, располагая развитой рыночной экономикой и политической демократией, энергично выходят на новый виток постиндустриального развития и роста качества жизни населения.

Тем самым по отношению к Беларуси со стороны Западной Европы сформирован мощный геополитический вызов.

В то же время основным стратегическим партнером для Беларуси выступает  Российская Федерация, которая зачастую является не только основным поставщиком  сырья и энергоносителей, но и главным рынком сбыта белорусской продукции. Будучи интегрированной в российское экономическое пространство, Беларусь должна учитывать динамику протекающих там процессов. Особое значение приобретает обеспечение синхронности проводимых социально-экономических и политических преобразований.

Следует обратить внимание на то, что  на текущий момент интеграционные процессы между Беларусью и Россией  вступили в особую фазу. Выполнение ранее достигнутых договоренностей может означать передачу под юрисдикцию России национальной экономической системы Беларуси.

Данные перспективы, а также  доминирование на Западе суждений о  том, что Беларусь осознанно приняла  курс на сворачивание рыночных и демократических преобразований, заметно снижают имидж страны. Этим объясняются отсутствие внешних источников финансирования, полноценного сотрудничества между Республикой Беларусь и международными финансовыми организациями, незначительный приток в страну иностранного капитала.

Среди внутренних факторов следует обратить внимание на длительное сохранение весьма низкого уровня денежных доходов населения. Имеет место исчерпание экстенсивных факторов восстановления докризисного объема национального производства. По отдельным направлениям обнаруживаются признаки так называемой «вторичной кризисности».

В данном аспекте среди негативных моментов, выделяемых в официальных документах, следует указать на низкую рентабельность отраслей реального сектора экономики, высокий удельный вес в государственном секторе убыточных предприятий. Обнаруживается ригидность национальной экономической системы по отношению к рыночным сигналам [2, с. 88].

Отсутствие полноценных финансовых источников не позволяет государству создавать централизованные фонды потребления в прежних объемах. Низкая рентабельность реального сектора экономики заставляет сворачивать перекрестное субсидирование домашних хозяйств за счет реального сектора экономики, сужать сферу предоставления населению услуг на льготных условиях (здравоохранение, ЖКХ, образование).

Возникновение иллюзии возможности  решения многих проблем за счет дозагрузки старых мощностей усилило привлекательность дрейфа в сторону административно-командной экономики. Исторически подобная мутация ограничена, высокозатратна и экономически неэффективна, а поэтому стратегически бесперспективна.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Модель национальной экономики представляет собой вербальное или формализованное описание явлений и процессов, позволяющее выявить функциональные зависимости и основные тенденции развития.

      Наличие у державы мощного авторитета и значительных резервов предопределяет возможность формирования подсистемы государственного регулирования национальной экономики. Такая подсистема выступает как совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации социально-экономических процессов.

      В современных условиях смешанная экономика отражает генеральную линию социально-экономического развития человечества. В современном мире состояние перехода от одной экономической системы к другой является достаточно распространенным явлением.

      Переходная экономика есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикальные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением рыночных принципов хозяйствования.

      Переходная экономика имеет ярко выраженный трансформационный характер. Ее эволюция подчиняется объективным закономерностям, которые выявляются экономической теорией переходного периода. Для всех стран трансформационной группы общим выступает признание необходимости преодоления инерционности и ускорения социально-экономического развития.

      Белорусская модель — это модель только на переходный период, главной чертой которой является постепенный, эволюционный характер проводимых преобразований. Важнейшей и принципиальной чертой этой модели является ее социальная направленность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Иванов С.И. «Основы экономической теории» -  М.: Вита-Пресс,  2002. - 336 с.
  2. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб. Пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2004. – Ч.3: Экономическая теория. – 576 с.
  3. Макроэкономика: учеб. Пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 391 с.
  4. Переходная экономика: сущность и особенности // Современная экономическая теория. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа:  http://modern-econ.ru/ekonomika-rossii/econom-sistema/osobennosti.html. – Дата доступа: 14.11.2011.
  5. Теория переходной экономики. Макроэкономика. Ч. 2: учеб. пособие для ВУЗов / под редакцией Е.В. Красниковой. – М.: Теис, 2008. – 231 с.
  6. Тюрина, А.Д. Макроэкономика / А.Д.Тюрина. – М.: Эксмо, 2008. – 98с.
  7. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: «АСА», 2004.- 832 с.
  8. Экономика. Типы и модели экономических систем // Энциклопедия людей и идей. [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.abc-people.com/typework/economy/econo-3.htm. – Дата доступа: 14.11.2011.

Информация о работе Современные модели национальной экономики